О причащении больных
Многие пустынники, жившие вдалеке от храмов и священников, боялись умереть без причастия и горячо молились Богу, чтобы перед смертью Он послал им священника с причастием. Благой Промысл Божий исполнял молитвы Своих угодников и посылал им слуг алтаря, и причащались они Святых Таин. Причастившись, они озарялись радостью и расставались с этим миром смиренно и спокойно. Были случаи, когда сам больной желал причаститься, но умирал до прихода священника, потом возвращался, принимал причастие и уходил уже безвозвратно. <…> Такие случаи ясно показывают волю Божию.
Безумие думать, что больной непременно умрет, если причастится. Множество примеров говорят об обратном. Я не раз присутствовал при причащении некоторых тяжелобольных, которые считались обреченными. Они живы по сей день. Если больные от причастия умирают, то логично было бы думать, что здоровые от причастия болеют. А это — безумие и богохульство. Если же случалось, что больной умирал после причастия, то умирал он от болезни, а не от причастия. Таков был Промысл Божий о нем. Но умирал с очищенной и прощенной душой, примиренный с Богом и людьми.