Тогда дивились словам благодати, исходившим из уст Иисусовых, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! Исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве то, что, мы слышали, было в Капернауме». И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия,а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Немана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости. И, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.
Обратим внимание, что первая проповедь в синагоге и первое противостояние ей в Евангелии от Луки стоит в начале служения Господа. У других евангелистов это событие поставлено позднее. Цель Евангелия от Луки очевидна: показать, что Христос – исполнение пророков Израиля, Которого свои не приняли. Да, Он – Иисус из Назарета, все знают Его родных, место Его воспитания. Но узнать в нем Мессию они должны не через внешние чудесные знамения, но через Него Самого, через Его слово и Его дела. Это превыше всего, и это – с самого начала Его служения, – принятие или отвержение. Вся Его жизнь, все, что Он делает, каждое Его слово – будут знамением пререкаемым. «И блажен, кто не соблазнится о Мне» – говорит Христос. Превечное Слово Божие и Сын Человеческий, все, что Он проповедует – меч обоюдоострый. Как в начале, Слово, ради нового творения, отделяет свет от тьмы. И Господь как бы подталкивает Своих собеседников к выбору, как если бы Он уже заранее знал, что они не смогут принять слова благодати, исходившие из уст Его. Он выводит их из себя, приводя два места из Писания, где Бог посылает Своих пророков к чужеземцам, чтобы они могли приобщиться Его благодати. Христос ясно дает им понять: «если Вы не хотите Меня, если у вас нет доверия ко Мне, Я пойду, как те пророки, к чужеземцам, которые примут Меня и Мое слово. То же самое будет происходить в первые дни Церкви, как мы читаем об этом в книге Деяний Святых Апостолов. Слово Христово будет радостно приниматься язычниками, и между общинами из иудеев и общинами из эллинов возникнет серьезное напряжение.
И здесь реакция благочестивых иудеев не заставила себя ждать. Услышав слово Христово, все в синагоге «исполнились ярости». Они торопятся изгнать Его, чтобы и духу Его не было здесь. На самом деле Евангелист Лука предвосхищает будущее. И делает это вполне сознательно. Нам показано, что с самого начала все шло согласно этой логике противостояния. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24–26). Это логика спасения, путь Страждущего Слуги Иеговы, по пророчеству Исаии, который Господь с первых шагов приемлет. Уже теперь Его «выгнали вон из города», как они сделают это, возложив на Его плечи тяжкое древо, которое Он должен будет понести за пределы города, до Голгофы. Но не сбросят Его вниз, а вознесут на Крест. Здесь уже они оскорбляют Его: «Врач! Исцели Самого Себя». А там будут кричать: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Самого Себя» (Лк., 23, 37).
Но Вседержитель Господь, «пройдя посреди них, удалился». Христос идет Своим путем. Этот путь – от начала до конца Его, и мы должны пройти этот путь с Ним. Нам надо видеть всегда, во всех событиях, этот образ Господа, величественного, неколеблющегося, проходящего посреди хулителей и их сетей, знающего, что это – восхождение к смерти. Величие Господа – от Его сокровенного единства с Отцом. Несомненно, Он – дитя Назарета, сын Иосифов, как полагают эти претендующие на всезнайство иудеи, но в Нем, Сыне Единородном от Отца, Бог положил Свою любовь. И что бы ни происходило, царство Божие будет идти своим путем.