20 июля 1952 года был поставлен во диакона. Затем поступил в Афинский университет, где изучал богословие и философию. В 1957–1958 годах исполнял послушания личного секретаря архиепископа Триполи Феодосия (Абурджели; 1889–1970), будущего патриарха Антиохийского и всего Востока Феодосия VI, и начальника епархиального духовного суда.
29 августа 1958 года рукоположен во священника с возведением в сан архимандрита. После избрания владыки Феодосия на Патриарший престол некоторое время находился в его распоряжении.
С 1959 по 1962 год являлся наместником монастыря Бкафин и начальником епархиального духовного суда. В 1962 году назначен генеральным секретарем Харанской епархии в Сирии. С 1964 года – викарий митрополита Гор Ливанских Илии (Карама; 1903–1969) и начальник епархиального духовного суда. Издавал религиозный журнал «Хараке» («Движение»).
5 июня 1966 года посвящен во епископа Кесарийского. В том же году назначен викарием патриарха Антиохийского и всего Востока в Мексике, Венесуэле, Центральной Америке и на Карибах.
В 1994 году получил мексиканское гражданство.
12 июня 1996 года определением Священного Синода Антиохийской Церкви епархия Мексики, Венесуэлы, Центральной Америки и Карибов была преобразована в архиепархию, а владыка Антоний стал архиепископом-митрополитом.
– Ваше высокопреосвященство, кого вы можете назвать своим главным духовным наставником?
– Моим духовным отцом был женатый священник отец Жорж Хайдар, настоятель прихода в районе Триполи, в котором жила моя семья. Впоследствии он был переведен в Австралию, где и скончался.
– Что повлияло на ваше решение стать монахом и священнослужителем?
– В этом немалую роль сыграл врач нашей семьи доктор Александр Гураеб, глубоко верующий человек, принадлежавший к одной из лучших семей Триполи. Когда я приходил к нему, мы подолгу беседовали на религиозные темы, и каждый раз он говорил: «Ты даже не представляешь, как я хочу однажды увидеть тебя иерархом нашей Церкви и поцеловать твою руку». Мечта доктора Гураеба так и не сбылась, поскольку он умер, когда я был еще диаконом.
Должен заметить, что я не монах, а целибатный священник. В Антиохийской Церкви необязательно принимать монашество, чтобы достичь епископского сана.
– В 1960-х годах вы были викарием митрополита Гор Ливанских Илии (Карама). Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями об этом крупном архиерее Православной Церкви.
– В течение многих лет я входил в близкое окружение приснопамятного высокопреосвященного митрополита Илии. Он был добрым и простым человеком, обладал экстраординарным умом, хотя и не получил систематического университетского образования.
Мне вспоминается адвокат Адиб Мужаэс, секретарь совета митрополии Гор Ливанских, резко критиковавший митрополита Илию. Как-то владыка вызвал меня и сказал, что мы немедленно отправляемся в гости к одному господину. «К кому?» – спросил я. «К доктору Адибу Мужаэсу», – ответил владыка. Будучи еще неопытным юнцом, я удивился: «Ваше высокопреосвященство, как Вы можете идти к этому человеку после всего того, что он написал о Вас?!» Владыка парировал: «Ты ничего не понимаешь! Пойдем!». В доме адвоката нас встретила его жена, испросившая благословение у владыки. Она пошла предупредить мужа о нашем приходе, но, вернувшись, сказала, что застала его спящим. Тогда митрополит Илия во весь голос заявил: «Я не уйду отсюда, пока он не выйдет! Если понадобится, я буду ночевать здесь!» В ту же секунду появился доктор Мужаэс и, плача, приложился к руке владыки. Так произошло их примирение. Я же получил пастырский урок, который не забуду до конца своих дней.
Владыка Илия был бесконечно предан Пресвятой Богородице и собирал иконы с Ее изображением. Приведу случай, произошедший на торжествах в честь 25-летнего юбилея хиротонии приснопамятного высокопреосвященного Илии (Салиби; 1881–1977), митрополита Бейрутского. На приеме присутствовал представитель приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I (1877–1970), который передал хозяину праздника подарок предстоятеля Русской Православной Церкви – икону Господа нашего Иисуса Христа. В момент вручения образа известный ливанский журналист Гассан Туэйни воскликнул: «Спрячьте икону, пока ее не увидел митрополит Илия (Карам)!» Реакция владыки была мгновенной: «Если бы это была икона Богородицы, вы бы ее больше не увидели!»
