Ангел и человек
Евангелист Марк открывает свое Евангелие началом общественной проповеди Христовой и Его общественного служения в мире. И тут же он выделяет пророчество пророка Малахии об Иоанне Предтече как Ангеле, идущем пред лицем Господним.
Почему и пророк, и евангелист называют Иоанна Ангелом, хотя он был не Ангел, но человек? Во-первых, потому что Иоанн своею жизнью уподобился Ангелу небесному и из всех смертных людей наиболее приблизился к жительству ангельскому. Во-вторых, дабы ты познал: цель служения Христова на земле — сделать из людей Ангелов; из смертных, грешных, природой порабощенных людей сделать бессмертные, безгрешные и свободные от природы создания, каковы святые Ангелы на небесах. Чем же святой Иоанн уподобился Ангелу? Во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею беспопечительностью о телесной жизни своей. Первое есть основание всего, второе проистекает из первого, а третье — из второго.