Несчастные страдальцы
Девятнадцать веков назад апостол наставлял своего последователя: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго (1 Тим 6, 17). Но есть разница в том, как укоряете богачей вы, и в том, как это делает Церковь. Вы укоряете из зависти и ненависти, а она — из сострадания. Церковь знает, что богатому в этом мире спастись труднее других. Спаситель сказал: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Вот почему Церковь не испытывает зависти или ненависти к богатым, а только сострадание.
Нельзя думать, что сострадание Церкви — слабость перед богатыми и желание оправдать богатое сословие. Такая точка зрения так же далека от истины, как луна от солнца. Церковь не сословна, она всечеловечна. Если вы в богаче видите только богача, то Церковь ищет в нем человека. <…>
Поэтому в глазах Церкви богачи — несчастные страдальцы, тяжелобольные. Полноте их сундуков чаще всего соответствует пустота души. И Церковь тревожится за них, как за лунатиков, балансирующих на краю крыши. А от них она хочет только милости, но нет ее. Однако, как и всякое живое существо, они и сами жаждут милости и сострадания. Презирайте их богатство, и они пренебрегут им. Если же презреть человека в них, то они еще теснее прилепятся к богатству. Одарите их духовным сокровищем, состраданием например, и они найдут в себе мужество одарить бедных своим материальным сокровищем.