«Индейцы могут стать главным этносом в Американской Православной Церкви»

Беседа с Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады Ионой

Православная Церковь в Америке является неотъемлемой частью русского Православия. У ее истоков стояли монахи-миссионеры из Валаамского монастыря, направленные Святейшим Синодом Русской Православной Церкви на остров Кадьяк (Аляска) в 1794 году для создания духовной миссии. В 1840 году Синод учредил Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию, которую возглавил епископ, впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов; 1797–1879), «апостол Америки и Сибири», прославленный в лике святых.

В 1924 году Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке провозгласила временную автономию, а в 1937 году – полную автономию в статусе митрополичьего округа. В 1946 году VII Всеамериканский Собор в Кливленде (штат Огайо) принял решение о вхождении митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. Но контакты с Москвой начались лишь в 1960-е годы, а 31 марта 1970 года состоялось восстановление канонических отношений. 10 апреля того же года Русская Православная Церковь даровала Американской митрополии автокефалию.

Сегодня Православная Церковь в Америке объединяет более 700 приходов, при которых окормляются более миллиона верующих.

Предстоятель Православной Церкви в Америке именуется Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады. Более года этот титул носит Блаженнейший Митрополит Иона (в миру – Джеймс Паффхаузен).

Он родился в Чикаго (штат Иллинойс) в 1959 году и принял крещение в Епископальной Церкви США. Впоследствии его семья переехала в Калифорнию. Джеймс получил образование в Калифорнийском университете в Сан-Диего и Калифорнийском университете в Санта-Круз. В 1978 году присоединился к Православию в Казанском храме Московского Патриархата в Сан-Диего. Обучался в Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке в Крествуде (штат Нью-Йорк). Получил степени магистра богословия и магистра теологии в области догматики.

В конце 1980-х годов некоторое время провел в СССР, где изучал русский язык, сотрудничал с Издательским отделом Московской Патриархии, знакомился с жизнью Русской Православной Церкви, проявляя особый интерес к монастырскому деланию. Духовным отцом Джеймса Паффхаузена стал наместник Валаамского монастыря архимандрит (ныне епископ Троицкий) Панкратий (Жердев).

В 1994 году был рукоположен в диакона, затем во священника. В 1995 году принял монашество в Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) с именем Иона. По возвращении в Калифорнию служил в нескольких миссиях, основал монастырь и ряд миссионерских общин. Весной 2008 года поставлен в архимандрита.

1 ноября 2008 года отец Иона был хиротонисан во епископа Форт-Уортского, викария Южной епархии. 12 ноября того же года XV Всеамериканский Собор в Питтсбурге (штат Пенсильвания) избрал его Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всей Америки и Канады. 28 декабря 2008 года в Николаевском соборе в Вашингтоне Архиерейский Синод Православной Церкви в Америке торжественно возвел епископа Иону на первосвятительскую кафедру.

Публикуемая ниже беседа состоялась в первых числах декабря 2009 года, в ходе визита Митрополита Ионы в Россию по случаю празднования 15-летия московского представительства Православной Церкви в Америке, и посвящена деятельности этой Церкви в Латинской Америке.

– Ваше Блаженство, в каких латиноамериканских странах представлена Православная Церковь в Америке?

– Юрисдикция нашей Церкви распространяется на Мексику. Раньше мы располагали приходами также в Аргентине, Бразилии, Перу и Венесуэле. Но одни из них ушли в Русскую Зарубежную Церковь, другие закрылись.

Несколько общин в Латинской Америке хотят войти в состав Американской Православной Церкви. Мы были бы рады принять этих верующих, но о них некому будет заботиться, поскольку у нас крайне мало священнослужителей, говорящих на испанском или португальском языках.

Один священник – надеюсь, он скоро станет епископом, – начал миссию в Эквадоре, в городе Гуаякиль, где осела крупная палестинская колония. К сожалению, в последние годы его благая инициатива затухла. Я слышал, что в центральноамериканских странах, в частности в Сальвадоре, живет много палестинцев. Любопытно, что они не посещают приходы Антиохийской Церкви и просятся под наш омофор.

