О слезах Христа
Христос плакал и о друзьях, и о врагах Своих. Он плакал об умершем Лазаре, плакал об Иерусалиме, предвидя скорое его разорение. Иисус прослезился, — написано в Евангелии (Ин 11, 35), и еще: И когда при- близился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем (Лк 19, 41). В обоих случаях Он плакал о людях, в обоих случаях это плач любви. Ибо, в то время как люди оплакивали смерть Лазаря, Господь плакал не потому, что Лазарь умер (се, пришел воскресить его): Он плакал из-за тирании смерти, которая довлела над народом. Как же люди, созданные по образу и подобию Бога живаго, в Царстве Которого нет мертвых, могли утратить веру в жизнь, в победу Бога над смертью? Как они могли стать жалкими рабами смерти, слепо веря в ее силу и могущество? И, глядя на людей, подчинившихся тирании смерти, Иисус прослезился.
В другом случае Господь плакал об Иерусалиме, Святом Граде, прозревая его разорение и угнетение и плен детей его. Почему? Из-за несправедливости человеческой к праведникам, к Нему, Праведнику над праведниками. Из-за того, что язва неправедности разъела сердца и души людей, созданных праведным Богом. Смотря на него (на Иерусалим), заплакал о нем; там заплакал над уже умершим, здесь — над еще не рожденными. Апостол Павел напоминает нам и о третьем случае, когда Господь горько плакал о всем роде человеческом, прошедшем от начала до конца времен: это было в Гефсиманском саду во время Его тяжкого борения, когда был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк 22, 44).