О митрополите Илии ходит масса историй. Их хватило бы на целую книгу.
– Как вы чувствуете себя в Мексике? В каких странах Латинской Америки вам довелось побывать?
– Мексика – моя вторая родина: здесь я прожил дольше, чем в моей родной стране – Ливане. Я чувствую себя мексиканцем больше любого другого мексиканца. За годы служения здесь я объездил весь Американский континент – от Канады до Аргентины.
– С какого времени в Мексике существует православная арабская диаспора? В каких сферах работают ваши прихожане?
– Арабская, или антиохийская, колония образовалась в Мексике в 80-х годах XIX века, а может быть, и раньше. Ее численность достигает 50 тысяч человек. Мы потеряли многих духовных чад в силу некоторых предрассудков, а также того, что у нас, в отличие от католической церкви, нет своих школ и других общественных учреждений.
Большая часть диаспоры нашла себе применение в промышленности и торговле. В нашем сообществе есть также врачи, юристы, инженеры и преподаватели.
– Какие события в истории архиепархии Мексики, Венесуэлы, Центральной Америки и Карибов Антиохийского Патриархата вы считаете самыми важными?
– Первое событие, которое следует выделить, – приезд в конце XIX века в Мексику иеромонаха Симона (Иссы), взявшего под свою духовную опеку антиохийскую общину. Чтобы заработать на жизнь, отцу Симону приходилось трудиться на производстве сыра и торговать им.
В 30-х годах прошлого столетия в Мексике возникло Православное общество взаимопомощи, поддерживавшее нуждающихся верующих Православной Церкви. Поводом к его созданию послужила гибель одной православной девушки, оставшейся без средств к существованию. В тот период мексиканские приходы Антиохийского Патриархата относились к архиепархии Толедо (Огайо).
В 1944 году в Мехико состоялось освящение кафедрального собора во имя великомученика Георгия Победоносца.
В 1966 году я был назначен викарием Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока в Мексике, Венесуэле, Центральной Америке и на Карибах. До этого антиохийский архиерей никогда не служил в этом регионе на постоянной основе. В октябре 1966 года я прибыл в столицу Венесуэлы Каракас и, вследствие сложной политической ситуации, смог въехать в Мехико только 28 декабря.
В 1985 году Мексику и Венесуэлу посетил предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Патриарх Игнатий IV.
В 1996 году Священный Синод Антиохийской Церкви возвел епархию в статус архиепархии, а меня – в достоинство архиепископа-митрополита.
В 2006 году в моей резиденции прошел прием в честь Его Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея, совершавшего визит в Мексику и другие страны Латинской Америки.
– Какова численность ваших приходов? В каких странах они располагаются?
– В нашу архиепархию входят десять приходов: три в Мексике, три в Венесуэле, по одному в Гватемале, Гондурасе, Пуэрто-Рико и на острове Антигуа. Кроме того, нам принадлежат монастырь преподобного Антония Великого в пригороде Мехико и детский приют в городе Тихуана, что в мексиканском штате Нижняя Калифорния. В Гватемале при Свято-Троицком женском монастыре также действует детский приют. Другой приют для детей открыт при трехъязычной школе имени пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна в городе Сан-Педро-Сула (Гондурас).
Сейчас мы возводим в Мехико церковь, которая будет посвящена святым славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу – основателям Антиохийской Церкви. При храме разместятся дом престарелых и социальный центр. В Гондурасе мы начинаем строительство дома престарелых.
– Какое место занимает Православная Церковь в религиозной и общественной жизни Мексики?
– Православная Церковь, в первую очередь Антиохийский Патриархат, занимает привилегированное место в мексиканском обществе. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что журнал «Лидеры», выходящий в Мехико, включил в список трехсот самых влиятельных людей страны антиохийского митрополита (причем его имя стоит в ряду первых двадцати персон).
В Венесуэле, как и в Мексике, представители антиохийской колонии находятся в авангарде в политике, бизнесе и образовании, благодаря чему пользуются большим авторитетом.
– Как складывается взаимодействие Поместных Православных Церквей в Мексике?
