Святой Эдуард-мученик и судьба Англии

Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам.

(Мф. 6: 33)

С тех пор как англичане пришли на остров Британия, они не совершили деяния, ужаснее этого. Люди убили его, но Бог возвеличил его: в жизни – земной король, а по смерти – небесный святой.

Англо-саксонская хроника за 979 год

Церковь на Британских островах только тогда начнет возрождаться, когда будет почитать своих святых.

Святой Арсений с острова Парос († 1877)

Святой Эдуард-мученик Святой Эдуард-мученик Православная христианская вера основана на двух важных учениях: на учении о Святой Троице – едином Боге в трех Лицах и на учении о воплощении Сына Божия: истинный Бог стал истинным Человеком. Крестное знамение выражает оба этих учения. Два пальца на ладони – это две природы Христа, а соединенные вместе большой и два других пальца изображают Святую Троицу, единосущную в трех Лицах. Этим знамением христианин освящает свои умственные силы (голову), свою духовную силу (сердце) и физическую силу (плечи). Все три источника силы должны освящаться для пользы человеку и равновесия. В древней Англии обращали особое внимание на крестное знамение: «Сколько ни маши руками, не освятишься, пока не сотворишь крестного знамения. А как перекрестишься, враг отступает, устрашившись знамения победы. Всякий должен освящать себя тремя пальцами во имя Святой Троицы» (аббат Эльфрик Эйншемский).

Три составляющих человека – духовную, умственную и физическую – встретим и в обществе. В любом обществе, христианском и нехристианском, есть люди, посвящающие себя труду духовному (монахи, монахини, священники), умственному (учителя, писатели, администраторы) и физическому (фермеры, ремесленники, плотники). Общество нуждается в этих трех деятельностях для своего равновесия. Аббат Эльфрик Эйншемский († 1020) писал подробно об этом в сочинении «Нищие, работники и солдаты», и епископ Вульфстан Вустерский[1] тоже писал об этих трех составляющих в своих «Законах общественного строя». Также у нации есть законы духовные (в христианстве это Церковь) и человеческие (государство и пр.). Они соотносятся с двумя природами Христа, и обе необходимы для сохранения равновесия в обществе. Баланс духовных, умственных и физических сил, а также Божественного и человеческого царств символизирует всеобщее крестное знамение, сотворенное над всем народом, всей нацией, всем королевством.

«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2: 9).

Современным западным обществом этот баланс потерян. Сегодня мало кто обращает хоть какое-то внимание на царство духовное, и многие живут в полном неведении о духовном мире, существующем рядом с материальным. Основное внимание сосредоточено сейчас на умственной работе (образование, технологии) и на физическом развитии (спорт, досуг, отдых). Таким образом, Божественное и человеческое находятся в дисгармонии. Мы живем в эпоху тоталитарных государств, в которых «полнота» наших жизней определяется критериями государства. Это верно для недемократических стран, но верно также и для демократических, в которых главной заботой для многих является «экономизм», то есть власть денег, интерес к экономике, называемый святым Евангелием просто маммоной. Все это не оставляет места для духовной жизни («у меня нет времени ходить в церковь»). В прежние же времена большинство мужчин и женщин развивались духовно, они веровали и практиковали свою веру, они утомляли свои тела физической работой, тем самым укрощая страсти и успокаивая ум. Сегодня у людей духовные вместилища пусты и неразвиты, о них даже не знают, в то время как тело со всеми его чувствами постоянно возбуждено, а ум все время раздражается непрекращающимся потоком информации. В результате этого в государствах миллионы граждан становятся больными телесно и душевно. И сегодня вполне уместно задать вопрос: не потому ли общество стало таким неуравновешенным, что мы перестали «искать прежде всего Царствия Божия», или, другими словами, перестали творить крестное знамение?

Вечер, ранняя весна. Молодой король возвращается с охоты в королевское поместье на Пурбекских горах, что на юго-западе страны. Он едет верхом, сопровождаемый несколькими спутниками, в поместье своей мачехи. Этого 19- или 20-летнего короля зовут Эдуард[2]. Он праправнук святого короля Альфреда Великого и сын святого короля Эдгара Мирного, правителя всей Англии. Его мачеху зовут Эльфредой, она мать Этельреда, известного в истории как Этельред Нерешительный (Ethelred the Unready), что по-староанглийски звучит как «знатный совет – никакой совет»[3]. Мы сейчас находимся к западу от деревни Корф графства Дорсет, и сегодня 18 марта 978 года. Люди королевы Эльфреды выезжают навстречу юному королю, чтобы поднести ему приветственную чашу. Один из них останавливается справа от короля, как бы собираясь обнять его, но затем вдруг хватает его за руку. Другой, с левой стороны, хватает короля за другую руку, выворачивает ее и наносит королю удар кинжалом прямо в легкое. Эдуард навзничь падает с лошади, которая, испугавшись, срывается с места. Левая нога короля запутывается в стремени, и лошадь, несущаяся вскачь, волочит его тело по земле, так что король ломает себе бедро. А испуганная лошадь несется все вперед и вперед, все так же волоча по земле тело короля, нога которого запуталась в стремени. Из раны хлещет кровь, но лошадь не останавливается. Наконец тело уже бездыханного Эдуарда, все растерзанное и избитое, срывается в небольшой ручей у подножия холма, где и сегодня находятся руины замка Корф. К этому источнику до сих пор приходят паломники и умывают в нем глаза, ибо воды его имеют целительную силу.

