Прощение за прощение
Если не отпустите другим согрешений против вас, то Отец ваш Небесный не отпустит вам согрешений ваших, сказал Господь (см.: Мк 11, 26). Кто не отпускает другим? Праведник или тот, кто сознает себя праведным. Такому ничего не остается, как судить и произносить только приговоры и требовать казни виновным. Кто же чувствует себя грешным, тому до других ли? Не повернется у него язык осудить другого и потребовать от него удовлетворения, когда совесть самого непрестанно обличает и непрестанно грозит праведным судом Божиим. Итак, не грешить ли лучше, чем праведничать? Нет, всячески ревнуй праведности; но при всей твоей праведности сознавай, что ты раб неключимый, и сознавай помыслом нераздвоенным, то есть не так, что напереди стоит мысль о своей неключимости, а позади прячется чувство праведности, но полным сознанием и чувством имей себя неключимым. Когда дойдешь до этого (а до этого надо доходить, ибо оно не вдруг приобретается), тогда, как бы ни согрешил против тебя брат твой, взыскивать не станешь, потому что совесть будет твердить: «И не того еще стоишь, мало тебе этого», — и простишь, а простивши, сам удостоишься прощения. Так всю жизнь: прощение за прощение, а на суде за это будет тебе всепрощение.
Войди в себя
Бойся Бога и уклоняйся от всякого зла (Притч 3, 7). Положи в этом предел твоего говения, чтоб в конец его водворился страх Божий.