Мир — территория жизни, благополучие государства и народа, безопасность семьи, каждого гражданина…
Кто-кто, а Россия, знает и цену Победы, и цену мира.
Государство Российское не только выстрадало свою свободу и независимость, на протяжении многих веков заботясь о своей безопасности, но и не раз спасало от уничтожения другие народы.
В эти осенние дни, дни 60-летие завершения Второй Мировой войны, дни 625-летия Куликовской битвы, за спинами юных граждан, что вновь заполнили классы, в едином строю стоят и ратники Дмитрия Донского и солдаты Великой Отечественной…
Но не только они — все защитники Отечества, кто на протяжение многих веков не жалел жизни за други своя! Они явились из прошлого, которое, по выражению отца Павла Флоренского, не проходит. Явились, чтобы вглядеться в лица самых юных наследников их героических побед. И вот теперь незримо присутствуют где-то рядом.
Урок мира — настрой на весь учебный год. Низкий поклон за него подвижникам-учителям, нищенская зарплата которых теперь и на официальном уровне признана национальным позором.
Слава Богу, этот необычный, поучительный урок не заказенивается, сверху, из Минобразнауки РФ, не спускаются какие-то обязательные стандарты.
К восприятию того, что услышат школьники на уроке мира, к счастью, готовят и во многих семьях. Поэтому особая благодарность — свидетелям ратного и трудового подвига всех народов Советского Союза в Великой Отечественной войне. И тем, кто дожил, и тем, кто, увы, ушел от нас, не дождавшись еще одного юбилея Победы. Хорошо, что их воспоминания успели услышать внуки и правнуки.
О чем же думают, как воспринимают Великую Отечественную войну и нашу современность сегодняшние школьники?
Несмотря на «всемирный комитет антипобеды», многие из них остались детьми России, настоящими ее патриотами. Это подчеркнул председатель Союза писателей России Валерий Ганичев во время подведения итогов конкурса «Гренадеры, вперед!». Как и другие патриотические акции в нашей стране с участием школьников, этот конкурс, который организовали и провели группа компаний «Гренадеры» и Союз писателей России при участии детского журнала «О, русская земля!», Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ, был посвящен 60-летию Великой Победы. Но, что особенно ценно, в нем наиболее активно участвовали школьники из поселков, малых городов, станиц, сел — из настоящей, глубинной России.
Конкурс, который, возможно, станет традиционным, проходил в нескольких номинациях. Одних только сочинений ребята прислали полторы тысячи! Многие хочется читать вновь и вновь.
Прежде всего, обращает внимание тот факт, что все сочинения построены на реальных историях, рассказанных дедами или прадедами. В них — суровая правда, панорама войны. Причем, наверное, когда сами участники рассказывали о пережитом своим детям, то получалось, что или им было вечно некогда, или еще что-то не так высвечивалось. Сегодня своим внукам и правнукам участники войны рассказали гораздо больше, чем могли это сделать лет 30 — 40 назад.
Может быть, впервые за последние годы в сочинениях появился православный мотив: наша Победа была Божьим провидением, Божьим делом. Сегодня школьники задумываются над такими вопросами всерьез. И учителя-подвижники тоже помогают им в поиске ответов на эти нравственные вопросы. Несмотря на то, что предмет «Основы православной культуры» во многих регионах России изучается лишь факультативно. Официально же в расписании нет такого урока.
Так, есть сочинение о стареньком батюшке — участнике войны из города Ливны. А вот участница конкурса рассказывает, как она спросила своего деда, надеялся ли он на фронте на что-нибудь? И старый солдат ответил внучке: на Бога! Он, мол, грешный, не очень-то знал молитвы, но все-таки молился, мама за него молилась, и было три случая, когда голос свыше его спас.
Перехватывает горло, когда читаешь сочинение одного из победителей — 6-классника Дмитрия Слепова из города Камень на Оби. Дима рассказывает, как однажды, когда дед и его боевые товарищи были в разведке, на их глазах расстреляли молодую женщину-мать. Они вступили в бой и отбили у фашистов ее грудного младенца.
Заканчивается сочинение так:
«За время моего общения с дедушкой я услышал от него много разных историй, способных поразить мальчишеское воображение, о героизме и отваге людей, защищавших Родину, однако больше всего мне запомнилась история о маленьком ребенке. Изможденные, уставшие люди, видевшие перед своими глазами ежечасно, ежеминутно множество смертей, не зачерствели душой. В их сердцах остались теплота и сочувствие, сопереживание ближнему».
