Православный календарьПравославный календарь
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

Восстановление классических гимназий способно поднять уровень школ

Беседа с заведующим кафедрой древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ Юрием Анатольевичем Шичалиным

Который год государство, система образования и родители школьников не могут найти общей позиции по стратегическому для страны вопросу. А в результате страдают школьники, уровень знаний которых зачастую оставдяет желать лучшего. У России есть хороший опыт классического гимназического образования, обращение к которому может в значительной степени повлиять на ситуацию. О том, какую роль играют гимназии, рассказывает доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ, директор греко-латинского кабинета Юрий Анатольевич Шичалин.

 

– Что такое классическое гимназическое образование и соответствуют ли современные гимназии этому стандарту?

– Я много писал по этому поводу (некоторые материалы по этой теме можно найти на сайте греко-латинского кабинета www.mgl.ru). Чтобы самым кратким образом представить существо проблемы, можно сказать следующее. Система среднего образования должна давать общее и специальное образование. Самые разные спецшколы дают специальное образование, а общее образование дают обычные школы и классические гимназии. Обычные школы дают общее образование для детей, у которых нет ярко выраженных и рано проявляющихся талантов к той или иной группе дисциплин, например, к математике и физике, или к истории, литературе, языкам; дети, рано проявившие то или иное особенное дарование, должны учиться в специальной школе (именно к такого рода учебным заведениям и относятся школы с гуманитарным уклоном, которые и называются теперь гимназиями); а дети, универсально одаренные, с энтузиазмом и легкостью вбирающие знания из области точных, естественных и гуманитарных наук, должны учиться в классических гимназиях, где все их способности получают полноценное развитие: рациональное начало получит развитие благодаря математике и естественным дисциплинам, социальное – благодаря языкам, истории, литературе. Но полноценного общего образования нет без духовной составляющей, поэтому в классических гимназиях дореволюционной России и в ряде православных гимназий сегодня обязательным элементом является комплекс дисциплин, обычно объединяемых общим названием Закон Божий, который и дает учащимся ясное представление о духовной основе их образовательной программы. В классической гимназии при греко-латинском кабинете Закон Божий преподается по одному часу в неделю в течение всех одиннадцати лет. В ходе этих занятий дети знакомятся с основами литургики, догматики, истории Православной Церкви, с церковнославянским языком; помимо этого в течение шести лет дети занимаются церковным пением, а в старших классах читают по-гречески тексты из Ветхого и Нового Завета, тексты отцов Церкви и богослужебные тексты.

– Какие основные блоки дисциплин в классической гимназии?

– Еще раз отмечу, что классическая гимназия – это не специальная школа с гуманитарным уклоном, а общеобразовательная школа, готовящая на любое отделение университета. Поэтому в классической гимназии важное место занимают математика, физика, биология, география – все то, что позволяет ученику, получающему общее образование, уверенно ориентироваться в этих областях знания.

Гимназисты изучают два или три новых языка: третий – по желанию и по выбору (в нашей школе помимо английского, французского и немецкого преподают новогреческий). Изучение языков подкрепляется участием детей в международных образовательных программах, в связи с которыми мы принимали учащихся из Европы и посылали наших детей в школы партнеров из Германии, Греции, Дании. Как уже было сказано, наши гимназисты также изучают церковнославянский в курсе Закона Божия. Серьезное внимание уделяется литературе и истории, занятия которыми поддерживаются регулярными спектаклями, походами по Москве, поездками по городам России, а также Греции и Италии.

– Почему обязательными предметами классической гимназии являются древнегреческий и латынь?

– В их пользу и против них есть много стандартных доводов: например, против древних языков обычным аргументом служит то, что они – «мертвые» и потому бесполезны в практической жизни, а в пользу латыни обычно говорят, что она развивает логическое мышление. Но логическое мышление развивает и математика, а «мертвыми» греческий и латынь оказываются только для того, у кого крайне узкий интеллектуальный горизонт, свойственный обычно нетребовательному исполнителю, который очень редко задается вопросом «почему».

Но стоит сознательному ученику задаться этим вопросом, как он понимает, что без древнегреческого и латыни ему не обойтись. Первые вопросы возникают уже в связи с происхождением, названием и составом нашего алфавита. Затем хочется узнать, откуда пришли названия основных изучаемых в школе дисциплин: «математика», «арифметика», «геометрия», «физика», «география», «биология», «история», «литература», «риторика», «физкультура»? Что означают термины «лингвистика», «грамматика», «синтаксис», «орфография»? Что означают сами эти слова «школа» и «дисциплина», а также «директор», «педагог», «класс», и пр., и пр.? Без древних языков нельзя понять не только отдельные слова, происходящие из греческого и латыни (хотя и их слишком много, чтобы сколько-нибудь внимательный ученик не обратил на них внимания при изучении русского языка или, например, английского, в котором 80% латинских корней), но и происхождение и историю развития наук, ставших основными школьными предметами: большинство из них возникло в Греции в VI–IV веке.

Наконец, мы не поймем, почему из поколения в поколение европейцы (а теперь и японцы, китайцы и прочие восточные народы) переводят Гомера и Платона, тексты Ветхого и Нового Завета и отцов Церкви. Не поймем, почему те же отцы Церкви получали великолепное «языческое» образование и заботливо сохраняли европейскую образованность, в своих основных чертах сформировавшуюся уже к IV веку до Р.Х. Почему в монастырях переписывали классических авторов, благодаря чему тексты классиков и дошли до наших дней. Почему на Западе стремились перевести все греческое наследие на латинский язык, а в России ученые и богословы считали знание латыни обязательным.

А учителя объяснят этим вдумчивым ученикам, что из 30 веков существования европейской культуры самым распространенным в течение 25 веков был греческий, а вторым – латинский, который живет уже 23 века и сейчас в Европе переживает расцвет именно как разговорный язык (недавно, например, мы получили из Брюсселя Дневник Европейского сообщества на латинском языке, где к своему удивлению обнаружили упоминание о нашей гимназии). Объяснят, что полноценное общение предполагает уважение к собеседнику, которое выражается и в том, что мы знакомимся с тем языком, на котором он говорит. Объяснят, что наши самые важные собеседники, великие учителя и святители Церкви, небесные покровители нашего гимназического храма свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и свт. Иоанн Златоуст, говорили как раз на греческом; что европейская наука, включая богословие, усвоив греческие научные дисциплины и создав соответствующую терминологию, предпочитала латынь…

Именно классические гимназии позволяют формировать не только хороших исполнителей (так называемых «технарей»), а действительно свободно и самостоятельно мыслящих людей. Тех, которые в силу широкого кругозора лишены агрессии и многих вредных предрассудков (в том числе атеистических), которые прекрасно понимают, что никакое творчество немыслимо без следования в русле сознательно избираемой традиции, и которым дается возможность правильно эту традицию выбрать. Главная беда современной ситуации в нашем образовании – засилье как раз «технарских» подходов, унаследованных от советской эпохи, сознательно и последовательно отказавшейся от классического образования.

– Какую пользу могут принести сегодня гимназии?

– В каждой стране классические гимназии, где они есть, являются замечательным и единственным в своем роде инструментом отбора самых способных детей и их добротного воспитания и образования. Этим инструментом искусно пользуются во всех цивилизованных странах: при всей демократизации образования в Европе и Америке никто не отказывается от своих традиционно сильных классических школ, и с их помощью производится отбор и формирование политической, административной, дипломатической и ученой элиты. Но наши чиновники, занимающиеся образованием, до сих пор не понимают ни того, что такое классическое образование, ни того, зачем нам в России нужно восстановить развитую сеть классических гимназий.

