Из книги митрополита Филарета (Вознесенского) "Глаголы жизни вечной", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2007 г.
Нравственный характер. — Жизнь христианина как борьба и подвиг. — Необходимость духовного бодрствования
Христианство учит нас тому, что земная жизнь человека есть время подвига, время приготовления человека к будущей вечной жизни. Следовательно, задача земной жизни человека заключается в том, чтобы должным образом приготовиться к грядущей вечности. Скоротечна земная жизнь, и не повторяется она, ибо один раз живет человек на земле. А потому в этой земной жизни должен он трудиться в делах добродетели, если не хочет он погубить душу свою, ибо именно этих дел, добра, потребует от него правда Божия на пороге вечности.
Каждый христианин при помощи Божией есть творец своей земной жизни в смысле направления ее в сторону добродетели. Но для того чтобы быть добродетельным, он должен творить добро другим и работать над самим собою, борясь со своими недостатками и пороками и развивавая в себе добрые, христиански ценные начала. И эта борьба, и эта работа над собой, этот подвиг земной жизни человека необходимы для каждого христианина. Сам Господь сказал: «Царствие Божие нудится (то есть усилием достигается), и нуждницы (то есть употребляющие усилие) восхищают е» (достигают его) (Мф 11, 12).
В таком подвиге жизни у каждого человека вырабатывается его нравственный облик. И конечно, христианин должен быть христианином прежде всего, человеком с установившимся твердым нравственным характером и должен стремиться к выработке такого характера. Другими словами, он должен стремиться к улучшению себя, к нравственному совершенству.
Итак, с христианской точки зрения, жизнь есть борьба, подвиг, путь постоянного стремления к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Человек, переставший работать над собою, не останется таким, как был, а непременно сделается хуже — подобно тому как камень, брошенный вверх и переставший подниматься, не останется висеть в воздухе, а непременно упадет вниз...
Мы уже знаем, что наши грехи обычно происходят от трех источников: от диавола, от мира, лежащего во зле, и от нашей собственной греховной плоти. А так как грех есть главный враг и помеха добродетели, то очевидно, что христианин, стремящийся к добродетели, должен просить милость и помощь Божию, бороться против греха во всех его видах. В частности, здесь необходимо вспомнить слова Спасителя апостолам в Гефсиманском саду: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф 26, 41). Этими словами Господь не только апостолам, но и всем нам указывает на то, что борьба с греховными искушениями возможна только для того, кто бодрствует и молится, стоя на страже своих переживаний.