О судьбе
Если под судьбой понимается слепая случайность или фатальность, Церковь решительно не принимает, отрицает существование такой судьбы. Церковь все обосновывает разумом, от разума и через разум. Она ничего не приписывает случайности или слепой фатальности, но все объясняет Промыслом всесильного и всевидящего Господа, исходящего из высшей целесообразности и характера тайных помыслов, чувств и действий человека. Само слово «судьба» происходит от слова «суд», в данном случае суд Божий. Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся, — говорит псалмопевец. То есть помнит, как Господь награждал праведников и наказывал грешников еще в этой, земной жизни. И снова говорит: от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящим мя. В славянском тексте везде вместо слова «судьба» стоит «суд». И мы часто говорим: «как рассудишь об этом?» — что значит: «Как ты думаешь?»
Следовательно, судьба — это мысль Божия обо всем происходящем, но не такая пассивная и немощная, как человеческая, а активная и решающая. Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий небесный град. И говорят люди: такова его судьба. <…> Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии — судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит «слепая судьба», исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего.