«Современное состояние и перспективы развития духовного образования в Белоруссии». Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета на XVIII Международных Рождественских чтениях.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
Ваше Святейшество! Досточтимые участники Рождественских чтений, преосвященные архипастыри, пастыри, монашествующие, братья и сестры!

Все вместе мы пребываем в лоне единой Матери-Церкви... И одновременно мы являемся гражданами разных государств, многообразных социальных и культурных систем, различных национальных традиций.

Полагаю, на этом форуме нам будет полезно поделиться опытом, которым мы располагаем в деле духовного образования наших соотечественников.

В своем кратком рассказе о современном состоянии и о перспективах развития духовного образования в Беларуси я хотел бы не столько перечислять его формы и достижения, сколько подчеркнуть системность его основ и принципов. При этом речь будет идти не о духовных школах Белорусского экзархата, но о взаимодействии Церкви со светским обществом и с белорусским государством в образовательной сфере.

Начало совместного упорядочения целей и задач просветительской миссии Церкви и национального светского образования было положено в 2002 году принятием Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». Именно в то время в многоконфессиональном белорусском обществе закрепилось осознание того, что совершенствование системы регулирования государственно-конфессиональных отношений необходимо направлять к сотрудничеству государства с теми конфессиями, которые исторически традиционны для Белоруссии.

В результате сегодня система духовного образования зиждется на статьях Конституции Республики Беларусь и на положениях Законов белорусского государства «Об образовании», «О правах ребенка», «О свободе совести и религиозных организациях».

Обретя достаточно твердую почву для совместной работы, Белорусская Православная Церковь и Республика Беларусь заключили в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве. Этот генеральный документ рамочного характера позволил Церкви вместе с министерствами, ведомствами и государственными учреждениями начать разработку предметных программ сотрудничества в тех областях, которые представляют сферу взаимной социальной ответственности.

Подчеркну, что эти программы создавались не только на высших этажах власти, но получали свое деятельное развитие на региональных и местных уровнях. В результате они наполнились конкретными проектами, делами и мероприятиями, за исполнением которых и Церковь, и государство ведут строгий контроль общей и персональной ответственности.

В рамках этого процесса были разработаны Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви: вначале на период с 2004 по 2006, а затем — с 2007 по 2010 годы. На сегодняшний день в высших учебных заведениях Беларуси дисциплина «Религиоведение» является курсом по выбору, который преподается, как правило, в объеме 34 аудиторных часов.

Однако весьма показательно то, что эта дисциплина является обязательной для ряда специальностей исторического, филологического и педагогического профилей в трех ведущих гуманитарных университетах Республики (Белорусском государственном университете, Белорусском государственном педагогическом университете, Минском государственном лингвистическом университете), а также в Военной академии и в ряде других ВУЗов страны.

Это очень характерная и важная деталь, потому что она помогает понять, насколько живо в обществе и в эшелонах власти понимание того, что именно Православие стало одним из основных факторов формирования белорусской государственности, национальной культуры и исторического менталитета народа. Особо отмечу, что к преподаванию этой дисциплины администрация стремится привлекать именно священнослужителей, представителей нашего духовенства.

Не менее важно и то, что в план повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ВУЗов на 2010 год включены курсы по программе «Традиционные и нетрадиционные конфессии в Беларуси: история и современность». За этим стоят твердые позиции государства, которое отстаивает приоритеты национальной безопасности в вопросах, связанных с сектантской проблематикой.

В общеобразовательных школах православная вера является предметом факультативного курса «Культура и религия». Его программа рассчитана для учащихся 10-11 классов. Среди прочих назову и такие факультативы для старшеклассников, как «Основы религиоведения», «Христианские ценности православной традиции и художественная культура», «История вероисповеданий и религиозных движений в Беларуси» и другие.

Пристальное внимание общественности, и в особенности — молодых родителей привлекает инновационный проект внедрения программ, объединенных под названием «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа». Проект реализуется второй год, и в нем участвуют 10 дошкольных и 9 общеобразовательных учреждений республики; еще 39 учреждений образования вовлечены в него в рамках исследовательской деятельности по этой проблематике.

Интересно, что педагоги самостоятельно сформировали профессиональное республиканское методическое объединение, которое работает над совершенствованием и внедрением в жизнь программы духовно-нравственного воспитания юного поколения на православных традициях не только белорусского Отечества, но всего святорусского наследия.

Нет сомнений в том, что такой всплеск национального интереса к христианскому воспитанию детей тесно связан с реализацией церковно-государственной программы под названием «Семья: единение и любовь». Эта программа имеет форму массовых мероприятий духовного, культурного, просветительского и этнографического содержания. Она в течение минувшего года с большим успехом последовательно проводилась в ряде районов Минской области и теперь вышла на общереспубликанский уровень. Методикой ее организации и проведения заинтересовались наши страны-соседи, и я от всего сердца желаю ей доброго пути по землям единокровных и единоверных народов.

Наконец, мы подошли к такому жизненно важному вопросу, как проблема кадров. Миряне, профессионально подготовленные в области духовного образования, — это ценнейшее достояние Церкви и общества. Для того, чтобы сформировать это достояние и приумножить его, в октябре 2004 года было создано Государственное учреждение образования «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета.

Это — уникальное юридически самостоятельное структурное подразделение ведущего высшего учебного заведения Республики. Решение о его создании принималось в рамках исторической традиции европейских университетов, в которых всегда существовали факультеты теологии.

Основная цель деятельности Института теологии — подготовка специалистов высокой квалификации в областях философской антропологии, теологии и религиоведения. Потребность в таких специалистах объективна: она обусловлена нынешним этапом развития белорусского общества, которое уделяет все больше внимания религиозному осмыслению проблем человека в современном мире.

Студенты Института получают классическое гуманитарное образование в области философии, христианского вероучения и культурологии; они изучают два современных иностранных языка и несколько древних языков из широкого лингвистического спектра.

Особого внимания заслуживает научно-исследовательская деятельность сотрудников Института. Именно ими в сотрудничестве со светскими специалистами разработана концепция теолого-религиоведческого образования в Республике Беларусь, определены его правовые основы, поставлены цели и задачи, утверждены формы и содержание.

На основании этой концепции разработан новый Государственный стандарт по специальности Теология с квалификацией «Теолог-религиовед, преподаватель этики, эстетики и культурологии». Этот Государственный стандарт утвержден Министерством образования Республики Беларусь в апреле 2008 года и введен в действие с 1 сентября того же года.

Кроме того, разработан Типовой учебный план специальности Теология и комплект типовых учебных программ по соответствующим дисциплинам.

Подводя итог сказанному, не могу не подчеркнуть, что создание эффективной системы духовного образования должно преследовать совершенно определенную сверхзадачу, должно стремиться к ясной практической цели.

Эта цель не может быть прописана ни в каких официальных документах... Но без ее достижения все труды могут оказаться тщетными, ибо она — главная.

Это — сознательное, осмысленное и ответственное участие в Церковных таинствах и в богослужении.

Если не ставить перед духовным образованием именно такую сверхзадачу, то в нем не будет просвещения человека Светом Христовой Истины.

Если ограничивать понятие «духовность» узкими рамками интеллектуальной осведомленности, — будет неизбежен кризис мировоззрения.

А это значит, что каждый, кто призван к служению на ниве духовного образования, должен «всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью» своею (Мк. 12:33) следовать заповеди Христа Спасителя: «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12:32).

Сайт Белорусской Православной Церкви / Патриархия.ru

28 января 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×