Санкт-Петербург, 30 мая 2010 г.
30 мая 2010 года, в неделю Всех святых, Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.
Перед началом богослужения иерархи двух Церквей и многочисленное духовенство встречали Святейшего Патриарха Варфоломея и Святейшего Патриарха Кирилла у Адмиралтейской набережной, откуда затем началось торжественное шествие к собору.
Под сводами Исаакиевского собора собрались тысячи верующих.
Предстоятелям Константинопольской и Русской Православной Церквей сослужили: иерархи Константинопольского Патриархата – митрополит Австрийский Михаил, митрополит Мириофитский и Перистасийский Ириней, митрополит Галльский Эммануил; иерархи Московского Патриархата – митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир, управляющий делами Московский Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Вышгородский Павел, архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан, архиепископ Сурожский Елисей, епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл, епископ Выборгский Назарий, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр.
В алтаре молился митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат).
Святейшим Патриархам Варфоломею и Кириллу и Преосвященным архипастырям сослужило многочисленное духовенство.
По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви с приветственным словом:
«Ваше Святейшество, Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель, господин Варфоломей!
Преосвященные собратья архиереи!
Досточтимые отцы, братья и сестры!
Вот уже почти год миновал со времени моего последнего визита в царственный Константинов град. И сейчас мне радостно приветствовать Вас, Ваше Святейшество, на своей малой родине, во святом граде Петровом. Несмотря на разность возраста и прожитых эпох, между этими городами много общего. И тот, и другой осенены молитвенным предстательством святого первозванного апостола Андрея; каждому из них суждено было стать опорой и средоточием великой культуры; оба града были столицами двух великих православных империй. Но не только это объединяет их судьбы.
В человеческой истории было много славных городов и цивилизаций. Могущественные, как исполины, грандиозные, как Вавилонская башня – они вздымались над миром до небес, их имена и деяния гремели по всей земле. Но, – по слову Писания, – не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости (Вар. 3.27). Не спасались исполины множеством крепости своея (Пс. 32. 16), по слову псалмопевца,и вавилонские башни без следа уходили в песок. Их единство не выдержало проверки временем, оно оказалось непрочным, ибо стояло не на том основании.
Бывали и другие города, что живы вопреки всем испытаниям. Их сила – не в торжестве земной власти, не в экономике и военной мощи, но в духовном величии, которое они собой воплотили. К этим городам я отношу мой родной Петербург и тот град, где находится Ваш Патриарший Престол. В их истории было немало скорбей и обстояний, но в них всегда святилось имя Христово, и оно хранит их от немощи и забвения.
Город – это опора цивилизованного мира, выражение его общности и единства. Основа любого человеческого объединения – есть стремление к одной и той же цели. Если цель низменна и сиюминутна, ей не дано объединить надолго. Если цель прекрасна и высока, то живо и стремление к ней, и существо того, кто устремлен: вместе, единым целым, они вступают в историю, запечатлеваются в вечности.
Человеку свойственно искать единства. Оно начинается с сохранения своей собственной личности – с желания быть цельным и целостным. Это стремление к единству вновь обретает себя в узах семьи и брака, в кругу родных, друзей и единомышленников. Наконец, единодушие в стремлении к лучшему, отказ от мелочных интересов, любовь к родине и к своей стране – слагаются в единство государственное и национальное.
Но есть общность иного порядка – единение во Христе, в таинственном Причастии вечных благ. Оно неподвластно законам земного мира и обстоятельствам нашей временной жизни. Оно доступно лишь тем, кто истинно и в молчаливом благоговении почитает Единую и Пресвятую Троицу. Это единство – в нашей Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Не случайно сегодняшний праздник, день Всех святых, следует за праздником Троицы и днем Святого Духа: сегодня мы празднуем продолжение Пятидесятницы во всем человеческом роде, во всей Вселенской Церкви.
Церковь в земном мире подобна этому дивному храму, где мы сейчас совершили Божественную литургию. Он претерпел многое и не раз менял свой видимый облик; на нем отражалось и состояние веры, и состояние государства; но в нем всегда незримо почивала освятившая его благодать. Он всегда был храмом – даже тогда, когда назывался музеем, потому что благодать, данная в освящении, пребывала здесь и передавалась людям, которые посещали сей храм. Вот так и Церковь на земле живет и дышит единою благодатью Святого Духа. Ее вечность – в Церкви Небесной, в лике святых всех времен и народов. И подобно златому куполу Исаакия, Церковь святых угодников Божиих вечно царит над брением земного града и прахом мирских устремлений, вне юридических границ и политических разногласий.
Наше сегодняшнее торжество, дорогой и Святейший Собрат, посвящено единству Вселенской Церкви. Мы знаем друг друга издавна, и я рад, что с каждой встречей мы становимся ближе друг другу; что крепнут отношения Поместных Церквей, что святость и полнота Вселенского Православия преодолевают всякую рознь.
У нас общие святыни, и общая святость. И нам дорого то, что Вы поклонились нашим святыням – монастырям и храмам Москвы и Санкт-Петербурга. Вас будут молитвенно вспоминать Троице-Сергиева Лавра и святая Валаамская обитель.
Когда-то, в 1993 году, в России, Вы сказали, что уносите с собой половину своего сердца, потому что другую оставили здесь. Будем надеяться, что на этот раз Ваше сердце останется здесь целиком. Но поскольку это сердце Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви, то оно так же целиком будет и в Вашей Церкви. Мы будем жить на уровне единства наших сердец, согревая друг друга и наш народ взаимной любовью. А мое сердце, и сердца наших верующих навсегда остаются с Вами – в молитвах и единстве нашей общей Святой и Вселенской Церкви. Христос посреди нас!«
На молитвенную память Святейший Владыка подарил большую икону, украшенную драгоценными камнями – Феодоровский образ Божией Матери. Его Святейшество напомнил об истории этой иконы, подчеркнув, что ей был благословлен перед венчанием на царство первый царь династии Романовых – Михаил Феодорович. Образ был изготовлен тщанием митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
С ответным словом к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей:
«Ваше Святейшество!