И дальше — такой поворот к нынешним дням:
«В наше время, когда я смотрю по сторонам, я все реже и реже встречаю эти качества в людях. Несмотря на то, что большинство людей в настоящее время живут в достатке, их сердца стали равнодушными и недоступными для лучших качеств. Почему-то для того, чтобы объединить общество, пробудить в людях теплоту, милосердие и сочувствие, нам необходимы «Норд — Ост», Волгодонск, Беслан. Разве обязательно нужно испытать большое горе, чтобы очиститься душой?
Мне бы хотелось обратиться ко всем людям с призывом: оглянитесь по сторонам — вокруг нас находится много людей, нуждающихся в милосердии. Будьте добрее!»
Или вот сочинение, где есть такая деталь:
«Раздалась команда: "К бою!". Товарищи забыли все на свете, кроме того, что надо защищать Родину. Когда враги пошли в очередную атаку, пулемет «Максим» не выдержал, у него сломался станок. Пулеметчик не мог его удержать, тогда Володька стал на колени, уперся руками в холодную землю, на спину ему положили две телогрейки и установили пулемет. Семен держал его, а Вася строчил по захватчикам. Когда отбили атаку, со спины Володи сняли пулемет и телогрейки и увидели сплошную кровавую рану. Солдат не пошел в госпиталь, а продолжал воевать вместе со своими боевыми друзьями…».
Первое место занял 11-классник Александр Калмыченко из села Летняя Ставка Ставропольского края. В основе его сочинения — история, которая передавалась в их семье из уст в уста. Ее его деду рассказывал воевавший прадед юноши.
Александру удалось создать из этой истории современную былину о Великой Отечественной войне: был, мол, такой человек по фамилии Бессмертный, ему давным-давно кто-то напророчил, что он никогда не погибнет.
Однажды этот Иван остался один на какой-то высотке, и его, вроде, убили. Фашисты увидели, что он лежит один, а ведь думали, что там сражается целый взвод. И, когда они начали пинать Ивана, их офицер подошел и сказал: «Вот так надо сражаться!». После этого немцы похоронили его.
На следующий день высотку взяли наши. И вдруг связисты в ужасе — видят: земля шевелится. Иван, оказывается, был просто контужен. Он встал, отряхнулся и пошел. И так он дошел до Берлина. Он — Бессмертный!
«Если в этом рассказе, — пишет Александр, — что-то и прибавлено прадедом, все равно я верю в его правдивость. Наш советский солдат на любой подвиг способен, потому что любовь к Отчизне умножала силы бойцов. Пусть никто из нас, потомков, не забудет, как боролись за нашу свободу и счастье наши деды и прадеды».
Когда организаторы конкурса позвонили в Ставропольский край и сообщили о победе Александра Калмыченко, им с гордостью ответили: он, мол, серебряный медалист, но вообще-то очень любит физику, будет поступать на физический факультет…
Значит, несмотря на разрушительные реформы отечественного образования, в регионах все-таки живы традиции прививания учащимся школ разносторонних, фундаментальных знаний.
Но главное — вопреки всему деды и прадеды, родители, учителя передали нашим детям настоящий ген Победы. И школьники с честью приняли эту эстафету!
Сочинения ребят доказывают, что их авторы гордится и историей нашей страны, и историей своих семей, умеют мыслить и, что немаловажно, грамотно и образно писать по-русски. Они, как и другие номинации конкурса, полностью перечеркнули усилия тех, кто пытался принизить нашу Победу, отнять память о великом подвиге старших поколений. Время «Пепси-колы» и «Клинского» проходит. Наше общество хоть и медленно, но начинает выздоравливать.
Одним словом, нынешнее поколение — и это вселяет надежду! — оказалось достойным Великой Победы. Оно хочет жить в стране-победительнице, гордиться ею. А значит, грядет время возрождения традиционных многовековых духовных, нравственных ценностей, которые лягут в основу счастливого будущего Отечества.
Именно всего этого, о чем написали в своих сочинениях наши дети и о чем идет речь на уроке мира, наверное, и не хватает «гарвардским шалунам», стоящим у руля отечественного образования.