Зачем нужны неудачи?

Беседа с настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери (в с. Быково) протоиереем Валентином Дроновым

– Отец Валентин, прежде чем начать разговор о детских неудачах, хотелось бы понять, как верующий человек должен воспринимать те жизненные сложности и проблемы, которые не удалось разрешить? Уместно ли вообще говорить об удаче или неудаче применительно к событиям жизни церковного человека?

– Действительно, если выйти за рамки чисто обывательского взгляда на жизнь, то понятия «удачи» или «неудачи» вызывают сомнения. Для христианина очевидно, что те или иные завоевания и «удачи» принадлежат вовсе не нам, а возможны лишь благодаря помощи Божией. Точно так же и неудачи не всегда свидетельствуют о нашей несостоятельности, бесталанности и никчемности, а посылаются нам во имя каких-то целей. В христианстве понятие удачи – в том смысле, который в него обычно вкладывают, – не существует. Когда говорят, что человеку сопутствует удача, то подразумевают какое-то необъяснимое везение, не связанное с затраченными трудами и заслугами. Удача в обыденном представлении – скорее действие слепой судьбы, чем результат приложенных усилий. Если же основываться на христианском мировосприятии, то говорить об удаче можно лишь в одном смысле: когда человеку нечто удается благодаря своим усилиям. Причем, достигнутый результат – это не только и не столько плод его личного труда, но и свидетельство Божиего присутствия и покровительства. То же и с неудачами: человек верующий отнесется к несбывшимся мечтам и несостоявшимся планам с точки зрения Промысла Божия. А значит, задумается о себе, попытается осмыслить свой путь, усомнится в правильности тех или иных решений. Для верующего человека неудачи – повод к переосмыслению своей жизни, а значит – прямой путь к созиданию и самосовершенствованию.

– Как помочь ребенку в преодолении тех испытаний, которые кажутся ему неудачами?

– Восприятию неудач ребенок учится в семье. Он будет относиться к сложностям и испытаниям так, как их воспринимают родители. Если в семье жизнь воспринимается с точки зрения действия Божиего Промысла, то и ребенок отнесется к своим проблемам по-христиански. Он будет знать, что трудности посылаются во благо, что неудачи существуют для их преодоления, а испытания – для взросления и закалки.

Естественно, детям сложнее справиться с откровенными неудачами: ребенок не способен постичь и рационально объяснить себе все тонкости богословия, а тем более – опираться на них в житейских ситуациях. Но он должен знать, что неразрешимых проблем не бывает: с ними он может обратиться к священнику, обсудить с родителями, попросить совета у близких. И здесь ребенку нужно помочь.

Как это ни банально звучит, самое лучшее – не морализаторство, а живой разговор, в котором он почувствует дружеское участие, а не осуждение взрослых. Я всегда советую включать фантазию – предположить, что может случиться, если отказаться от испытания и усилий. Скажем, ребенок не выполняет каких-то необходимых обязательств в школе или в семье. Пофантазируйте вместе с ним, что будет, если такое поведение станет нормой, каким он вырастет, будут ли у него друзья, получится ли у него осуществить свои мечты. Человеку просто невыгодно быть плохим, глупым, ленивым, злым: с этим ребенок легко согласится.

Христианские ценности открыты и очень логичны: награда за добродетель – это не только жизнь вечная, но и блага жизни земной, если только уметь их видеть: любовь близких, дружба, согласие, понимание, интересное дело, радость творчества. Человек ведь обладает необозримой свободой, перед ним Господь открывает бесконечные горизонты, и выбор всегда за нами. Спросите у ребенка, какой путь его привлекает больше: невежества или постижения знаний, добра или зла? Конечно же, он предпочтет созидание, труд, добродетель. Причем, эти ценности перестанут быть для него абстрактными предписаниями, а окажутся результатом разумного, естественного и логичного выбора.

Кроме того, ребенок должен постоянно ощущать Божественное присутствие и участие. Если школьная и семейная жизнь будут включены в этот контекст, то и испытания не покажутся неудачами, которые так часто вызывают в детях глубочайшие болезненные потрясения. Важно объяснить ребенку, что неудачи – это не события, которые с нами случаются, а то, как мы к ним относимся. Если осознавать, что не только мы строим свою жизнь, но Господь ведет нас своими неисповедимыми путями, то во всех трудностях откроется особый смысл, а испытания станут поводом к труду и самосозиданию.

Ощущение Божиего присутствия убережет ребенка от чувства одиночества, ведь именно одиночество – главный корень детских внутренних проблем. Ребенок остро и болезненно воспринимает неудачи тогда, когда ощущает себя одиноким – лицом к лицу с разочарованием, неуверенностью, бессилием. Совсем иначе видится жизнь, если ребенок не сомневается, что каждое событие есть результат мудрого Божественного вмешательства и покровительства. Тогда любая трудность оказывается объяснимой и преодолимой, а неудача – промыслительной.

