В Москве состоялась конференция «Россия и исламский мир»

Москва, 27 июня 2010 г.

26–27 июня 2010 года в Москве прошла конференция «Россия и исламский мир: сближение мазхабов как фактор солидарности мусульман», сообщает Служба коммуникации ОВЦС. Организаторами мероприятия выступили Институт востоковедения РАН России, Центр стратегических и политических исследований, мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», а также другие общественные и научные организации. В конференции приняли участие российские и зарубежные государственные, общественные и религиозные деятели. Почетным гостем международного форума стал генеральный секретарь Всемирной Ассамблеи по сближению исламских мазхабов аятолла Мохаммад Али Тасхири.

На открытии конференции со словом к собравшимся обратился заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых). В своем выступлении церковный представитель подчеркнул близость России и исламского мира:

«Тема сегодняшней конференции представляется чрезвычайно актуальной по многим причинам. Но я хотел бы остановиться только на одной из них. При определении параметров своих отношений с исламским миром России необходимо учитывать, что она имеет дело с цивилизацией, стержнем которой является религиозное мировоззрение. Более того, представители этой цивилизации открыто ставят в повестку дня политической и социальной жизни вопросы, связанные с религией. Это является уникальной чертой исламских стран в сравнении с другими мировыми цивилизациями. Как правило, некоторые другие цивилизации подчеркнуто выводят религиозные вопросы за скобки общественной жизни. Однако, чем более секулярными и безбожными они становятся, тем им сложнее вести диалог с исламским миром.

Не думаю, что при определении своей цивилизационной идентичности Россия должна подстраиваться под тех или иных международных партнеров. У России есть собственная индивидуальность, основанная на своих духовных традициях и историческом опыте. Одна из традиций России состоит в том, чтобы полагать в центр общественной и частной жизни религиозные вопросы. В этом заключаются основные темы российской культуры, литературы, социальной мысли и действия. В период государственного атеизма эта традиция была искусственно нарушена. Теперь же, после гонений на религию, она уверенно возвращается в жизнь России. Именно возрастание ценности религиозного мировоззрения в общественных процессах и частной жизни россиян сближает нашу страну с исламским миром.

В России доминирует православное христианство. В православной традиции, так же, как и в исламе, присутствует идея постоянного и интенсивного взаимодействия общественной и религиозной жизни. Православие содействует построению системы соработничества между религией и государством, религией и обществом. Эта идея сближает во взглядах православное большинство России, исламскую общину и другие традиционные религии нашей страны, а также может быть прочной мировоззренческой основой для построения добрых отношений России с зарубежным исламским миром. Именно повышение религиозности в России и укрепление религиозной этики в ее политической и общественной жизни будут обеспечивать устойчивый базис, на котором возможно выстраивать крепкие экономические и политические связи между нашей страной и исламским миром.

Россия выработала уникальную модель, при которой, оставаясь страной православного большинства, она смогла объединить в один социально-культурный организм народы, исповедующие различные верования. Для нашей страны исламский мир является не внешним фактором, а важным элементом культурной и социальной организации общества. Поэтому для России представляется естественным, будучи центром православного мира, ощущать себя и частью исламского мира, что отразилось в ее вхождении в Организацию исламской конференции в качестве наблюдателя в 2005 году. На протяжении истории мусульманские общины России выполняли не пассивную роль, но всегда в меру своих масштабов участвовали в государственном строительстве страны. Надо отметить, что до революции более обширные исламские территории входили в состав Российской империи и были одними из самых лояльных для верховной власти, исповедовавшей православие. В советское время мы вместе с мусульманами и другими верующими перенесли гонения, а сегодня активно сотрудничаем как на двусторонней основе, так и в рамках более широкого межрелигиозного формата».

Игумен Филипп рассказал участникам конференции о присутствии православия в исламских странах и строительстве мечетей в России:

«Тесные связи России с исламским миром сегодня обеспечиваются не только органичным присутствием исламского мира в нашей стране, но и представительством православной традиции в исламских странах. На протяжении долгих лет существуют русские православные храмы в Азербайджане, республиках Средней Азии, Иране. Но появляются и новые приходы. Так, в 2007 году король Иордании передал России один гектар земли под строительство паломнического центра на берегу реки Иордан. В том же году нынешним патриархом Кириллом был заложен православный храм в городе Шарже в Объединенных Арабских Эмиратах, который уже отстроен и в котором ведется отделка. Недавно во время визита в Турцию Святейший Патриарх Кирилл освятил храм на территории российского консульства в Стамбуле. Также на палестинских территориях идет возвращение земель, принадлежавших Московскому Патриархату. Хотел бы заметить, что эти храмы открываются не с миссионерскими целями, но для обеспечения религиозных потребностей русских православных людей, которые живут в этих странах, ведут бизнес, приезжают с паломническими и туристическими целями. В то же время эти храмы играют роль представительств русской духовности и культуры в исламских странах, таким образом, являясь мостом между нашими народами. В Русской Церкви признательны властям исламских стран за внимание, которое они уделяют обеспечению религиозных нужд православных соотечественников. На этом фоне российские мусульмане также имеют возможность налаживать свою религиозную жизнь. Строятся мечети. Сейчас идет возведение новой соборной мечети в Москве. В прошлом году в Грозном была открыта самая большая мечеть в Европе. Надеюсь, что и далее и в России и в исламских странах будут обеспечиваться условия для религиозной жизни мусульман и христиан с учетом традиций и религиозных реалий той или иной страны».

