В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архиепископа Никона (Рождественского) "На страже духа". Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.
Первая страница рукописи «Воспоминания епархиального архиерея». Публикуется впервые. |
9 цветеня[1] 1872 г. Давно не читал я творений святых отцов и этому именно приписываю то, что у меня, как выражается св[ятой] Исаак Сирин, «ведение, по причине исследований, больше веры, и упование на Бога имеется не во всяком деле»[2] – признак «оскудения благодати», почему я и подвергаюсь, по его же выражению, «козням подстерегающих во мраце состреляти (Пс. 10, 2) стрелами своими». И это, мне кажется, очень естественно. Большая часть сочинений, читавшихся мною за последние годы, хотя и не могут быть названы развращающими нравственное мое состояние, тем не менее они близки, ибо в них главный недостаток – «мудрость, не оправданная деятельностью»[3] […] До такой степени пристрастился к этому недостатку многих современных писателей, что и сам заразился им. И сам нередко пишу и говорю – одно, а делаю другое, не будучи крепко убежден в том, что пишу и говорю. Да, если бы был убежден, поступал бы по своим убеждениям.
Писания святых отцов, предварительно прошедших собственным опытом святую школу добродетельной жизни, свободны от этого недостатка. […]
И действительно, только такой опытный подвижник мог так глубоко проникнуть в изгибы человеческого сердца, изучить человеческую душу в таком совершенстве, какое и не снилось нашим ученым психологам, хотя они живут спустя 1200 лет после Исаака!.. Мы приводим в пример Исаака только потому, что сделали из него несколько выдержек и что сочинение его лежит перед нами – таких великих подвижников был целый сонм: прочитайте творения Ефрема, соотечественника Исаака, Иоанна Лествичника, Симеона и пр[очих], и пр[очих] и пред вами раскроется весь душевный мир, все, что есть в нашей душе высокого, святого, и что низкого, грешного, это – целая наука – высшая опытно-созерцательная психология! Цель этой науки – самая высокая: указать путь (к самоуправлению) под водительством благодати к высшему нравственному совершенству.
Чтение такого рода сочинений наполняет душу каким-то мирным чувством, вполне доверяешь слову подвижника, да и нельзя не доверять, ибо душа видит в его творениях отражение его жизни – видит свой истинный идеал, к которому она прежде стремилась бессознательно.
Ничего подобного не замечаешь в пустых светских сочинениях. Судят, пересуживают, выставляют себя умниками (что и со мной бывает […]), а так и видно, что говорят они одно, a чувствуют другое, а делают третье. Поверишь дядюшке, который все светские книги, всю литературу, за немногим исключением, величает «игрою ума».
Да, все это игра ума, игра представлений, детская затея – не больше. Так думается иногда, особенно когда читаешь светский журнал. […] А иногда начинаешь читать какую-нибудь корреспонденцию с поучениями и ядовитыми насмешками, то самому становится смешно и жалко – да, жалко – за человека, до какой он может дойти пошлости. Как будто и умнее и лучше его нет никого на свете, всех бы он учил, над всеми бы безжалостно смеялся, не только над худыми, а иногда и над хорошими.
Но довольно об этом. Дальше в лес, больше дров.
Скажу откровенно: столкновение с принципами quasi-образованного почти всегда производит во мне ужасное отвращение. Особенно возбуждали мое негодование взгляды на воспитание. Право, грустно смотреть, как во время всенощной в субботу добрые папаша с мамашей делают танцклассы для своих детей, как бы диавол проклятый нарочно внушает им подобное неуважение к времени церковного богослужения, чтобы с детства и в детях поселить это неуважение. […]
Страшно сказать даже: «Вот, мол, как я-то молюсь, не то что другие!» Точно тучи ясное небо, так помыслы покрывали мой бедный ум… Но не отчаиваюсь: вступил на путь: пойду о укрепляющем меня Иисусе Христе!.. Упаду – Он меня подымет, или, лучше, – не допустит упасть, свернуть с дороги.
Помоги мне грешному, Иисусе Христе!.. на пути к Тебе, Возлюбленный!
Я чувствую себя беспомощным сиротой, стал раздражителен, спотыкаюсь на каждом шагу, встать – силы нет. Доколе еще эта буря продолжится? Доколе сия война, сие воздвизающееся море?
Наставниче, спаси мя! Погибаю!..
