Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня на Божественной Литургии мы слышали с вами Нагорную Проповедь Христа, которую еще называют Заповедями Блаженства. Проповедь эта была сказана Господом на берегу Галилейского озера на вершине холма, который и сейчас зовется «горой блаженств».

    

Толпы народа постоянно окружали Спасителя, каждый стремился услышать слово Его. Поэтому и взошел Он на высоту, чтобы все могли видеть и слышать. Была весна и склоны палестинского холма покрывала еще зеленая трава, цвели цветы и деревья. Рядом сидели Его ближайшие ученики, об избрании которых мы тоже слышали сегодня, а дальше сидел и стоял народ пришедший «из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана».   

А еще чуть дальше стоим мы с вами, народ пришедший слушать Христа с севера. А рядом с нами стоят народы и племена всех континентов планеты Земля. И голос Господа через Святое Евангелие, минуя годы и тысячелетия, минуя горы и океаны, степи и леса, доносится до сердца каждого человека желающего Его услышать. Так Бог, для Которого время и пространство лишь рабочие инструменты, созидает новое Человечество, в котором: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас, –так писал всем нам апостол Павел (Еф.4: 5-6).

Девять новозаветных заповедей, носящих название Заповеди блаженства, представляют собой как бы все Святое Евангелие в сокращенном виде. Сразу заметно их отличие от ветхозаветных десяти заповедей: в Ветхом Завете в основном рассматриваются внешние поступки человека, налагаются строгие запрещения в самой категорической форме, в Новом же Завете говорится больше о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо вечное блаженство.

«Блаженство» в православном понимании – это состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, состояние, которое достигается только благодаря единению с Богом, то есть обожением.

Спаситель говорит в Нагорной проповеди о том, что нам необходимо переродиться духовно, и тем приготовить себе блаженство вечной жизни в Царствии Небесном. И первый шаг к тому – осознать свою духовную нищету, свой грех и ничтожество, то есть смириться.

Вот почему «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Блаженны те, кто, видя и осознавая свои грехи, которые мешают войти им в это Царство, плачут, потому что тогда у них есть возможность примириться со своей совестью и утешиться. Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что становятся уже неспособными на кого-либо гневаться, делаются кроткими. Кроткие христиане, действительно, унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они унаследуют землю и в будущей жизни, ту землю, которая возникнет после разрушения этого мира, «землю живых» (Исх. 26:13; Апок. 21:1)

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6), то есть исполняющие во всем волю Божью достигнут праведности и оправдания.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Дела милосердия постепенно очищают человеческое сердце от греховной нечистоты, а «чистые сердцем» своим духовным зрением «узрят Бога» (Мф.5:8). Зрящие Бога стремятся подражать Ему, уподобиться Сыну Его, принесшего мир, то есть спокойствие человеческой душе. Зрящие Бога ненавидят вражду и поэтому становятся миротворцами, стремятся всюду водворить мир. Поэтому они и блаженны, поскольку «Будут наречены сынами Божьими» (Мф.5:9).

Но достигшие духовной высоты должны быть готовы к тому, что этот мир, который «лежит во зле» (1Ин.5:19), возненавидит их за правду Божию, и начнет гнать, поносить, злословить и всячески преследовать за их преданность Господу Иисусу Христу и Его учению. Тех же, кто все претерпит здесь за Христа, ожидает великая награда на Небесах (Мф.5:12).

Человеку невозможно достичь этой награды, вечного блаженного состояния, без страданий «…многими скорбями надлежит… войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). И начальной ступенью Блаженства является познание себя самого.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что «зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека. Видящий падение свое способен… уверовать в Евангелие живой верой. Такое состояние уже – дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство».

А лучшее средство к познанию себя – посылаемые, вернее попускаемые, Богом искушения и болезни, поэтому путь духовного делания христианина периодически и бывает тяжел и скорбен. В этой духовной жизни нужно постоянное внимание к себе, нужно напряжение, труд и борьба со своими страстями. А жизнь по Евангелию ведет к победе над ними, к обретению мира и душевного покоя.

Исполнили все заповеди Божии, много претерпели за Христа и получили великую награду на Небе и ныне прославляемые все Святые в земле Российской просиявшие. Среди них уже и прославленные, и те, которые рано или поздно будут прославлены нашей Русской Православной Церковью. Это первомученик Феодор – варяг и равноапостольная Ольга – славянка. Святитель Арсений (Мацеевич) – поляк и преподобный Александр Свирский – вепс. Страстотерпица царица Александра – немка и преподобный Петр царевич Ордынский – татарин. Преподобный Максим – грек и преподобный Антоний – римлянин. Святитель Киприан, основатель нашего монастыря – болгарин и схимонах Николай исповедник из Оптиной пустыни, бывший офицер османской армии, (он еще не прославлен, но верю, что будет!) – природный турок. Святейший Патриарх Тихон (Белавин) – русский, и его личный секретарь – преподобномученик Неофит (Осипов) – еврей. Младенец Гавриил мученик – белорус и малоросс Святитель Димитрий Ростовский и великоросс – священномученик Иларион (Троицкий).

Долго еще можно перечислять всех святых людей в земле Российской просиявших, разделяя, классифицируя их по тому или иному признаку. Но дело это сегодня, во второе воскресение по Пятидесятнице, нам не нужное, так как все они сейчас составляют, вместе со всеми святыми на небесах, абсолютно новый народ. Народ в котором, уже не имеют никого значения, столь важные для нас, земные различия: пол, возраст, рост, сила, ум, богатство, происхождение, национальность.

Уже здесь на земле, во вселенской апостольской Церкви Христовой, эти многочисленные различия во многом теряют свое значение, все они покрываются всего двумя словами – «православный христианин», что означает человека, любящего Господа и Бога нашего Иисуса Христа, старающегося жить по Его святым Заповедям, жить для того, чтобы стать частью нового человечества. Человечества, которое разделит с Богом Творцом Вселенной – Пресвятой Животворящей Троицей радость вечной блаженной жизни.   

Аминь.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Иеромонах Арсений (Писарев)

Новые материалы

Выбор читателей

×