– Все мы строим какие-то жизненные планы, у каждого из нас есть представление о своем предназначении, каждый имеет свои конкретные цели и к ним стремится. Всегда ли так называемые «неудачи» служат сигналом к тому, что мы неправильно пользуемся нашей свободой воли и ошибаемся в выборе пути? Вообще, как распознать волю Божию применительно к себе, чтобы наши планы и надежды стали созвучны Божественному замыслу?

– Божественный замысел – это тайна. Она часто приоткрывается нам в моменты, когда мы оглядываемся на пройденный путь и ясно видим, почему в нашей жизни все произошло именно так, а не иначе. Я уверен, что в жизни каждого человека есть примеры, когда, на первый взгляд, неблагополучные, негативные, досадные ситуации оказывались впоследствии единственным правильным путем. В какой-то момент мы понимаем, что Господь вел нас дорогой испытаний не случайно, неудачи и неоправданные надежды чудесным образом открыли нам или новые перспективы, или путь к переосмыслению своего предназначения, или ясное ощущение собственных заблуждений.

Неудачи могут быть средством к воспитанию как наших умственных, так и нравственных качеств. Все зависит от конкретной ситуации. Неуспех какого-то дела, возможно, посылается нам для смирения. Ведь достижение цели может породить самодовольство, высокомерие, гордыню. Путь к осуществлению личных замыслов может быть продиктован как подлинным творческим вдохновением, так и эгоистическим желанием самоутверждения, как тягой к созиданию и внутреннему росту, так и жаждой славы, власти и соперничеством. А бывает, что благие цели кажутся таковыми лишь нам, не способным прозревать будущее. И как бы ни были высоки и чисты наши намерения, лишь Господу Богу ведомы все тайные пути, все пропасти и вершины. Поэтому неудачи, как и удачи, – всегда проявление бесконечной любви Бога к человеку, Его заботы и помощи.

Действительно, каждый христианин задает себе вопрос о границе между свободой воли, которая всем нам дарована, и Божиим Промыслом. Свобода и вседозволенность – не одно и то же. По слову апостола Павла, «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наверное, совпадение свободного человеческого выбора с Божией волей – и есть святость, которая, увы, не под силу большинству из нас. Но каждый может приблизиться к тайне Божественного замысла – молитвой, вопрошанием, смирением, покаянием. Разумеется, все мы слепы и немощны, но именно поэтому и дано нам евангельское слово. Все знают слова Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7: 7). Утренние молитвы, молитвы перед началом каждого дела – это и есть самый быстрый и прямой путь к той границе, где встречаются человеческая свобода и Божья воля.

Одно из прошений в известной молитве Оптинских старцев звучит так: «Дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день» – то есть призывает отнестись к удачам и неудачам как к должному, необходимому, правильному. И далее: «Дай мне всецело предаться воле Твоей святой» – научи во всем видеть проявление Промысла Божия. «Руководи моею волею» – то есть направь мои желания и поступки к тому пути, который Господь уготовал именно мне.

Смиренное и благодарное приятие всего, что с нами происходит, есть свидетельство доверия к Богу. Почему уныние называется смертным грехом? Потому что уныние есть знак отсутствия любви к Богу, недоверие к Его мудрости, сомнение в Его любви и заботе. Если мы научимся любить Бога по-настоящему, то даже неудача может стать для нас ступенькой к восхождению, средством к познанию и поводом к созиданию.

– Естественно, что верующие родители главной целью ставят воспитание в ребенке христианского отношения к жизни, а значит – и восприятию неудач с духовной точки зрения. Как найти правильный подход к ребенку в этих вопросах, научиться говорить с ним на одном языке, избежать навязчивости и насилия?

– Действительно, распространенная проблема многих семей – это ситуация, в которой родители навязывают в воспитании свою «правильную» точку зрения, забывая о внутренней свободе ребенка. Причем, эта насильственная позиция часто бывает продиктована чувством любви и самыми благими намерениями. Однако столь требовательная любовь к ребенку и рьяная забота о правильности его действий со стороны взрослого есть проявление эгоизма этого взрослого. Часто мы хотим видеть в детях осуществление наших нереализованных целей, соответствие нашим собственным представлениям об идеале. Ничем иным, как эгоизмом, такое отношение не назовешь.

С другой стороны, существует и противоположная крайность – излишнее равнодушие к детям, прикрытое оправданием, что ребенок растет свободным и предоставленным самому себе. Естественно, ребенок будет очень страдать от отсутствия заботы о нем, чувствовать себя оставленным в мире злом и жестоком. Здесь, конечно, нужно найти «золотую» середину: с одной стороны, не терять доверия к ребенку, уважать его взгляды и желания, а с другой – не оставлять его наедине с трудностями, не лишать его заботы и дружеского участия взрослых.

Кроме того, для органичного и полноценного внутреннего развития ребенка одного церковного воспитания не достаточно. Ведь ко всем перечисленным сложностям прибавляются еще и пресловутые комплексы. Например, мальчик не умеет плавать. Ну не научили его родители. Этот факт будет с годами вырастать как снежный ком. Богословием тут точно трудно помочь.