«Земные родичи не отомстили за его смерть, зато Небесный Отец отмстил сполна. Земные убийцы стерли память о нем на земле; но Отец Небесный возвеличил его славой на небесах и на земле. Тот, кто однажды не приклонил колен пред ним живым, сейчас смиренно склоняется к его мощам» (Англо-саксонская хроника).

Замок Корф Замок Корф     

Чудеса, последовавшие после этого происшествия, позволили назвать убийство короля мученичеством. Тяжкий грех цареубийства, лишения жизни помазанника Божия, содеянный предателями из королевского дома, был совершен не по политическим, а по духовным причинам. Как и его отец святой Эдгар, внезапно умерший в 975 году (память 8 июля), святой Эдуард был помазан на царство архиепископом всей Англии, любимым всеми «первым аббатом английской нации» святым Дунстаном (память 19 мая). Как и его отец, святой Эдуард был щедр на милостыню бедным в годы плохого урожая и поддерживал монашество, защищая монастыри и их земли от алчных рук завистливых баронов. Святой король Эдуард хотел, чтобы основой английского королевства была молитва, ибо знал, что она – единственный гарант его правления. Но остальные думали по-другому. Один из таких людей, Элфхер Мерсийский, воспользовался юностью Эдуарда в своих интересах. Он разрушал монастыри, прогонял монахов, а земли их отдавал родственникам и друзьям. Монастырь в Ившеме был ограблен, обитель Диерхест в Глостершире постигла та же участь. «Вдов неоднократно грабили, происходило много несправедливостей и преступлений. Он изгонял монахов из церквей, прогоняя овец вместе с пастырями криками и хлопаньем в ладоши из толпы; это был злейший хозяин, великий тиран». Элфхеру противостояли не только реформаторы Церкви, боровшиеся за духовное возрождение: святые Дунстан, Освальд и Этельвольд – «три великих святителя» Англии, но и знать Восточной Англии. Этельвина, поборника монашеской жизни, поддерживал его брат Алфвольд, а также еще один герой древней Англии Биртнот из Малдона. Во главе этой группы благородных людей стоял молодой король. И вот Элфхер Мерсийский вместе со своими сторонниками отважился на цареубийство. Возможно, ему в этом помогала Эльфреда, желавшая власти вместе со своим сыном Этельредом, вступившим сразу после убийства святого Эдуарда на королевский трон, хотя ему едва минуло 10 лет. Убийство короля развязало заговорщикам руки, теперь они могли хозяйничать в королевстве, противиться монашескому возрождению, духовному пробуждению, своевольно управляя Этельредом.

Святой Эдуард-мученик был последним королем Англии, для которого монашество было на первом месте. В нем умер не просто молодой король, а вся надежда Англии сохраниться такой нацией, в которой Церковь и духовные нужды народа важны и значимы наравне с государственными интересами и материальными потребностями нации. Это было началом конца. Равновесие между Церковью и государством на английской земле было навсегда утрачено. Нам даже не надо рассматривать время после правления Этельреда, чтобы понять, что это так. С самого начала его правления (978–1016) последовали дурные знамения. Во время своего крещения Этельред, как и нечестивый император Константинополя до него, осквернил святую купель. 978 год – год мученичества святого Эдуарда и вступления Этельреда на престол – был отмечен небесным знамением: «Ночью на небе появилось кроваво-красное облако, в которое ударил огонь». Согласно кентерберийскому хронисту Эдмеру, «святой Дунстан обличил Этельреда в том, что тот вступил на престол, обагренный кровью брата. Святой предсказал, что сам Этельред будет жить в крови, страдать от завоеваний и жесткого противостояния чужеземных врагов и что королевство будет снова и снова претерпевать кровавые разорения». Собственно, это бездарность и бесхарактерность Этельреда, пытавшегося откупиться от язычников-датчан, привели к славному, но унизительному мученичеству святого Альфеджа, любимого архипастыря всей Англии, и в конечном счете к датскому владычеству, когда датские короли смотрели на Англию как на колонию. В 1014 году Йоркский епископ Вулстан говорил: «Все должно пойти от плохого к худшему по грехам людей до самого прихода антихриста».

Святой король Эдгар Мирный. Витраж Святой король Эдгар Мирный. Витраж Но самой ужасной ошибкой Этельреда стала его женитьба в 1002 году на принцессе Эмме Норманнской († 1052). Этим была приведена в движение роковая цепь событий, облегчившая завоевание Англии Вильгельмом Завоевателем и полное уничтожение древнего английского государства с его богатой цивилизацией.

Согласно видению короля Эдуарда Исповедника, наполовину норманна, явленному ему на смертном одре в январе 1066 года, «английская земля будет отдана во вражеские руки, так что демоны пройдут по всей стране с огнем и мечом, опустошая ее».

Трудно не увидеть в трагической смерти святого короля Эдуарда не только венец духовной славы, но и начало упадка и полного отпадения Англии от благодати. После жестокого убийства святого короля Эдуарда движение по восстановлению монашества после завоеваний викингов IX столетия постепенно сошло на нет, а английское общество было дестабилизировано. В результате Англия стала чувствительной к новой идеологии, внедрившейся в Западной Европе благодаря правлению пап-немцев и приведшей в середине XI века к отпадению от веры и Церкви первого тысячелетия большей части Западной Европы. Это стало предательством тысячелетней святости на Западе, того периода западной истории, который называют «эпохой святых».

Это не просто драма истории только Британских островов, и началась она не в данный период. Мученичество святого Эдуарда было не просто убийством отдельного человека, но смертоносным нападением на духовную чистоту всех Британских островов.