– Прежде всего, надо сказать, что Антиохийская Церковь была родоначальницей Православия на мексиканской земле. Наш Георгиевский собор – первый православный храм, сооруженный в Мексике. Только спустя более 30 лет в этой стране построили свои храмы другие Поместные Церкви.
Отношения между Православными Церквами в Мексике носят братский и взаимоуважительный характер. Наша Церковь поддерживает образование Епископского собрания Южной Америки[1], в рамках которого правящие архиереи разных юрисдикций смогут обмениваться мнениями, не претендуя на примат, развивать сотрудничество во имя утверждения православной веры в Новом Свете.
Антиохийцы составляют большинство православной паствы Латинской Америки, однако наша Церковь не имеет достаточных ресурсов не только для организации миссий, но и для осуществления пастырской заботы о своих духовных чадах. Мы, антиохийские архиереи, готовы работать в епископских собраниях в духе братства и ожидаем того же от наших братьев из других Церквей.
– Вы встречались и дружили с выдающимися священнослужителями, политиками, общественными деятелями. Кто из них произвел на вас наибольшее впечатление?
– Я знал многих предстоятелей Православных Церквей: приснопамятных Святейшего Вселенского Патриарха Афинагора (1886-1972), Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Александра III (1869–1958), Блаженнейшего Папу и Патриарха Александрийского и всей Африки Христофора II (1876–1967), Блаженнейших Патриархов Иерусалимских Тимофея (1878–1955), Венедикта (1892–1980) и Диодора (1923–2000), который был моим сокурсником в Афинском университете.
Мне посчастливилось встречаться с приснопамятными Святейшими Патриархами Московскими и всея Руси Алексием I, Пименом (1910–1990), Алексием II (1929–2008) и нынешним предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Кириллом. Меня связывали дружеские отношения с его наставником приснопамятным высокопреосвященным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым; 1929–1978).
Я был знаком с большинством Архиепископов Афинских и всей Эллады. Бывая на Кипре, я имел встречи с приснопамятными Блаженнейшими Архиепископами Макарием III (1913–1977) и Хризостомом I (1927–2007), с которым вместе учился в Афинском университете.
Также я неоднократно общался с приснопамятным Святейшим Папой Иоанном-Павлом II (1920–2005).
Что касается политических деятелей, то я лично знал всех президентов Ливана, руководивших страной со дня обретения ею независимости в 1943 году. Я встречался с королем Греции Павлом I, его сыном королем Константином II и дочерью Софией, нынешней королевой Испании. С 1966 года я поддерживаю хорошие отношения с президентами Мексики. Бывали у меня встречи и с главами других государств Латинской Америки – Венесуэлы, Аргентины, Бразилии и Чили.
Среди тех, кто произвел на меня особое впечатление, – Вселенский Патриарх Афинагор, очень храбрый человек, открывший миру Православие. Ему хватило смелости разрушить стену, разделявшую католическую и Православную Церкви, и провести встречу с папой Павлом VI (1897–1978) в Иерусалиме. Не могу не упомянуть Патриарха Антиохийского и всего Востока Александра III, мужественного, искреннего, мудрого иерарха; Патриарха Иерусалимского Венедикта, рассудительного церковного лидера; Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, сумевшего пробить брешь в стене, стоявшей между Церковью и советским государством; митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, который наладил сотрудничество Московского Патриархата едва ли не со всеми христианскими Церквами; Архиепископа Кипрского Макария III, показавшего пример патриотизма. И в заключение хотел бы вспомнить папу Иоанна-Павла II, мудрого и харизматичного пастыря и путешественника.
С митрополитом
Антонием (Шедрауи Таннусом)
беседовал Мигель
Паласио
Spasibo
Спасибо огромное!!!
Читаем пункт 9: "9. In localities where there is only one priest, from either Church, he will celebrate services for the faithful of both Churches, including the Divine Liturgy, pastoral duties, and holy matrimony. He will keep an independent record for each Church and transmit that of the sister Church to its authorities".
В переводе на русский: "В тех местах, где присутствует лишь один священник любой из Церквей [как Православной, так и Сирийской - прим. пер.], он будет отправлять службы для верующих обоих Церквей, включая божественную литургию, требы и венчание. Он составит отдельную запись [по каждому такому факту крещения, служения и пр. - прим. пер.] для каждой Церкви и передаст эту запись церковным властям Церкви-сестры".
Sapienti sat.