А именно восстановление классических гимназий, этого краеугольного камня всякой осмысленной системы среднего образования в любой развитой стране, является важнейшей задачей, от решения которой зависит успех или неуспех всех прочих предпринимаемых попыток принципиально поднять уровень наших средних и высших школ.

Между тем, именно классические гимназии, обучение в которых было условием поступления в университет, обеспечили не только расцвет науки и культуры царской России в конце XIX – начале XX века, но и научную и образовательную базу для коммунистического режима. Но сегодня мне известен только один чиновник высокого ранга, который не только продемонстрировал понимание этого вопроса, но и сделал практический шаг, способствующий восстановлению у нас классического образования. Я имею в виду нынешнего министра юстиции А. В. Коновалова, который еще в качестве полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе создал в Нижнем Новгороде на базе лингвистического университета славяно-греко-латинский кабинет для развития классических штудий и подготовки и переподготовки гимназических преподавателей. В открытии кабинета принял участие архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, создавший в Нижегородской епархии восемь гимназий, которые должны постепенно освоить классическую программу.

– Какой процент гимназий должен быть в общей массе общеобразовательных учебных заведений, чтобы подготовить по-настоящему хороших абитуриентов для вузов?

– Некое на сей день фантастическое соотношение школ разного типа могло бы быть таким: 10% от общего числа школ – классические гимназии, теснейшим образом связанные с университетами; 20% специальных школ, связанных с политехникумами; 70% общеобразовательных школ, творчески использующих методики как гимназий, так и спецшкол для подъема и совершенствования общего среднего образования в стране. Я говорю о фантастическом соотношении потому, что классических гимназий в России единицы, а специализированных школ менее 10%.

– Для классических гимназий необходимы преподаватели. Где их взять?

– Я возглавляю кафедру древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ. Наши выпускники получают специальность теолога и дополнительный сертификат по древним языкам и древнехристианской письменности. На мой взгляд, это сочетание программ богословского и классического образования позволяет сформировать специалистов редчайшего и при этом важнейшего, на мой взгляд, профиля. Выпускники нашего отделения в принципе могут быть идеальными преподавателями классических гимназий.

Кафедра была создана относительно недавно. Каковы предпосылки ее появления?

– Кафедра и отделение древних языков и древнехристианской письменности (ДЯ и ДХП) на богословском факультете ПСТГУ была создана в 2004 году; но еще в 2001 году был проведен набор в группу, которая занималась по специальной программе, предполагавшей серьезную подготовку в древних языках и чтении авторов; помимо первого выпуска группы 2001 года кафедра провела еще два выпуска. В настоящее время у нас есть студенты на всех пяти курсах. Ректор Свято-Тихоновского протоиерей Владимир Воробьев, предложил мне работать в институте еще до создания отделения, что было связано с изменением программы по древним языками в духовных школах. Дело в том, что в духовных семинариях была очень скромная программа по древним языкам: греческому языку уделялось всего одно занятие в неделю в течение года, так что студенты едва успевали научиться читать по-гречески, а знакомство с греческими текстами в подлиннике сводилось к заучиванию нескольких молитв и началу Евангелия от Иоанна. По инициативе архиепископа Верейского Евгения, ректора Московской духовной академии и семинарии, на заседании ректоров духовных школ весной 2001 года было принято решение отвести на изучение древних языков больше времени. Руководство Свято-Тихоновского института также считало необходимым усилить преподавание двух первых языков Церкви. Не нужно объяснять важность знания греческого и латыни для богословов и историков Церкви: без владения этими языками все наши рассуждения о верности святоотеческой традиции будут в лучшем случае благими пожеланиями, и в наших интерпретациях мы будем слепо зависеть от западных богословов, не отменявших изучение древних языков и продолжающих исправно издавать святоотеческие тексты. Но тем не менее приходилось и приходится по сей день объяснять необходимость серьезного преподавания греческого и латыни, выделение на них большего количества часов, и т. д. Поэтому очень важно, что старейшая духовная школа России, Московская духовная академия, и одно из молодых православных учебных заведений, ПСТБИ, сделали первые шаги по восстановлению полноценного духового образования.

