Из писем о духовной жизни
Сердце человеческое и Господь
Сердцем распоряжаться никто не властен. Оно живет особою жизнью. Само по себе радуется, само по себе печалится. И тут с ним ничего не поделаешь. Только Владыка всяческих, все содержащий в деснице Своей, властен входить в него и влагать в него чувства, не соображаясь с натуральным течением его изменений. Бог везде есть, и коль скоро находит сердце, не противящееся Ему, входит в него и обвеселяет его. Оно и радуется и, к Нему прилепляясь, отстать от Него не хочет. Сердце, заткнутое эгоизмом, портится внутри, и дурно-дурно бывает. Обращаемся к Господу — дырочка в нем просверливается трудами по новой жизни, внутреннее нечистое выходит, на место же его входит другое, чистое. Это Божеская духовная стихия — Сам Господь. Чувствуя это, сердце радуется радостию жизни, почерпаемой от Господа. Господь именуется Посетителем душ… Когда посетит, душа играет.
И сие не от нас — Божий дар! Если дар, благодарить надо Дарователя и смиряться… Смирение — основа всего! Как пройдет смирение, сердце замкнется и все доброе в нем задохнется. Да будет всегда сердце сокрушенно и смиренно. Не теряйте, а паче и паче развивайте сие чувство. Нормальное наше к Богу отношение есть болезненное с сокрушением Ему припадание в сердце, с воззваниями: «Имиже веси судьбами, спаси мя!» В руки Господни надо положить себя, да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас…
Дело молитвы не безмолвников только есть дело, а всех христиан, и это до самых высших ее степеней. Все степени молитвы — Божие суть дело. У Бога же все равны, и смотрит Он только на сердце. Как сердце к Нему, так и Он к сердцу, чье бы сие сердце ни было. Господь сказал: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино (Ин 17, 21). Это обо всех христианах. Апостол же говорит: Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол 3,3).