Икона живет там, где совершается молитва, напоминают представители Русской Православной Церкви

Москва, 25 марта 2010 г.

«Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается». Об этом говорится в обнародованном 25 марта открытом обращении, под которым поставили свои подписи председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда и ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).

Комментируя недавнее письмо представителей музейного сообщества, призвавших Президента России Д.А. Медведева не допустить принятия закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, авторы открытого обращения выражают уверенность, что выступление музейщиков «свидетельствует в первую очередь о том, что существует серьезная проблема сохранности зданий и предметов, являющихся важной частью отечественного культурного наследия».

«В этом подходе позиции музейных работников и Церкви совпадают», — соглашаются авторы открытого обращения, отмечая вместе с тем, что приводимые музейными работниками аргументы «вызывают серьезные возражения».

В частности, представители Синодальных и Патриарших структур считают необоснованным тезис о том, «что ни один православный храм России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение древних икон и фресок, а также то, что в церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались».

«Невольно возникает вопрос: если все обстояло так, то каким же образом огромное количество старинных икон, входящих ныне в музейные собрания, сохранилось до XX века? — задаются вопросом авторы открытого обращения. — Ведь большинство этих памятников, среди которых подлинные шедевры изобразительного искусства русского средневековья, до двадцатых-тридцатых годов прошлого столетия находилось в действующих храмах».

По словам представителей Церкви, примером успешного сохранения памятников религиозного искусства могут служить многие ныне действующие храмы и монастыри.

Как подчеркивают авторы открытого обращения, не выдерживает критики и утверждение ряда музейных работников, что переданный в храм памятник искусства может стать жертвой некомпетентных реставраторов. «Случаи подобного безграмотного "поновления", если и случались ранее, то крайне редко, — отмечается в документе. — За любые непродуманные действия священникам, ответственным за сохранность икон, неизбежно придется держать ответ перед церковным Священноначалием <…> Кроме того, сам факт нахождения древней иконы в храме не означает невозможности — если необходимо — научной реставрации такого образа. Церковь давно и активно сотрудничает с профессиональными реставраторами, а также занимается подготовкой будущих реставраторов в своих учебных заведениях».

«К сожалению, в своих аргументах вы не учитываете главного — икона по своей природе имеет особое сакральное значение и для христиан является своего рода окном в иной, Горний мир», — обращаются к представителям музейного сообщества авторы документа, по словам которых акт изъятия иконы у верующих можно сравнить с конфискацией из домашних архивов семейных фото. «Нравственно ли изымать из семейного архива такое фото под предлогом того, что оно, как предмет старины, может безвозвратно погибнуть для будущего? А ведь именно так обстоит дело с православными святынями, некогда отнятыми у верующих людей», — говорится в открытом обращении.

«Икона живет там, где совершается молитва, где она является органичной частью церковного убранства, призванного создавать особую атмосферу, настраивающую душу и сердце человека на общение с Творцом, — напоминают авторы обращения. — Пребывание икон, подобно другим экспонатам, в музейных запасниках, на полках и стеллажах противоречит самому замыслу их создателей».

По словам представителей Церкви, невозможно согласиться с утверждением, что «икона как культурная ценность общедоступна лишь в музее, тогда как в храме ее могут видеть только верующие». «Нет никаких ограничений на посещение храмов Русской Православной Церкви представителями других религий и конфессий или неверующими людьми, — пишут авторы обращения. — В то же время вам известно, что многие иконы находятся в запасниках музеев, где их годами могут наблюдать только избранные специалисты».

Русская Православная Церковь целиком разделяет надежду представителей музейного сообщества на то, что «в начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться, и для воплощения ее в жизнь готова к широкому сотрудничеству с музейным сообществом России, которое в нашей Церкви пользуется заслуженным уважением благодаря огромному вкладу музеев в сохранение общего культурного наследия», заключают авторы открытого обращения.

25 марта 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×