Из писем святителя Игнатия
Члену Государственного совета, генералу
Н.Н. МУРАВЬЕВУ-КАРСКОМУ
В благословенной России, по духу благочестивого народа, царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых. Гораздо вернее идти на штыки с молитвою, нежели с песнею: песнь приносит самозабвение и прилична римлянину, а молитва доставляет воодушевление и прилична благочестивому христианину.
Христианская вера порождает героев, сказал герой Суворов, — и постоянных героев, а не минутных. Российская история представляет единственный пример христианского мученичества: многие русские — не только воины, но и архиереи, и бояре, и князья — приняли добровольно насильственную смерть для сохранения верности царю, потому что у русского, по свойству восточного православного исповедания, мысль о верности Богу и царю соединена воедино. Русский царь может сказать о себе то, что сказал о себе святой царь израильский, пророк Давид: Бог покоряяй люди моя под мя.
1848
И судимы будем
По евангельским заповедям, мы будем судимы на суде, установленном от Бога для нас, христиан православных, — на том суде, от которого зависит наша вечная участь. Суд бывает частный, для каждого христианина немедленно после его смерти, и будет общий для всех человеков при Втором Пришествии на землю Господа нашего Иисуса Христа. На обоих судах присутствует и судит Сам Бог. На суде частном Он производит суд при посредстве Ангелов света и ангелов падших; на суде общем Он произведет суд посредством вочеловечившегося Слова Своего.