В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Синаксис. Искусство Греции ХV–ХХ веков. Иконы на дереве и бумаге».
Открытие выставки «Синаксис. Искусство Греции ХV–ХХ веков. Иконы на дереве и бумаге» Около 15 лет назад началось путешествие греческих икон поствизантийского периода из коллекции Эмилиоса Велимезиса по лучшим музеям мира – от Лондона до Александрии, от Сеула до Лимы…
Круг мастера Андреаса Ритзоса. Богоматерь Умиление. Втор. пол. XV в. Доска, яичная темпера | Иисус Христос Царь Царей и Великий Архиерей. Ок. 1600. Доска, яичная темпера |
Прошлой осенью греческие иконы были представлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге на выставке «Божественные лики», прошедшей с триумфальным успехом. И вот наконец добрались до Москвы, где стали составной частью уникальной выставки «Синаксис. Искусство Греции ХV–ХХ веков. Иконы на дереве и бумаге», устроенной в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Христос Маргаритис, организатор выставки Помимо коллекции Э. Велимезиса здесь экспонируются и замечательные памятники православного искусства из Музея Бенаки в Афинах, из других частных коллекций Греции. Кроме того, выставка дополнена тремя редкими иконами из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и иконой «Христос Пантократор» из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Эти иконы, по словам организатора выставки Христоса Маргаритиса, будут «общаться» со своими «сестрами» из Греции впервые спустя пять веков, прошедших с того дня, как они покинули мастерские, расположенные в находящемся тогда под властью венецианцев критском городе Кандия (сегодня Ираклион).
Ирина Антонова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина – Мы уверены, что представленные на выставке работы – а их более 130 – вызовут огромный интерес у отечественного зрителя, так как становление двух национальных школ – греческой и русской – шло одновременно, питаясь из одного источника византийской культуры, – сказала на пресс-конференции, приуроченной к открытию выставки, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова. – Вынесенное в название выставки греческое слово «синаксис» означает внебогослужебное собрание (собор) верующих, жаждущих духовного самосовершенствования, и памятники изобразительного искусства как раз отвечают такой цели, воплощая в ясные визуальные образы учение святых отцов. Мы надеемся, что благодаря этой удивительной выставке наши люди смогут познакомиться с религиозным искусством Греции во всей полноте.
Еще одну трактовку понятия «синаксис» предложил Христос Маргаритис, отметив, что мы вправе говорить о синаксисе, или соборе, продолжительностью в 500 лет, греческо-русского совместного пути в культуре и искусстве, основанном на общих идеях и общих православных ценностях, сохраняемых в течение многих веков. Примечательно, что выставка в московском музее предвосхищает расширенную программу культурного сотрудничества между Россией и Грецией 2014 года.
Талия Стефаниду, куратор выставки с греческой стороны Как сказала куратор выставки с греческой стороны госпожа Талия Стефаниду, произведения, выбранные для экспозиции, образуют целостную картину поствизантийской иконописи, своего рода «архив напоминаний и размышлений», способный подарить путешествие мыслей и чувств; вместе с тем они создают некий подтекст, обращенный не только к источнику веры, но и к способности человека чувствовать, сопереживать.
Музейное экспонирование икон, их особым образом выстроенная композиция порождают новые условия коммуникации, позволяющие воспринимать иконы не только как священные предметы культа, но и как произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. И в этом плане выставка, по мнению Т. Стефаниду, точно отражает мысль, зафиксированную в свое время в правилах VII Вселенского Собора: «Изобразительность неразлучна с евангельским повествованием, и, наоборот, евангельское повествование – с изобразительностью. При этом и то и другое хорошо и достойно почитания, потому что они взаимно объясняют и доказывают друг друга».
Три зала выставки – это три раздела, повествующие о традициях изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых угодников и одновременно знакомящие с крупнейшими иконописными школами Греции. Особое внимание в экспозиции уделено критской школе. На протяжении XIV–XVII веков Крит был важнейшим художественным центром, оказывающим влияние на искусство не только православного Востока и Руси, но и Италии и Испании.
В результате проведенных исследований профессору византийского искусства и археологии госпоже Нано Хатзидакис удалось установить, что входящая в группу произведений ХVI века жемчужина коллекции Велимезиса икона «Страсти Христовы – Пьета с ангелами» (1566) принадлежит кисти мастера критской школы Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко), покинувшего затем родной остров. В этой работе, поражающей игрой света и цветовой гаммой, знаменитый мастер впервые выразил характерные черты своего неповторимого стиля. Кстати, как мы видим на выставке, сохранился даже резной кивот иконы.