Норманнское завоевание было, собственно говоря, совершено потомками викингов, покоривших северную Францию. Банды воинственных норманнов, полуязычников с их культом военной аристократии и громадных крепостей, атаковали подлинно христианский мир от Сицилии до Ирландии; и в разграблении в 1204 году столицы христианской римской империи, Константинополя, в значительной степени повинны именно они. (По свидетельству хрониста Виллехардуина, некоторые из участников обороны города были потомками представителей той старой Англии, которые покинули ее после 1066 года.) В Англии норманны ввели феодальную систему, поработили народ, сократили Церковь до государственного отдела, настроили церквей-крепостей и сделали из епископов воинов. Эта «церковь» стала частью системы феодального подавления народа. От такой системы народ позднее был рад навсегда отделаться в XVI веке, в период Реформации. Потеря свободы в Церкви, ее феодализация на протяжении веков подрывали ее репутацию.

Порабощенные норманнами кельты были направлены по такому пути, на котором они не сделали со времени христианизации ничего. Норманнские замки, и теперь еще многочисленные в Уэльсе, до сих пор вызывают большую неприязнь кельтов, особенно ирландцев… Жаль, что кельты до сих пор так и не поняли, что именно англичане стали первыми жертвами тех, кого они называют «англичанами», то есть норманнских узурпаторов английской христианской законности и культуры. Эти «англичане» вовсе не жители внутренней Англии, они – правящий класс, «британцы», те, кто сокрушил сначала истинных англичан, а потом и кельтов. По сути, норманнское завоевание Ирландии в XII веке произошло с такого же благословения папы, что и завоевание Англии в 1066 году. Это завоевание привело бы к окончательному уничтожению ирландской святости, к утрате кельтского монашества, вдохновленного Египтом, и к тому, что жития кельтских святых стали бы восприниматься всего лишь как легендарный фольклор. Норманны постарались уничтожить традиции «острова святых» (так издавна называлась Ирландия. – Пер.), так же как они стремились умалить и опорочить английскую, шотландскую и уэльскую христианские традиции. Первое тысячелетие на Британских островах породило тысячи святых. Во втором тысячелетии было канонизировано, включая Ирландию, всего несколько святых, даже по подсчетам католиков.

В XII веке борьба внутри династии привела к гражданской войне при короле Стефане Блуаском (1135–1154), затем в XIII и XIV веках шла столетняя война с Францией, а в XV веке потомки норманнов начали «войну роз» со всеми ее ужасами и кровопролитием. Этого бы не произошло, если бы не было норманнского завоевания. Ведь после 1066 года в Англии больше не было ни одного английского короля или королевы. В 1916 году Морис Хьюлитт в своей эпической поэме «Песня плуга» писал: «Я помню один год, тысячный год, с тех пор как Христос был королем, в Англии правили три короля перед тем, как зазвенели рождественские колокола. А после них больше не было английской крови, чтобы спеть песню».

Кончилось средневековье, но страдания Англии, да и всех Британских островов, не закончились. Следствием убиения последнего английского короля, ставившего монашество и молитву на первое место, стало появление первого английского короля, поставившего монашество и молитву не на второе или третье, а на последнее место. Я говорю о самом известном разрушителе английского монашества, духовном преемнике Элфхера Мерсийского, тиране-сифилитике и убийце Генрихе VIII. После его правления на острове Британия в течение трех столетий не существовало ни одного монастыря – подобного не мог достигнуть даже большевизм. Вдобавок Генрих и те, кто пришел после него, особенно Елизавета I и Кромвель, отягчили и усугубили положение в Шотландии и Ирландии настолько, что последствия можно легко видеть и в наши дни.

Реликварий с мощами святого Эдуарда Реликварий с мощами святого Эдуарда Эти короли обожглись на своих планах в Европе, и потому они принялись за создание империи в Новом Свете. Однако империя, образовывавшаяся с XVI века стараниями Елизаветы I, основанием своим на этом враждебно настроенном римско-католическом континенте сделала, прежде всего, грабеж и торговлю, но не Бога. Переселенцы из Британии до XIX века мало беспокоились об обращении к христианству тех местных народов, которых они встречали в Азии, Африке и обеих Америках, поскольку их империя не опиралась на веру. Но и в XIX веке «миссионеры» обратили к вере только кое-кого у самых примитивных народов Африки и Полинезии. А там, где они находили давно установившиеся и весьма развитые (лишенные наивности и простоты) религии, как, например, в Индии или мусульманских странах, им никого не удавалось обратить. Там, где они сталкивались с другой мудростью (хотя и меньшей, так как лишенной Христа), которую искренне хранили местные жители, эти «миссионеры» встречали сопротивление. Как писал в 1857 году поэт и священник Уильям Барнс об индийском бунте, «миссионерская работа никогда не будет иметь успех, если ее проводить мечом, или под скипетром, или силой гражданских законов. Вы приобретете тысячи лицемеров, но ни одного обращенного». С тех пор было много случаев, когда сами «миссионеры» меняли свою компромиссную и искаженную веру на языческие культы. Разве это не последствия поступков тех людей, которые отказались от духовной жизни, от монашеского возрождения, от сильной Церкви вместе с могучим государством? Без прочной Церкви государство никогда не станет сильным: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126: 1). И в течение всего этого времени простой народ Англии был угнетенным, подавляемым, притесняемым. В своем стихотворении «Удивления» английский поэт конца XIX – первой половины XX веков Джон Мейсфилд писал:

«Две различные расы возделывали английский дерн:
Так называемый норманн и безымянный раб;
Я видел богатых, подобных ветвям деревьев на свету;
И видел бедных, подобных корням, зарытым в ночи.
Странным, необъяснимым образом они извлекали
И посылали сок ветвям для их насыщения.
Ветви в комфорте, на солнце и воздухе
Провозглашали, что все прекрасно само по себе,
И если корни в грязи, то так и должно быть.
Корни должны быть под землей, чтобы кормить деревья,
Пусть корни будут в грязи и темноте –
И пусть певчие птицы и солнечный свет играют на ветвях.
Часто я изумляюсь народу прежних времен,
Честным английским беднякам, золотым сердцам,
Тем, кто тяготами между мгновениями рождения и смерти
Держались истинного пути и хранили свои цвета в полете.
Все в своем труде, столь честном и столь добром,
Полны доброты, заботы и сердечности,
Так редко хвалимы, но так часто радостны,
Так горды, что их дети чисты и одеты
И как-то накормлены, чтобы Англия продолжала быть.
Внизу лежал ад, а наверху – глупость,
А в их сердцах – звезда Божественная,
Ее не затмит облако, она не престанет сиять.
Не корабли, хлопок, железо, дерево или
Уголь могут сделать нацию богатой –
Но изумительно прекрасные души».

Сегодня, спустя десятки поколений после убийства Эдуарда, мы принимаем участие в строительстве новой империи – европейской. Но и эта империя обречена, потому что она как дом, строящийся на песке, строящийся без Бога. Сегодня мы кланяемся новому (а в сущности древнему) «богу» – экю[4]. Уже сейчас «новая» Европа начинает рассыпаться, особенно по краям – в Северной Ирландии и Югославии, а также теми многими миллионами жителей, которые чувствуют себя отверженными в экономическом плане, то есть бесполезными. «Успех нельзя измерять в экономических единицах. Возможно, национальное возрождение не просто продукт экономического роста… Экономический рост ценен только тогда, когда он служит сохранению стабильности в сообществе… Деньги не решают ни одной фундаментальной проблемы. Это все говорит о симптомах, а не о причинах… Британия достигла конца эры», – это говорит англо-французский миллиардер, финансист сэр Джеймс Голдсмит («The times» от 15 марта 1993 года). Нашим современным правителям придется постигнуть простую евангельскую веру, веру святого Эдуарда, ставящую дух прежде всего остального для достижения равновесия в человеческой жизни.

«Тот, кто не встал на колени перед живым королем, сейчас смиренно встает на колени перед его мощами. Теперь мы видим, что мудрость человеческая, хитрости и замыслы есть ничто по сравнению с замыслом Божиим» (из Англо-саксонской хроники за 979 год).

Слова монаха-хрониста, жившего тысячу лет назад, звучат сегодня странным образом пророчески. Святой Эдуард, последний английский король, для которого прежде всего были монашество и молитва, и теперь может просветить наших коммерсантов и политиков, ибо верны слова: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1: 20).

Без удивления мы воспринимаем фольклор и популярные сказки о героях старинной Англии, будто они не умирали и живут до сих пор. Например, говорят, что последний православный король Англии Гарольд Годвинсон не погиб при Гастингсе, а уехал на Святую Землю обычным паломником. Вернувшись в Англию, он будто бы вел отшельническую жизнь близ Дувра, преставился в Честере. По другим рассказам, «Гарольд еще вернется, чтобы сплотить людей против норманнов».

В районе Фенс была сложена похожая сказка о Хереварде, названная «Последний англичанин». На северо-западе многие искали убежище в местечке Кристес-Крофт:

«Когда вся Англия будет наверху,
Где будут все люди, как не в Кристис-Крофт?
А где будет Кристис-Крофт?
Между реками Риббл и Мерси».

Можно ли там увидеть всех этих героев до сих пор? В Шропшире очень долго верили, что старинный герой по имени Уайлд-Эдрик, или Эдрик-лесник, все еще жив и скрывается глубоко в шахтах под холмами. В своем «Фольклоре Уэльской границы» Жакелин Симпсон, фольклористка XIX века, пишет об этом герое: «Он приговорен на жизнь в свинцовых рудниках за то, что позволил обмануть себя комплиментами Вильгельма Завоевателя и подчиниться ему. Он и теперь там живет вместе со своей леди и целой свитой. Рудокопы зовут их “древние люди”. Иногда слышится, как они стучат, и когда они стучат, всегда попадается большая залежь. Они давали и дают о себе знать. Когда начинается война, они выходят и едут верхом по холмам в сторону вражеской страны. Однажды мы видели Эдрика, его леди Годду и их спутников, когда они двигались в сторону севера в районе Минстерли: они были одеты в одежды старого времени, все в зеленом и белом, с золотыми украшениями; Эдрик был с черной кожей; он держал меч и охотничий рог, сидел на белом коне; у Годды были волнистые золотые волосы до самого пояса… Это было в 1853 году, незадолго до Крымской войны… Мой отец видел их однажды еще раньше: они ехали верхом на юг, а затем пришел Бонапарт; говорят, что Эдрик не умрет, пока все дурное не исправится и пока Англия не вернется к состоянию, в котором она была до того бедственного времени, когда он жил». В 1969 году другая фольклористка написала, что Эдрик был замечен перед самой англо-бурской войной и в 1914 году, однако о наблюдениях 1939 года она ничего не говорит.

Мы верим, что эти сказки, передаваемые из поколения в поколение, отображают глубокую истину. Наша вера в том, что Англию до сих пор не оставляет ее прошлое, а грех цареубийства лежит грузом, подобно проклятию, на всей английской земле. С тех пор как Англия потеряла свою православную веру, она пребывает в сплошном кошмаре. А выйти из этого кошмара она сможет только тогда, когда внемлет голосам тех, кто посещает ее из прошлого: к голосам святых древности, призывающих «исправить все неистинное, чтобы Англия могла возвратиться к тем временам, в каких она жила до начала бедствий». В этом отношении мы понимаем глубинный смысл возвращения Англии мощей святого Эдуарда- мученика, православного короля Англии. Его рака теперь находится «в общине, чье вероучение гораздо ближе тому, которое он знал в своей земной жизни, в отличие от современных Римской Церкви или реформированной Церкви Англии», – пишет Г. Уилсон-Клэридж, неправославный археолог-любитель, нашедший мощи святого Эдуарда[5]. Мы искренне и горячо молимся о том, чтобы Англия и вместе с ней все Британские острова пробудились в духовное воскресение и восстановление прежнего православного образа жизни.

Судьба Англии и всех Британских островов останется кошмаром до тех пор, пока они не внемлют зовущим ее голосам, а особенно голосу ее святого мученика и короля, последнего из ее правителей, поверх всего поставившего королевство духа. А когда Англия внемлет его голосу, то последует национальное покаяние в тяжком грехе цареубийства – и все духи ее успокоятся.

То судьбоносное вечернее время весной все эти годы решало нашу судьбу вплоть до сего дня, но «день этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» (Зах. 14: 7).

«Вставай, о Англия! Будь готова, о земля королей! И вы все живущие на ней, возрадуйтесь и пойте во имя любви Эдуарда, святого мученика-короля, его же прославил Царь Царей, и воспойте все: “Не престань молить Христа Господа о возрождении Англии с православною верой!”» (икос утрени святому Эдуарду-мученику, королю Англии).

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа

16 октября 2009 г.

[1] Епископ Вульфстан Вустерский (1008–1095) – последний православный епископ Англии. Его многие почитали как святого. – Примеч. пер.
[2] Память короля-мученика Эдуарда празднуется 18/31 марта – день мученической кончины и 3/16 сентября – перенесение мощей. – Примеч. пер.
[3] В современном английском языке Unready означает «неготовый». Но само прозвище короля впервые было зафиксировано в 1180-х годах в форме Unræd, что по-древнеанглийски означает «не получивший совета». Имя Æþelræd означает «добрый совет», «благородный совет»: др.-англ. æðel – «благородный», ræda – «совет». – Примеч. пер.
[4] Экю – французская монета; возможно, автор здесь имеет в виду деньги вообще. – Примеч. пер.
[5] Святой Эдуард был убит 18 марта 978 (по другим сведениям – 979) года в замке Корф и погребен в Уорхеме графства Дорсет. Сразу после его убиения от мощей святого начали происходить чудеса исцеления от глазных болезней, болезней ног и пр. Королем стал Этельред, а ходатайством святого Дунстана мощи святого Эдуарда в 981 году были перенесены в монастырь Шафтсбери графства Дорсет. Почти сразу святой Эдуард был прославлен множеством чудес, он объявлен мучеником и канонизирован в 1008 году священномучеником Альфеджем Кентерберийским во время правления Этельреда, который также его почитал. В Уорхеме долгое время существовал целебный источник святого Эдуарда, а монастырь в Шафтсбери носил его имя. Святого короля-страстотерпца почитали по всей Англии и далеко за ее пределами. Много храмов освящено в его честь. Мощи святого Эдуарда до реформации хранились в Шафтсбери, а во время разорения Генрихом VIII монастырей потерялись. Но во второй половине XX века были чудесным образом обретены археологом-любителем. Тщательная экспертиза подтвердила подлинность мощей святого. В настоящее время мощи святого Эдуарда пребывают в освященной в его честь православной церкви деревни Бруквуд графства Сюррей, их хранителями является местная греческая монашеская община. В начале XXI века была составлена служба святому Эдуарду. Корф, Уорхем и развалины монастыря Шафтсбери до сих пор являются местами массового паломничества. В Уорхеме сохранилась древняя церковь Пресвятой Богородицы с часовней святого Эдуарда, в которой с 978 по 981 годы хранились мощи святого; от них тогда получил исцеление хромой и другие.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр22 августа 2021, 08:53
Эдуарду: у нас в РБ нормально поминают по записке, только когда подаёшь записку - переспрашивают, мол, православный(?) ли и сразу приписывают возле имени, что православный. Ни в одном православном храме мне не отказали. Постоянно подаю записки по своей родне, в т.ч. и по двоюродному деду - Эдуарду. Он был героем во время ВОВ: за подвиг он был награждён Орденом Славы всего в восемнадцать лет, ну и другими боевыми орденами и медалями, был ранен, после госпиталя вернулся на фронт. После Победы вернулся живой.
Луков Алексей24 февраля 2018, 14:01
Святой Эдуард моли Бога о нас!Все Святые Английские, Ирландские, Шотландские известные и неизвестные молите Бога о нас!
Федор13 апреля 2017, 18:40
Спасибо за статью протоиерею Андрею Филлипсу.Святой Эдуард моли Бога о нас!
Но есть маленькое замечание по поводу бритов и англов, все с ног на голову у Вас.
Бритты-это и есть кельтские племена, составлявшие основное население Британии с VIII века до н. э. по V век н. э.. Англы-это и есть древнегерманское племя, населявшее в начале нашей эры северо-восточное побережье Германии и центральную часть полуострова Ютландия.
Лариса 5 апреля 2017, 14:20
прот. Сергию(2011) и Екатерине(2015). Православию на японской земле всего около 150 лет. И, насколько я знаю, пока еще нет ни одного канонизированного святого этой Церкви (православной автокефальной). Свт. расноапостольный Николай Японский, понятное дело, здесть не обсуждается. Поэтому пока о японских именах в наших святцах беспокоиться преждевременно. С наступающим Благовещением!
Михаил Чернушенко 5 апреля 2017, 09:54
Крестить с именем прославленного святого - это благочестивая традиция, но не более того. Крестить можно в принципе с любым именем, хоть Тракторина или Ленина. Кстати, праведные потомки Сифа давали детям каинитянские имена. Каинан, Енох - а? Лидию (см. Деяния апостолов) крестили Лидией. Сербы крестят с любыми именами - Радован, Ратко, Снежана...
Прот. Георгий 4 апреля 2016, 01:01
В этом году впервые отмечали память Страстотерпца Эдуарда в нашем приходе. Его молитвами да укрепит Господь веру Православную на Британских островах и в нашем Отечестве!
Екатерина31 декабря 2015, 20:24
Ответ прот. Сергию от 8 января 2011, 20:00.

Церковному служителю необходимо ОТВЕЧАТЬ, а НЕ ЗАДАВАТЬ такие вопросы. С удовольствием на них отвечу:

1)что является подтверждением его православия?
До 1054 года (Великой Схизмы) все кто канонизирован, почитается СВЕМИ христианскими конфессиями, в том числе и православными.

2)насколько я понял его убили ради власти. и он не претерпел мучиний за ХРИСТА и за православную ВЕРУ.
Эдуарда хотели убрать из власти, поскольку он проводил церковные реформы и многим аристократам это не нравилось, кроме того их поддержала его мачеха, которая хотела возвести на престол своего сына. Совпали интересы.

3)В настольной книге священно-церковно служителя Булгакова по поводу наречения имени предписывается крестить только с именами указаными в святцах,там нет Эдуарда.Для кого пушутся эти предписания? 5)почему прошло ,более тысячи лет,а до нас его "житие" дошло только сейчас?
Ответ один сразу на 2 вопроса. Мощи Эдуарда были спрятаны во время реформации в XVI веке и только в 1931 году мощи были обнаружены Уилсоном-Клариджем во время археологических раскопок. Мощи были переданы Русской православной церкви сравнительно недавно. Поэтому имя еще не внесено и житие дошло только недавно.

4)есть Японская Православная Церковь(к примеру)в ней есть свой святые,так может нам и японскими именами крестить? будет очень экзотично,или современными греческими и т.д.
В настоящее время существуют 14 общепризнанных или 15 признаваемых некоторыми автокефальный церквей, среди которых НЕТ японской. Церковь-мать Русской православной церкви является Константинопольский патриархат, который в том время находился на территории Греции в том числе.

С наступающим Рождеством! 2016 года!!!
Эдуард22 ноября 2015, 12:58
Когда же имя Эдуард будет внесено в святцы Русской Православной Церкви? Надо уже определяться. С 2007 года времени прошло достаточно много. Или вносить имя Эдуард, или сказать официально что это имя внесено не будет. Что бы Эдуарды не терзались с выбором имени перед и после крещения.
В моём городе в одной церкви меня крестили с именем Эдуард, а в другой - с этим именем записки с за здравием не берут, а если и возьмут, то батюшка во время службы имя Эдуард не произносит. Не хочется думать, что будет при отпевании, когда придёт срок.
От кого зависит решение этого вопроса?
Что Эдуарды могут сделать для этого?
Кому писать, кого просить?
Возникает ощущение, что решение этого вопроса по каким то причинам затягивается искусственно.
Почему в святках украинской православной Церкви Московского Патриархата имя Эдуард давно есть? Как такое может быть, ведь Церковь то одна и та же?
Чем украинские Эдуарды лучше российских?
ЗДУАРД21 июля 2015, 08:07
Протоиерею Сергию. Вы пишете, что Король Эдуард Убит по политическим причинам из-за власти, а не за мучения ради ХРИСТА, поэтому он не может быть отнесен к лику святых. А как же русского царя Николая 2-го отнесли к лику святых, ведь его тоже убили из-за власти?
Элина Малютина25 марта 2015, 15:05
Друзья, я недавно была в Англии и посетила там греческую православную общину (братство св. Эдуарда), где находятся мощи святого короля-мученика Эдуарда.
Я сделала небольшой фильм о святой Эдуарде и о посещении храма, где находятся его мощи, и тем, кому интересно, можете посмотреть мой небольшой фильм (он есть на youtube, можно найти поиском по словам "святой Эдуард").