– Как решалась проблема с подбором «дефицитных» кадров для кафедры?

– Специалистов по древним языкам, получившим приличное образование в области классической филологии, очень немного, поскольку в России после революции только две кафедры в Москве и Ленинграде выпускали филологов-классиков. Именно на выпускников кафедры классической филологии Московского университета легла главная нагрузка в преподавании греческого и латыни в Свято-Тихоновском институте, где еще до образования кафедры и отделения ДЯ и ДХП работали филологи-классики Андрей Викторович Вдовиченко, Лидия Павловна Горбунова, Наталья Алексеевна Кулькова, Екатерина Павловна Ореханова, Наталья Андреевна Старостина. Некоторое время на кафедре работал иерей Михаил Асмус. Последние несколько лет курсы латинского языка и авторов ведет почтеннейший Николай Алексеевич Федоров. Латинских авторов и курсы по истории языка для наших студентов читают нынешний заведующий кафедрой классической филологии Алексей Иванович Солопов и доцент кафедры Ольга Михайловна Савельева; новогреческим языком занимается Татьяна Игоревна Самойленко.

Но сейчас на кафедре работают уже и наши выпускники. При этом очень важно, что кафедра также связана с ученым советом МГУ по классической, византийской и новогреческой филологии: два сотрудника кафедры защитили здесь кандидатские диссертации, сейчас к защите в этом совете подготовили свои работы еще две наши аспирантки.

– Министерство образования каким-то образом изучает опыт современных гимназий?

– У меня пока нет сведений о самом элементарном интересе Министерства к этому опыту. Между тем наша гимназия существует 17 лет, дает хорошие результаты и накопила достаточный опыт, которым мы делимся со всеми интересующимися школами и педагогами, в том числе из других городов, в частности, мы сотрудничаем и с коллегами из Нижнего Новгорода, бывали и в тамошних школах, и в духовной семинарии. Ваш покорный слуга выступал на открытии славяно-греко-латинского кабинета, с которым мы также сотрудничаем. По изданным греко-латинским кабинетом учебникам, словарям, пособиям, фундаментальным переводным трудам по истории философии, педагогики, литературы занимаются по всей России. К сожалению, – преимущественно в высших учебных заведениях, а не в классических гимназиях, для которых предназначена немалая часть наших изданий.

– О каких удачных примерах реализации классического гимназического и университетского образования можно говорить сегодня?

– Я уже говорил о том, что сегодня некоторые выпускники отделения начали преподавать у нас же, но и выпускники гимназии также возвращаются к нам. Это воспроизводство кадров на сей день – самая важная задача, которая стоит перед уже существующими учебными заведениями, занимающимися по классической программе. Но не следует забывать и о том, что часть выпускников кафедры древних языков защищают свои дипломы на других кафедрах богословского факультета, и их умение читать оригинальные тексты повышает уровень их работ. Что касается специально нашей классической гимназии при греко-латинском кабинете, то наши выпускники поступают на самые разные факультеты Московского университета (биологический, ВМК, географический, исторический, физический, филологический, химический, экономический, юридический), а также учатся в МАИ, МАРХИ, МГИМО, 1-м медицинском, РГГУ и других.

C Юрием Шичалиным беседовал Игорь Зыбин

17 июня 2010 г.

Рейтинг: 8.4 Голосов: 11 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена 7 июля 2010, 19:15
В Санкт-Петербурге - классическая гимназия N 610 на Малом проспекте Петроградской стороны.
Однако Закон Божий и церковнославянский там не изучают.
Екатерина 5 июля 2010, 10:56
Где находится гимназия, как её найти (адрес)?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Игорь Зыбин

Новые материалы

Выбор читателей

×