Нано Хатзидакис стала и составителем великолепно изданного иллюстрированного каталога к выставке.
– Если следовать за воображаемой путеводной нитью выставки, – рассказывает куратор выставки со стороны ГМИИ им. А.С. Пушкина Александра Степина, – то вот они – первые три иконы, которые встречают посетителей. Вначале это «Собор бесплотных сил, или Синаксис архангелов», – воинство Христово с образом Христа Вседержителя в центре на щите. Рядом (мы не могли обойти вниманием столь важную икону) – «Торжество Православия», ибо это неразрывно связано и с торжеством иконопочитания, преодолением ереси иконоборчества; данный праздник был утвержден на VII Вселенском Соборе. Уникальная особенность иконы в том, что изображенные на ней святые держат в руках иконы, наглядно утверждая Торжество Православия. И, наконец, замыкающая, третья, икона – «Все святые». Так синаксисом выстроенных рядов святых в галереях нефов обозначается тематика первого зала с иконами святых – их ликами или житийными сценами.
Особенностью экспозиции является не только выделение основных разделов (в первом, как уже отмечалось, – иконы небесных сил и святых, во втором – иконы Богоматери, в третьем – иконы Христа), но и иконографический принцип. К примеру, сведены вместе несколько вариантов изображения святителя Николая. Он почитается как покровитель путешествующих, прежде всего по морю, поэтому на иконах часто можно видеть снизу изображение корабля. Понятно, что для Греции это особенно важно. Выделен также образ великомученика Димитрия Солунского как святого покровителя воинов (одна икона представляет святого в движении, в порыве: он готов к битве), а великомученик Георгий Победоносец представлен именно как мученик.
Святой Иоанн Креститель. 1750. Доска, яичная темпера | Святая Екатерина. XVII в. Доска, яичная темпера | Эммануил Тзанес. Святой Николай Чудотворец. 1683. Доска, яичная темпера |
Велика сила эмоционального воздействия греческих икон Пресвятой Богородицы. В этом разделе также выдерживается иконографический принцип: представлены образы Богоматери Путеводительница (Одигитрия), Умиление (Элиуса), Животворящий источник и многие другие, уходящие истоками к иконографическому образу Богоматери, созданному апостолом Лукой. Молельные образы сопровождаются различными житийными иконами Богородицы, которые «звучат» подчас драматично и эмоционально, как, например, икона Рождества Богородицы в народном стиле, шесть вариантов Успения и другие бесценные произведения.
В третьем зале представлены, прежде всего, различные варианты иконографии Христа Пантократора – Владыки мира, а также образ Спаса Нерукотворного (в греческой иконописи довольно редкий образ). Кроме того, здесь выставлены иконы, изображающие события двунадесятых праздников. Особо нужно отметить такого иконописца, как Феофан Критянин, который работал практически в то же время, что и Эль Греко. Но если последний развивался больше в русле западной традиции, то Феофан работал в православной иконной традиции; яркий пример – его икона «Воскрешение Лазаря». Также есть несколько вариантов икон «Снятие с Креста» и «Плач Пресвятой Богородицы».
Димитриос Пелекасис. Святая София и ее дочери Надежда, Вера и Любовь. 1934–1945. Доска, яичная темпера Что касается современных греческих мастеров, то они обращаются, скорее, к символическому прочтению библейских текстов. Например, применяемая техника множества штрихов позволяет различить в образе птиц символическое изображение святых. Красочные эскизы акварелью не следуют строго агиографическим канонам. В пяти изобразительных Синаксарях Никос Пентзикис выводит систему преобразования букв в цифры и цвета – метод, известный со времен Пифагора. Например, там, где символически изображается храмовая служба, количество мазков (штрихов) соответствует тому, сколько подавалось записок прихожан о здравии.
– При подготовке выставки «Синаксис», – заключает Александра Степина, – для нас было важно не только знакомство наших соотечественников с традициями греческой иконописи и церковного искусства, но и сопоставление русской и греческой иконы: что к нам пришло из Греции, что есть общего, что и как меняется. Очевидно, после посещения этой экспозиции многие проявят интерес к церковным традициям братских православных народов, прежде всего греческого. Ведь последняя выставка греческого искусства (и то античной эпохи) прошла в Москве в 1970-х годах. Для нас это первый крупный проект такого рода, и мы надеемся, что он будет развиваться и в дальнейшем.
Выставка продлится до 26 сентября 2010 года.