Я отправляла ссылку на фильм в братство св. Эдуарда, где собственно и снимала, им фильм понравился и они даже разместили ссылку на фильм на своем сайте.
Фильм, конечно, не профессиональный, но по отзывам получился теплым и хорошим. Надеюсь, вам будет интересно посмотреть. :)
Фильм в основном на русском языке, но в начале там есть небольшой кусочек на английском - рассказ монаха о житии св. короля-мученика Эдуарда.
Марина Солнцева11 апреля 2013, 22:32
Да, прот. Артемий Владимиров еще лет... 15 назад говорил, и мне в частности, что Святой мученик Эдуард Английский - православный святой, его мощи принадлежат Православной Церкви. И усматривал в этом особый Божий Промысл. И еще сказал, что этот Святой - покровитель внутриутробных (еще не рожденных) младенцев.
Николай 1 марта 2013, 16:50
Иисус Христос сказал:"поставлю Церковь мою и врата ада не одолеют ее.."(смысл)все злые замыслы безсильны перед Богом. Пчела среди навоза находит цветок,а вот муха наоборот и в цветущем саду найдет навоз...(вывод)Добрый человек радуется о святом, злой никогда не поверит..;даже если и "мертвый воскреснет".Слава Богу есть Святые,есть на кого равняться, есть к Кому и к чему стремиться. Все Святые Английские, Ирландские, Шотландские известные и неизвестные молите Бога о нас!
Василий10 декабря 2012, 02:34
Согласен с Сергием.
Эдуард 2 ноября 2011, 16:05
Решение синода РПЦ от 21.08.2007г. об именах святых до разделения Церквей, к сожалению, почти не имеет практических последствий, так как наверно не доведено до многих епархий. И в большинстве случаев, при подаче записок и т.п с именем Эдуард, случаются довольно затруднительные и неловкие ситуации. Как в одном храме, отказываясь принимать записку с именем Эдуард, мне служительница вообще категорично отрезала: - "Вот помрете, и отпевать не будут!"
Просьба замечательное решение синода воплотить в практику повседневного церковного обряда нашего Отечества.
С уважением Эдуард. Православный.
Эдуард 2 июля 2011, 02:11
Скажу одно,меня зову ..,Эдуард,в Монастыре нарекли Григорий,но сразу после этого протоиерей Артемий Владимиров заявил что есть Эдуард и БЫЛ но...,поэтомсу прошу разобраться.готов отречься от нареченного имени.Причём Схи архимандритом Илием.
Кирилл 7 февраля 2011, 02:59
Надо заметить, что около 1/3 византийских императоров умерли посредством цареубийства в дворцовых переворотах. В Византии должность императоров воспринималась святой, и императоров изображали с нимбом независимо от их личных качеств. Сама должность воспринималась святой, но не личность императора. Более того, эта должность не была наследственной. Сколько бы императоров ни умерло насильственной смертью, византийское наследие и византийский православный народ (греки) существует по сей день. Дело, наверное, не в цареубийстве.
Эдуард 3 февраля 2011, 10:47
21.08.2007г. решением Синода РПЦ,под председательством патриарха, были внесены в святцы Русской Православной Церкви, имена девяти древних английских и кельтских святых.
прот.Сергий 8 января 2011, 20:07
С новогодними и Рождественскими праздниками!
У меня несколько вопросов по поводу Эдуарда короля английского:
1)что является подтверждением его православия?
2)насколько я понял его убили ради власти. и он не претерпел мучиний за ХРИСТА и за православную ВЕРУ.
3)В настольной книге священно-церковно служителя Булгакова по поводу наречения имени предписывается крестить только с именами указаными в святцах,там нет Эдуарда.Для кого пушутся эти предписания?
4)есть Японская Православная Церковь(к примеру)в ней есть свой святые,так может нам и японскими именами крестить? будет очень экзотично,или современными греческими и т.д.
5)почему прошло ,более тысячи лет,а до нас его "житие" дошло только сейчас?
Если честно,так мы далеко зайдём!Модернизм какой-то.-это мой теологумен.
Спаси Господи!
Николай13 декабря 2010, 00:42
Господь с нами. да любите друг друга. Эдуард а также Николай. Россия возродится скоро.
Ольга 3 июня 2010, 12:39
У меня мужа зовут Эдуард, когда я хожу в церковь, не знаю как его записывать за здравие. Моя свекровь говорила, что крестили его именем Эдвард, но такого имени тоже нет в православных святцах. Как же мне быть? Пожалуйста подскажите.
Кирилл20 февраля 2010, 21:50
Резонный вопрос: Почему этого имени нет в святцах на вашем же сайте days.pravoslavie.ru среди мужских имен?
Наталья 8 января 2010, 21:56
К сожалению, в связи с дефицитом информации об английском короле-мученике, многие наши мужчины, носящие имя Эдуард, принимают ещё одно (по их мнению, более православное???).