Но от чего все это? Думаю, вот причина: я действительно воспитал в себе особый вид тщеславия, который можно назвать «авторским самолюбием», без столь глубоко во мне затаенного чувства я не написал ни одной корреспонденции, в газетах напечатанной, с этим же чувством, не замечая его, писал и эту несчастную корреспонденцию[4]… «Но быть христианином невозможно, не вырвав с корнем всех видов укоренившегося порока», – гласит совесть моя. А этот змий во мне пригрелся, он приятно щекотил мое грешное сердце, и мне жаль расстаться с ним… Требует он, чтобы, служа Христу, по временам питал и его… Но этого не будет! Я раб Господа Иисуса Христа, а не проклятых страстей моих… Отныне, согласно предложению совести, решаю: не печатать ничего дотоле, пока совесть, зорко следящая, как вижу, и за этим лукавым змием, не разрешит меня от этой епитимии. Посоветуюсь только с о[тцом] Леонидом[5], хорошо ли мое решение? Если он одобрит, то В[иктору] И[патьеви]чу отпишу, что при всей добросовестности материала для рассказа отказываюсь писать его по чисто внутренним, духовным обстоятельствам, в коих нахожусь и которые побуждают меня, как христианина, отказаться или по крайней мере отложить рассказ на неопределенное время. Уверен, что он извинит мое невыполнение обещания. Господи! Паки и паки обращаюсь, Ты Сам дай силу выносить мне это, Сам помоги вырвать зло из души, устрой, да не будет искушение мне со стороны не знающего меня В[иктора] И[патьеви]ча!..
21 ноября. Утро. Каждый грех равно удаляет нас от Бога навеки, если не раскаяться. Если же раскаяться, то каждый грех принимает на себя наш Божественный Искупитель Иисус Христос. И так каждый грех прибавляет тяжести к страданиям Христовым, если только можно так выразиться, ибо каждый грех бесконечно тяжел как оскорбление Всесвятого. Следовательно: сколько страданий прибавляю я своему Искупителю каждым своим грехом каждый час, каждую минуту! И нисколько не думаю о том, а только грешу, грешу и грешу… Боже мой! Какой я великий грешник! И как бесконечна Твоя благость ко мне окаянному, что я хожу еще по земле, что она еще не поглотила меня… Что реку и возглаголю? Помилуй меня прежде явления Твоего правосудия бесконечного, помилуй и имиже веси судьбами спаси мя!..
1 января 1874 г. Поучал в церкви дорожить временем. Как-то стыдно и приторно становится от похвал со стороны родных. Люди простые: понятно, восхищаются, что их сын, брат, родственник проповедует с кафедры. Других уча, себя нисколько не учу. Привык празднословить, говорю всякую бессмыслицу, даже в присутствии малолеток… И самому стыдно, а нравится глупость!..
9 февраля. Был у всенощной и читал. Пономарь заметил мне, что он и один прочитал бы, а на хорах певчих мало, но я не послушал его: осудил его и читал! Для чего? В стихаре пощеголять!
Прочитал Эль-чу сочинение свое «Каким должен быть пастырь по смыслу притчи о добром пастыре?» Сочинение вылилось из души, ибо тема очень пришлась по сердцу. И вот вздумалось похвастаться сочинением, своими чувствами, в предположении, что Э. скажет доброе словечко о том и прочим товарищам своим. Цель понятна. Если что и доброе-то выливается из сердца, откуда все более вытекают помышления злая, – и то сейчас же приношу в жертву своему истукану. Господи! Прости мне, недостойному Твоих милостей злоупотребителю! Когда же я буду Твоя только Тебе Единому приносити?.. Знаю, что сам виноват!
Приставникова третьего дня обозвал заочно сволочью… За что? За то, что два раза у них был и их не застал! Будто они обязаны для меня сидеть дома!
10 февраля. Завтра начинается Великий по своему значению в жизни каждого христианина пост. Помоги, Господи! Даруй мне этот пост во исправление окаянного жития моего.
Нимало не исправляюсь. Сегодня предался объядению и весь день провел праздно, ибо был ни к чему не способен. Странно! Знаю, что вредно, что будет мучительно тяжело и в теле и на душе, но делаю – ем! Сам себя мучаю. И вот хожу точно свинья. Безумец!
Именно безумец. Сегодня хвастал… Чем же? Да тем, что хочется мне поддержать в себе религиозное настроение хотя бы такими внешними средствами, как потребление антидора, возжигание лам[пады].
НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, л. 16 об.
[4] Заметки о лекциях в духовной семинарии, предназначавшиеся к печати в журнале «Домашняя беседа» под редакцией В.И. Аскоченского.
|