В Москве открылась I Международная выставка «Путешествие колокольчика»

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Пасхальным звоном колоколов и кратким молебном открылась в Москве, в Фонде народных художественных промыслов, I Международная выставка «Путешествие колокольчика».

Впервые в одном месте собрано более тысячи экспонатов, которые рассказывают о колокольчиках как о самобытном культурном и историческом явлении. В выставке принимают участие коллекционеры, музеи, ассоциации и общества любителей и ценителей колокольчиков из России, Белоруссии, Болгарии, Испании, США, Ближнего и Дальнего Востока, Индии, Индонезии, Японии и других стран.

Самые старинные экспонаты датируются IX веком до нашей эры. Это скифские колокольчики. Интересны стенды, рассказывающие о ездовых колокольчиках, которые использовались при езде на лошадях, верблюдах, оленях, слонах.

Церковным колоколам на выставке отведена отдельная витрина. Тут представлены колокола разных веков, а также колокола, изготовленные к определенным событиям. Например, колокол, отлитый на заводе Оловяшникова в Ярославле к 300-летию дома Романовых. Таких колоколов было изготовлено 50 штук. На сегодняшний день в России осталось всего два.

На открытии выставки присутствовал отец Алексий Попков – организатор фестиваля «Колокольные звоны России», который пройдет 30 мая 2010 года в д. Аверкиево Павло-Посадского р-на Московской области.

Отец Алексей обратил внимание на то, что история колоколов в России, на Руси, связана с историей Православной Церкви.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 426 px. Размер файла 87092 b.

С IV–V веков нашей эры, со времени святого епископа Павлина Милостивого, колокола начинают использовать в жизни Православной Церкви. С VI века в летописях можно найти упоминания о повсеместном употреблении колоколов в церковных богослужениях. К нам в Россию колокола пришли вместе с христианством, также как и колокольное мастерство и отливка колоколов. Колокол в церкви – это голос храма. До нашего времени в каждом православном, да и не только православном храме звонят колокола, благовестят, призывают верующих на службу, напоминают о церковных праздниках.

Особая часть экспозиции рассказывает о дужных колокольчиках. Дугу с колокольчиком можно назвать своеобразным символом русского быта. Дужные или поддужные колокольчики появились в 70-х годах XVIII века и широко использовались в русских конных тройках. «Юбочки» колокольчиков часто украшались разными надписями. Колокольные надписи рассказывали о мастерах, отливших колокол, месте и времени его изготовления. В 1836 году Сенат Российский империи вынес постановление, по которому запрещалось использование колокольчиков частным неслужебным извозам. Благодаря этому запрещению появились бубенцы, которые подбирали по тональности и создавали ансамблевое звучание.

Интересны так называемые памятные колокольчики, созданные к определенной дате. Например, копия «Царь-колокола» с колокольни Ивана Великого, копия колокола к 1000-летию крещения Руси, на смерть папы Пия XII с изображением сцены прощания.

Также широко представлены кабинетные, спальные, столовые, конторские, коридорные колокольчики. Интересны бронзовые вызывные скульптурные колокольчики голландских, русских, французских мастеров XVII–XIX веков. Например, в виде дам различных сословий, колокольчики со сценами охоты, Страшного суда. Все эти колокольчики декорировались и украшались в соответствии с традициями страны и временем.

На выставке представлены корабельные колокола, например колокол с трагически известного корабля «Нахимов».

Также интересна коллекция ездовых бубенчиков и колокольчиков.

Казалось, что в начале XX века, когда из нашей жизни ушли ямщики, колокольчики исчезнут безвозвратно. Звон церковного колокола тоже был под запретом. Сейчас в XXI веке благовест церковных колоколов вновь открыто возвещает о церковных праздниках и собирает верующих на молитву. Сегодня колокольчик – это еще и популярный сувенир, многие занимаются коллекционированием колокольчиков. Колокольчики продолжают жить, развиваться, радуя нас своим звоном. 

Выставка открыта до 9 июля 2010 года.

Адрес: Москва, Леонтьевский переулок, 7  

Дарья Огранович специально для Православия.Ру

7 мая 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×