Заместитель председателя ОВЦС подчеркнул, что диалог России с исламским миром невозможно вести без участия в нем Русской Православной Церкви, которая составляет становой хребет российской духовной идентичности. Поэтому он поблагодарил организаторов конференции за приглашение представителей Московского Патриархата для участия в ее работе. Затем священнослужитель рассказал об усилиях Русской Церкви по развитию диалога с исламским миром:

«Уже сегодня Русская Церковь активно развивает диалог с исламским миром. Внутри страны существуют негосударственные структуры межрелигиозного диалога. В 1997 году был основан Межрелигиозный совет России, в который входят православные, мусульмане, иудеи и буддисты. Основными направлениями деятельности Совета являются: подготовка и принятие заявлений, отражающих точку зрения членов Межрелигиозного совета по важнейшим вопросам общественной жизни; содействие межрелигиозному сотрудничеству; осуществление экспертной и иных видов деятельности, призванных содействовать развитию конструктивного сотрудничества традиционных религий России. Общественные межрелигиозные советы в России существуют и на региональном уровне. На пространствах СНГ действует аналогичный российскомуМежрелигиозный совет СНГ.

В дальнем зарубежье Русская Церковь ведет не менее активный диалог со странами исламского мира дальнего зарубежья. Прежде всего, большое внимание уделяется контактам с центром исламского мира – Саудовской Аравией. В Московском Патриархате высоко ценят усилия Саудовской Аравии по налаживанию диалога с христианами и иудеями, которые были предприняты за последние два года. Как известно, в 2008 году в Медине прошла панисламская конференция, участники которой высказались за развитие межрелигиозного диалога. Затем последовала конференция в Мадриде по инициативе саудовского короля. В 2009 году продолжение диалога проходило в Вене. Представители Русской Церкви участвовали в мероприятиях и в Мадриде и в Вене. Особые отношения сложились с мусульманами Ирана. С 1997 года мы ведем двусторонний богословский диалог. В октябре этого года будет проходить следующий раунд собеседований, которые посвящены роли религии в обществе. Православные представители ежегодно участвуют в диалогах, которые устраиваются в Катаре. Высоко ценятся инициативы по диалогу, исходящие из Иордании. Сегодня в планах Русской Церкви есть планы по развитию диалога с мусульманами Турции; особый интерес для Русской Церкви представляет выстраивание диалога с мусульманскими общинами из стран со значительной долей христиан – таких, как Малайзия, Индонезия, Сирия, Ливан. Русская Церковь также подготовила и опубликовала свой ответ на известное письмо мусульманских богословов, адресованное христианским лидерам.

Русская Церковь проводит активную работу по установлению сотрудничества с исламскими странами на площадках международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейского Союза. Непосредственным плодом совместных усилий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и главы мусульман Кавказа шейха Аллах-шукюра Паша-заде стало согласие господина Коитиро Мацууры, генерального директора ЮНЕСКО, занимавшего этот пост в 1999 – 2009 годах, на создание консультативной межрелигиозной группы при этой авторитетной международной организации. Это серьезный прорыв в диалоге с международным сообществом. При этом темами для совместной деятельности являются диффамация религии, роль религии в обществе, сохранение традиционной нравственности, присутствие религиозных знаний и воспитания в системе образовании, СМИ, армии и других сферах общественной жизни.

Сотрудничая в общественной сфере, православные и мусульмане не остаются равнодушными к религиозной истине. Поэтому богословский диалог между нами остается важной задачей. И здесь обе стороны согласны с тем, что он не должен переходить в синкретизм с выводом некой «средней» религии. Кроме того, нужно понимать, что целью этого диалога не должно быть обращение одной стороны в веру другой. Богословский диалог нам нужен, чтобы получать информацию о вере друг друга из первых уст, без посредников и таким образом избавляться от стереотипов о другой вере. Мы должны уметь вести диалог о вере без очернения веры друг друга, не оскорбляя друг друга. Это позволит создать атмосферу для разрешения любых конфликтов и для сотрудничества в сферах общественной жизни».

Игумен Филипп заключил, что мир и стабильность в XXI веке во многом будут зависеть от успеха диалога христиан и мусульман: «Уверен, что Россия, будучи страной христианского большинства и исламского меньшинства, сможет внести свой значительный вклад в построение этого диалога».

27 июня 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×