День Святого Эдуарда необходимо включить в святцы, чтобы у названных в честь Святого не возникало желания принять при крещении второе имя.
florentios19 ноября 2009, 02:40
Небольшая поправка - автор службы мч. Эдуарду - Валерия Константиновна Хеке скончалась в середине 80-ых годов в Нью-Йорке, так что служба написана несколько раньше начала 21-го столетия.
Димитрий21 сентября 2009, 00:15
Уважаемая Наталия, святой Эдуард и Этельред были не родными, но единокровными братьями - матерью Эдуарда была, конечно, не Эльфреда (она была его мачехой и состояла в заговоре против него), а королева Этельфледа, умершая, когда он был ребенком. Кстати, родная сестра св. Эдуарда - преподобная Эдит Вилтонская - является одной из наиболее почитаемых святых жен английской земли. Как личность, Эдуард не успел полностью раскрыться во время своей земной жизни, так как прожил менее 20 лет. Но точно известно, что он возрождал монашество в стране (после лихолетия IX века), при нем было открыто много монастырей. Главным в его жизни было - молиться. Но часть аристократии восстала против него и отбирала земли у монастырей, чему попустительствовал Этельред. А в раннем житии св. Эдуарда, в частности, есть такие слова:
"Эдуард был юношей большой набожности и примерного поведения. Он был истинно православным, вел праведную и святую жизнь. Больше того, он любил Бога и Церковь превыше всего на свете. Был благодетелем для бедных, убежищем для праведников, защитником Христовой веры и человеком, исполненным всевозможных добродетелей".
Андрей20 сентября 2009, 19:59
Сергею
Волк в овечей шкуре может стоять во главе стада овец, а овца, пускай даже и в волчьей шкуре во главе стаи волков никогда не станет. Если царь святой, а в государстве одни революционеры привыкшие только разрушать до основания, коррупционеры, заботящиеся только освом кармане и солдафоны привыкшие только "не пущать!" то такое госурарство обречено. От правителей много зависит, но больше зависит от самих людей, которые живут в государстве.
Сергий20 сентября 2009, 14:49
Екатерине.
Да при советской власти не все было хорошо, а все ли было хорошо при царях?
Меня очень волнует то, что сейчас используется тот же однобокий советский подход в раздаче исторических оценок. Если в СССР большевиков всегда хвалили а царей ругали (причем и тех и других за дело), то сейчас их всего лишь поменяли местами: царей только хвалят, большевиков только ругают.
Если Господь даровал маленькой, жестоко преследуемой, партии большевиков власть над страной и победу над Антантой и белыми, но та то воля Его.
Николай отрекся от престола в тяжелейшую для страны годину не из-за большевиков а по требованию своих генералов и доморощенных либералов. Демонизируемый нынче Сталин остался в Москве, когда европейские дикари были в 40 км. от столицы. Цареубийство несомненно является преступлением, но были ведь и такие кровавые события как "кровавое воскресенье" и революция 1905 года, когда царский режим уничтожал своих подданых во множестве.
Не все так просто. Однобокость может привести к такому же краху, какой постиг СССР. Нам нужно думать, разбираться со своей историей, чтобы не повторять прежних ошибок.
Наталия Голубева20 сентября 2009, 14:48
Это была очень интересная статья. Но она имеет все-таки цель свою - познавательность. Поэтому - слишком многословна и много лишних сведений о последующих исторических события (роль Ангилии в истории). Статья хороша для специалистов. Но житие святого предплагает описание и его личностных качеств. Мы все теперь знаем и представляем молитвенный настрой и атмосферу в семье Николая II. Но ведь святым мученником просто так не становятся.Почему же от одной и той же матери (если я правильно поняла) родились такие разные сыновья? В житии важна духовность, а исторические события - это просто оболочка для проявления духовности событий и людей. Если Вы поместите еще одну статью о том - как развивалась православная традиция в древней Англии, которая привела к этому мученическому венцу короля Эдуарда-это будет ценно. Во всяком случае - огромное спасибо за статью!Наши дети-подростки увлекаются историей Англии и всегда их доводы противостоят нашим тем, что преклоняясь перед Англией, они невольно мечтают о католицизме и о английских магических делах...И вот теперь у меня, как у матери-православной есть великолепный аргумент в защиту и в победу Православия. Еще раз-огромное спасибо. Буду ждать новых публикаций.
Екатерина18 сентября 2009, 23:27

Очень похоже на то, что происходило и происходит в России после убийства благоверного царя Николая и его семьи.

Но слава Богу в нашей стране православные этот тяжкий грех цареубийства оплакивают той самой молитвой и освящаясь крестным знамением.

Хочется верить, что есть надежда и у российского народа и у братьев наших европейцев всецело возлюбить закон Христов.

Спасибо, замечательный труд.
Теперь понятно, откуда у них все это.



Юрий18 сентября 2009, 09:45
Не знаю какой отец Андрей священик.. Но вот крутого сценарист или даже режиссёра мы потеряли.
Димитрий17 сентября 2009, 20:31
Уважаемая Светлана, в нашем календаре, увы, нет имен тысяч православных святых, в том числе и тех святых, которые просияли в I тысячелетии в Англии, Ирландии, Галлии, Германии, Испании и других странах. Хотя их имена были во многих Восточных календарях. Даже в Киевской Руси официально почитался английский святой VII века Ботульф (о чем есть свидетельство у чешского богослова Дворника, например). В 2007 году Синод РПЦ благословил ежегодно отмечать собор всех британских и ирландских святых (ниже ссылка), но почему-то до сих пор этот праздник не появился в нашем календаре.
http://www.patriarchia.ru/db/text/283840.html
Светлана17 сентября 2009, 13:02
Почему тогда в православных святцах нет имени Эдуард?
Георгий17 сентября 2009, 12:08
Юрий о кельтских святых Ирландии и Шотландии есть книги протоиерея Александра Шабанова из Тверской епархии,с большим интересом прочитал его книги о Святом Брендане мореплавателе и Святом Коламбе Айонском просветителе Шотландии.
Уважаемая редакция портала Православие.Ru.,будет ли издана книга о.Андрея Филлипса на русском языке?Хотелось бы больше знать об этих удивительных святых.
Все святые Британии и Ирландии молите Бога о нас!
Юрий17 сентября 2009, 05:50
Всегда интересно читать статьи о. Андрея Филлипса о английских святых 1-го тысячелетия.
А есть ли какойнибуть автор, в работах которого рассказывалось бы про кельтских святых? Эта тема так же интересна, особенно если учесть, что Ирландия сопротивлялась переходу в католичество значительно дольше Англии.
Жаль, что сейчас Ирландия - католическая страна. Но может быть, если ирландчам рассказать, что св. Патрик и другие кельтские святые 1-го тысячелетия были православными - ситуация хоть немного изменится?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×