Константинопольский и Антиохийский Патриархаты предпочитают окормлять греческую и арабскую диаспоры. Мы не понимаем этого. Церковь должна давать пастырскую опеку, прежде всего, местным духовным чадам. Такова принципиальная позиция Православной Церкви в Америке.

– Когда был образован Мексиканский экзархат?

– Мексиканский экзархат существует с начала 1970-х годов. В тот период епископ Мексиканской национальной старокатолической Церкви Хосе (Кортес-и-Ольмос) завязал контакты с нашей Церковью и вместе со своей общиной перешел в Православие. Благодаря его трудам сотни мексиканцев прониклись православной верой.

Недавно 5 тысяч индейцев из 23 населенных пунктов штата Веракрус крестились в Православие. Однако на такую огромную массу прихожан приходится всего один батюшка. В Мексиканском экзархате вообще очень мало клириков. Все они – мексиканцы, в том числе правящий архиерей – епископ Алехо (Пачеко-Вера).

– Бывали ли вы в Латинской Америке?

– Я посещал только Мексику. Сейчас собираюсь в Гватемалу. Там живет моя знакомая – игумения Инес (Айау), настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря, который находится в юрисдикции Антиохийского Патриархата.

В Гватемале мое внимание привлекает многотысячная группа людей, желающая принять Православие. Большая ее часть принадлежит к народу майя. Если мы возьмем к себе этих гватемальцев, а также представителей коренного населения из других стран Латинской Америки, то индейцы могут стать главным этносом в Американской Православной Церкви. Лично я был бы рад этому.

– Видно, что вы симпатизируете исконным обитателям Американского континента…

– Я испытываю самые теплые чувства к индейцам. В университете я изучал антропологию, увлекался культурами майя и ацтеков. Это огромные и удивительные цивилизации.

Мне нравится Латинская Америка в целом – ее искусство, музыка, литература, кухня. Латиноамериканцы любят жизнь, они открытые и гостеприимные люди. Я рос в Калифорнии – одном из самых испанизированных штатов США, от своих друзей-мексиканцев немного усвоил испанский язык (хотя говорю на нем плохо). Священник, присоединивший меня к Православной Церкви, был мексиканцем. Звали его отец Рамон Мерлос.

– Что общего и различного в миссионерской работе с индейцами США и Латинской Америки?

– Честно говоря, я пока не знаю… Наша Церковь имеет опыт миссионерства на Аляске, где служит замечательный священник – протоиерей Майкл Олекса, антрополог по специальности. Он карпаторос, а его жена – из автохтонной народности юпик. Отец Майкл хочет провести на Аляске съезд православных индейцев Америки. Это будет крайне интересное мероприятие.

В бытность ректором семинарии отец Майкл предложил общине из Гватемалы, алчущей Православия, направить двух своих членов для получения богословского образования. Идея, безусловно, хорошая, но люди, привыкшие к тропическому климату, вряд ли бы вынесли аляскинские морозы.

– Встречаются ли латиноамериканцы среди ваших прихожан в США?

– Конечно. В Калифорнии 35% населения – латиноамериканцы, в Техасе – еще больше. Латины присутствуют и в пастве, и в духовенстве нашей Церкви. В Свято-Тихоновской семинарии учится мексиканец с индейскими корнями, по имени Авраам. Он несет послушание иподиакона. Один иподиакон в Сан-Франциско имеет колумбийское происхождение. В конце ноября этого года я освятил новый женский монастырь в честь Рождества Господня в Далласе, настоятельница которого – бразильянка.

– Что, на ваш взгляд, привлекает латиноамериканцев в Православии?

– Латины любят нашу литургию и иконы, их пленяет глубокое почитание Божией Матери, присущее Православной Церкви.

Надо сказать, что Католическая Церковь стремительно теряет влияние в Латинской Америке, виной чему – ее тесные связи с высшими классами общества. Значительная часть бедных слоев, составляющих большинство населения региона, разочаровалась в католических пастырях и примкнула к протестантам, мормонам и другим сектантам.