А чувство вины! То, что для зрелого православного человека есть естественное осознание своей греховности, ребенка может надолго сделать несчастным изгоем. И хоть это скорее тема для психоанализа, чем для православной педагогики, мы должны признать, что без внимания к этой теме не может строиться программа христианского воспитания.

Вообще, церковным воспитанием и педагогикой должны заниматься профессионалы, а не просто «благочестивые миряне». Но где же их взять, если их почти нет даже в простых светских школах. «Кузнецов не было во всей земле Израильской» (1 Цар. 13: 19). Одна надежда на родительскую любовь, обогащенную мудростью, чувством уважения и доверия к ребенку – любовь, очищенную от взрослого эгоизма. 

Интервью предоставлено православным образовательным журналом «Виноград» (сентябрь-октябрь 2009).

Беседовала Александрина Вигилянская

9 сентября 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья11 сентября 2020, 13:58
Прекрасная статья!
Ольга12 декабря 2009, 21:55
Хочу сказать, что о "Сопротивлении злу силою" очень хорошо рассказано в книгах нашего русcкого соотечественника Ивана Ильина. После прочтения его книг у меня многие вопросы отпали. Очень рекомендую прочесть, не пожалеете.
Наталья25 сентября 2009, 23:45
Спасибо Марина за ответ. Я с Вами абсолютно согласна.
Марина23 сентября 2009, 18:14
А я Наталье хочу ответить. Ударили тебя по левой щеке, подставь правую - это же совсем не означает, что бороться в этой жизни совсем не надо. Если тебя бьют, надо давать сдачи, но в душе не озлобляться на этого человека. Если жить по принципу "на всё воля Божья"- можно так нагрешить и столько зла сотворить на этом свете! Православный христианин должен быть тверд и бороться со слабостью человеческой и откровенным хамством, соблюдая заповеди
Наталья23 сентября 2009, 15:53
Интересно, что первый раз я о Воле Божией узнала в своей профессиональной практике. Работая в параллельной организации с мужчиной которого считали глубоко верующим, общаться с ним было очень приятно, но работать???. У нас были одинаковые обязанности от нас зависело, будут ли деньги на предприятии в период кризиса., но сложность была в том, что была организация которая используя свои связи имела возможности наши деньги забирать( не буду вдаваться в финансовые подробности). Так вот с православным мужчиной даже не церемонились ему прямо говорили- Ты- отдашь и он разводил руками и только говорил, а как же люди и потом добавлял, значит такова Воля Божия и его подчиненные оставались без зарплаты. А я не знала что такое Воля Божия и по этому думала, что умру - но не отдам нами заработанные деньги, приходилось тяжко, пришлось пройти путь от лести до угроз , но Слава Богу все закончилось полюбовно. Но войдя в Церковь я столкнулась с тем, что только и слышу оправдание всего Волей Божией, Промыслом Божием и ничего про человеческие усилия- легкое оправдание удач и неудач. Читай молитвы, читай акафисты, исповедуйся, причащайся – Господь все управит – жди. Но в моем случае наша организация выстоила и Слава Богу , а там где было упование на милость – развалилась. Естественно объяснение было только одно – такова была Воля Божия. И за всей этой правильностью – элементарное человеческое равнодушие, безволие и концентрация только на себе, а там хоть потоп. К сожалению мне женщине не хватает в Церкви ни смелости ни мужества, а пришибленности хоть отбавляй. Уходим в прелесть чуда и упование за которым все меньше человеческих усилий. Нет у меня оптимизма по поводу будущего воинства Христова -видя настоящее.
вера19 сентября 2009, 11:50
что значит САМОвоспитание , самосозидание ?
Евгений18 сентября 2009, 19:09
Юлия, самое главное не останавливайтесь. Бог делает за нас гараздо большую работу.
Статья замечательная. Я сам стою на перепутье и вера меня привела к этому, но вот выбор сделать не могу. Молюсь и стараюсь отдаваться на его волю. Не всегда получается.
Храни всех Господь!
диакон Александр17 сентября 2009, 22:56
Чувствуется глубокое понимание о.Валентином проблем современного человека.Спаси Господи!
Юлия15 сентября 2009, 16:38
Не ошибусь, если предположу, что большинство современных верующих находятся в начале духовного пути и не очень преуспели в духовном росте. Мы, по большей части - неофиты. Мне самой трудно ощутить присутствие Божье, изжить чувство оставленности, и поэтому вдвойне трудно передать детям смиренное и благодарное отношение к жизни.
Михаил14 сентября 2009, 14:32
C чужими детьми стараюсь быть тактичным и не навязчивым, но со своим - "аки деспот".
Списи Господи, батюшка.
Наталья12 сентября 2009, 09:28
Я полностью согласна с вами. Храни вас Бог.
Клирик Пензенской Епархии11 сентября 2009, 20:29
Спаси Господи батюшка, в свою очередь всякий раз стараюсь донести на проповеди о выше сказанном Вами.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×