Прав был пророк Давид, воскликнувший, что Господь утверждает стопы человека (Пс. 36. 23). Господь направил стопы нашей мерности и членов нашей делегации к Вам, и мы прибыли смиренно поклониться благословенной Русской земле, земле священных сокровищ.
Мы находимся в святом городе, в городе Петра Великого, в героическом городе. Никто не имеет права забыть о героическом сопротивлении жителей этого города могущественной и разрушительной силе нацизма.
Какой ужас охватывает нас, когда мы видим кадры старой кинохроники, демонстрирующей, насколько это возможно, всю отчаянную и упорную борьбу жителей города в течение 900 дней блокады! Они страдали от бесчисленных атак и беспощадных бомбежек, от шквального артиллерийского огня из самых современных смертоносных орудий. По самым скромным подсчетам, погиб миллион людей, они погибли не только в результате военных действий, но и от страшного голода и болезней. И тем не менее люди остались непоколебимы, как тот страж в Помпее, продолжавший охранять ворота даже тогда, когда его настигла раскаленная лава.
Таким образом, город стал символом героизма, стойкости и веры в идеалы свободы.
Со дня своего основания в 1703 году Петром Великим город четырежды менял свое имя в зависимости от политических изменений, но несмотря на это, он никогда не изменял благочестию отцов.
Ярким примером вышесказанного является святой праведный Иоанн Кронштадский – память о нем живет, чудеса его продолжаются, а его молитвы ко Господу хранят город и поныне, и будут хранить до пришествия Господа нашего.
Есть и еще одно доброе совпадение: 30 мая 1672 родился Петр Великий, рождение которого стало поводом для возведения этого храма в день памяти святого исповедника и праведника Исаакия Далматского.
Святой Исаакий родился в Сирии, но жил в Константинополе. В эпохе императора Феодосия за воротами Сатурнина у крепостных стен, воздвигнутых Константином Великим в квартале Аврелианов, что на седьмом холме, известном как Ксиролоф, святой учредил монастырь, который в течение многих веков являлся знаменитым духовным центром. Преподобный был также исповедником, оказавшим сильное сопротивление императору Валенту, ослепленному арианской ересью.
Мы пришли сюда, чтобы поклониться нашему святому земляку, поскольку от его знаменитого монастыря не осталось и следа, и восхититься этим величественным собором, воздвигнутым благочестием ваших предков, конечно, не без помощи императорской казны. Собор пережил много перипетий, когда-то он даже был музеем атеизма. Но жив Господь! И разбил Он намерения безумцев, объявивших, что Бога нет, как прах на летних гумнах (Дан. 2. 35).
Святой Исаак является сильным звеном, одним из пятидесяти звеньев, неразрывно соединяющих два двора – Церкви Константина и Нового Рима и России, в единую скинию (см. Исход 26. 6). Именно этого неразрывного единства в вере, в предании и в церковной практике желает Святой Дух, который в соединение вся призва и составляет Собор церковный. Церковь есть запертый сад (Песн. 4. 12). Ограда этого священного сада никогда не разрушится, лесной вепрь не подорвет ее, и полевой зверь не объест ее (ср. Пс. 79. 14). Она прогоняет полки чуждих (Евр. 11. 34), и волки не проникнут внутрь ее.
Мы много говорили о щедром гостеприимстве, о любви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, нашего возлюбленного брата Кирилла, о щедрости Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, о том, как встречал нас благочестивый и благословенный народ. Однако «гони коня к цели, чтобы излишеством не наскучить», – вспоминаются нам слова упомянутого ранее предшественника нашей мерности святителя Григория Богослова (Слово на Рождество Спасителя).
От всего сердца мы благодарим за все то, что услышали и ощутили. Мы благословляем вас обеими руками. Мы молимся Господу, чтобы Он даровал всем вам, пастырям и пасомым, крепкое здоровье для совершения добрых дел, с помощью которых прославится пречестное и великолепое имя нашего Небесного Отца.
После суровой зимы весна наступила на Русской земле, весна духовная, весна душ, как говорил тот же святитель Григорий (Слово на Пасху).
Оставайтесь непоколебимыми в святой православной вере. Мы испрашиваем ваших молитв о первопрестольной Константинопольской Церкви, страдающей и распинаемой в течение многих веков. Молитесь, чтобы никогда не оскудевал елей в светильнике Фанара, осветившем когда-то и вас, чтобы из-за отсутствия елея он не стал льном курящимся (см. Мф. 12. 20). Упование наше Отец, Прибежище наше Сын, Покров наш Дух Святый!
Мы верим, что вы никогда не перестанете молиться о великой Церкви Христовой. Лишь об этом просим мы вас, дорогие и любимые о Господе чада наши. Просим Ваших молитв, благодарим Вас, возлюбленный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, за всю Вашу любовь к нам и нашим спутникам, благодарим Вас за три совместных богослужения, которые возвестили о единстве наших Церквей в союзе мира. Мы благословляем народ Божий от Матери Церкви Константинопольской. Мы оставляем, как Вы уже сказали, свое сердце здесь, с этой землей, с этой Церковью, с этим народом. Пусть наше единство и наше братство будет во славу Божию и ради мира во всем мире. Христос посреде нас всегда!»