Митрополит Андрес (Хирон), глава Ордена белого духовенства имени святителя Василия Великого в Гватемале, ранее был католическим священником. Он видел, что его руководство ориентируется на богатых, и в начале 1990-х годов оставил Католическую Церковь, так как хотел трудиться для народа. Недавно митрополит Андрес сказал мне: «Я уже старый и больной. Пожалуйста, возьми моих людей в свою Церковь ради их спасения». Его общину трудно назвать православной, но она постепенно познает православное вероучение и приобщается к традициям Православной Церкви. Помимо Гватемалы, владыка Андрес открыл приходы в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и других городах США, в которых обосновались его соотечественники.

– Вы не боитесь конфликта с Католической Церковью? Все-таки, несмотря ни на что, Латинская Америка по-прежнему считается «главной епархией Ватикана».

– Никакого конфликта не случится. Католическая Церковь лояльно относится к Православию. Более того, я вижу немалый потенциал у соработничества с Католической Церковью, в первую очередь в противостоянии сектантству.

С Митрополитом Ионой беседовал Мигель Паласио

15 декабря 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр Злобин10 июля 2011, 14:24
Ирина Злобина как с вами можно связаться? По поводу Злобина Иоанна.
ИРИНА ЗЛОБИНА 4 июня 2011, 00:22
ДЛЯ Александра Сорокопудова:
АЛЕКСАНДР,ВИДИМО ИМЕННО ВЫ ИСКАЛИ В "ЖДИ МЕНЯ" ПОИСКИ ИОСИФА ЗЛОБИНА?НАПИШИТЕ МНЕ.
Александр Сорокопудов29 апреля 2011, 15:18
Я приветсвую православных христиан Америки.С праздником пасхи христовой! христос воскресе!Наш земляк епископ иоанн Злобин управлял приходами северной америки.Хотелось знать помнят ли и ухаживают за склепом где он захоронен?Мы ,прихожане села Тетеревятка поминаем своего односельчанина, служившего Богу, далеко от родины . Похоронен он в городе Саут-Кейнан штат пенсильвания ,вечная память .
Сергиус26 мая 2010, 07:53
Интересно, почему католики не кричат о вмешательстве на их "каноническую территорию"?

Потому что католикам уже давно на все пофигу. Католичество бессильно и апатично.
Игорь 2 апреля 2010, 21:42
они были,есть, и будут главным этносом обоих Америк
Денис30 января 2010, 04:14
В РКЦ действительно победили реакционные силы, иак что дальнейшее разочарование бедных латиноамериканцев (в первую очередь индейцев) в католицизме неизбежно
http://www.religare.ru/2_71107.html
Папа призвал освободиться от "теологии освобождения"
Речь идет о попытке соединить христианство и марксизм, которая очень распространена в Латинской Америке.

Бразильскому обществу еще предстоит преодолеть раскол, вызванный деятельностью так называемого "освободительного богословия" марксистского толка", – сказал Папа Римский Бенедикт XVI.

Обращаясь в субботу 5 декабря к епископам южных бразильских штатов, прибывшим в Рим с визитом ad limina (он совершается каждые 5 лет), Папа призвал их залечивать раны, нанесенные Католической Церкви материалистическим богословием, сообщает "Сибирская католическая газета"...

Александр 8 января 2010, 18:33
До революции индейцы находили себе убежище от тирании жидов, оккупировавших территорию Америки, в местах, принадлежавших Российской Империи. И сегодня они,наверно,стремятся укрыться в православных храмах от вездесущной тоталитарной сатанинской жидо-масонской системы.
Виктория 5 января 2010, 20:07
Здорово! Мне нравятся индейцы! Никогда не думала , что они так любят нашу религию!
игумен Арсений22 декабря 2009, 13:29
Хоть и не очень большое, но весьма информативное интервью. Спасибо.
Вадим17 декабря 2009, 10:48
Да, Москва уже не третий Рим
Katolik15 декабря 2009, 18:47
Очередной факт : выдать желаемое за действительное. РКЦ потеряла влияние из-за связи с высшим классом? Странное утверждение, так как бОльшая часть латиноамериканских приходов находится в беднейших кварталах, что привело к рождению "богословия освобождения". Неужели владыка этого не знает? Интересно, почему католики не кричат о вмешательстве на их "каноническую территорию"?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×