О крестных ходах
Соборные молитвы, которые проходят под открытым небом, под солнцем, — во вселенском святилище, созданном Самим Творцом, имеют большое значение. Нечто подобное совершали и древние израильтяне, когда осаждали Иерихон. Такое шествие, по указанию Божию, совершил Иисус Навин. Впереди несли ковчег Завета, а перед ковчегом шли священники, трубя в трубы. Семь дней народ обходил Иерихон в торжественном молитвенном молчании. На седьмой день иерихонские стены рухнули и город был взят (см.: Нав 6). Мы, христиане, носим вместо ковчега Завета кресты, иконы и хоругви, вместо труб у нас колокола, и поем мы духовные песнопения:
«Кресты носим, Бога просим: Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!»
Из всех знамений, которые мы носим, крест занимает первое место. Ибо ему еще на Христовой Голгофе дана была сила изгонять нечистого, оздоровлять, очищать, освящать людей и животных, человеческие жилища и дома. Народ Божий знает об этом, потому и называет такие шествия крестными ходами <…> Крестный ход — это духовный боевой поход против бесовского зла, а народ, идущий крестным ходом, — воинство Христово.
А если кто-то насмехается над крестным ходом, разве это важно? Человек, лишенный Духа Божия, так же насмехается и над храмом, и над теми, кто молится в храме, и над молитвой, и над верой вообще. Разве насмешки могут устрашить крестоносцев, воюющих против невидимых сатанинских сил, куда более страшных, чем эти несчастные насмешники?