Азия – одна из последних надежд Католической Церкви. |
Однако цифра 1,13 млрд., которая содержится в Annuario Pontificio, – заметное приукрашивание действительности. Из епархий в Ватикан поступают данные о том, сколько человек были крещены. Крестит Церковь немало, но крещеный ребенок вовсе не обязательно, повзрослев, станет посещать богослужения и вообще считать себя католиком. Таким образом, в Ватикане, по всей видимости, склонны преувеличивать число людей, мнение и убеждения которых выражает и представляет Католическая Церковь. Папа Римский, конечно, остается «главой миллионов католиков», но миллионы эти постепенно сокращаются.
Падение бастионов
В 2002 году во Франции, по данным Compara-tive Study of Electoral Systems, лишь 8% населения регулярно (то есть раз в неделю) посещали католические богослужения. Начиная с 1995 года около полумиллиона австрийцев покинули Католическую Церковь. Впрочем, Ватикан, похоже, давно махнул рукой на эти прежние оплоты католицизма в старушке Европе. В последние годы все свои надежды на Старом континенте он связывал с такими странами, как Испания, Ирландия, Польша. Впрочем, и там, как показывают социологические исследования, для Церкви наметились малоприятные тенденции.
Испанская исследовательская организация Investiga прошлым летом опросила 1600 человек в возрасте от 15 лет на предмет их религиозности. 73,8% опрошенных назвали себя католиками. При этом выяснилось, что лишь 36% еженедельно ходят в церковь. По данным организации Centro de Investigaciones Sociologicas за 2002 год, католиков в стране – 80%, а богослужения регулярно посещает лишь четверть испанцев. Еще более интересен опрос, проведенный в 2006 году исследователями из Harris Interactive для британской газеты Financial Times. Он показал, что лишь 48% испанцев… верят в Бога. Выяснилось, что 30% жителей страны – агностики, еще 11% – атеисты. Для многих католицизм – часть национальной идентичности, и не более того.
«Многие испанцы не чувствуют связи с церковными установлениями, догмами, моралью, – говорит иезуит Хосе Игнасио Витон, профессор Мадридского университета Понтифиция Комийас. – Они уважают Церковь. Они разделяют защищаемые ею ценности. Но они не могут следовать этим ценностям в повседневной жизни, соответствовать предписаниям».
В 2006 году ирландские социологи по поручению государственного информационного агентства RTE провели исследование, которое показало, что лишь 61% жителей Зеленого острова считают себя религиозными людьми. В 1990 году еженедельно богослужения посещал 81% ирландцев (для секулярной Европы цифра потрясающая!), в 1998 году уже 60%, в 2002 году – 50%, а в 2006 году – 48%. В ирландских деревнях «посещаемость» церквей за пять лет – с 1997 по 2002 год – снизилась на 17%, даже в городах спад был менее ощутимым. По состоянию на 2006 год лишь 75% ирландцев считали себя католиками. Католический «корабль» в Ирландии помогают поддерживать на плаву многочисленные иммигранты из Польши.
Католический священник, преподаватель социологии из университетов Чикаго и Аризоны Эндрю Грили считает, что Ирландия, превратившись в европейского экономического гиганта с одним из самых высоких уровней жизни на континенте, «перестала быть аграрной, благочестивой католической страной», каковой ее традиционно считают. Большинство ирландцев верят в Бога, жизнь после смерти и чудеса, но не считает нужным придерживаться католической этики. Они хотят быть католиками «по-своему». Как отмечает Грили, лишь 7% ирландцев в возрасте от 30 до 40 лет доверяют Католической Церкви. При этом 70% доверяют местному духовенству. Местный священник для них – «свой парень», фигура популярная, чуть ли не фольклорная, тогда как «церковная машина», бюрократия их совершенно не прельщают. Говорить о повальном католицизме в Ирландии, как считает Эндрю Грили, не приходится. То же самое, по его мнению, касается Италии и Польши.
Бытует мнение, что католики в Польше составляют свыше 90% населения. В то же время, по данным польского Центра исследования общественного мнения, около 87–89% поляков считают «важными» крещение и похороны по церковному обряду, но при этом готовы назвать себя религиозными людьми лишь 69% опрошенных. Социологи обнаружили парадокс: 96% поляков утверждают, что они католики, при этом в Бога, как выясняется, верят лишь 95% опрошенных. Немецкие социологи в рамках проекта Aufbruch выяснили, что в 1990-е годы каждый пятый поляк не верил в то, что Христос воскрес. Лишь 45% жителей страны, по данным Института статистики Католической Церкви, регулярно посещают богослужения. При этом регулярно причащаются только 16,5%.
Если судить по числу крещений, венчаний и похорон по церковному обряду, то в европейских бастионах католицизма «все в порядке». Однако углубленное изучение проблемы показывает, что волна секуляризма постепенно накрывает Испанию, Ирландию, Польшу, Италию, Португалию, Словению, Словакию. Копни польского или ирландского католика чуть поглубже – получишь светского европейца, вполне индифферентного к религии.
Закрытие Америки
«Основным оплотом католицизма остается Латинская Америка. В целом на Американском континенте, в Северной и Южной Америке, проживают 49,8% католиков всего мира», – сообщил в интервью L’Osservatore Romano монсеньор Форменти. Annuario Pontificio ежегодно фиксирует рост числа католиков в этом регионе. Он составляет чуть более одного процента. Едва ли это признак стабильности. Рост числа католиков объясняется высоким уровнем рождаемости, тогда как в целом Церковь в Америке переживает острый кризис.
Традиционно страной, где проживает наибольшее число католиков, считается Бразилия. Между тем, по данным национального Института географии и статистики, в 2000 году лишь 73,6% бразильцев считали себя католиками. Если учесть, что в 1960 году таковых было 93,1%, а в 1980 году – 89%, то тенденция для Католической Церкви вырисовывается тревожная. За 40 лет число бразильцев, считающих себя католиками, снизилось почти на 20%. Еще более печальные цифры привел весной прошлого года исследовательский институт Datafolha. Выяснилось, что свою принадлежность к Католической Церкви готовы подтвердить лишь 64% бразильцев. При этом свыше 90% из них верят в Бога и воскресение Христа, а 86% в непорочное зачатие Девы Марии. Бразильцы принимают ряд фундаментальных католических догматов, но Церковь как институт вызывает у них все большее отторжение. Результаты опроса были опубликованы в газете Folha de Sao Paolo в мае, накануне визита в страну Папы Римского Бенедикта XVI.
«Вера становится более индивидуальной, поэтому Церковь слабеет», – считает епископ Жозе Нельсон Веструпп из бразильского городка Санту-Андре. В числе основных причин снижения числа католиков нередко называют моральный ригоризм Церкви, а также урбанизацию. Церковь преимущественно опирается на село, а сельские жители все чаще перебираются в крупные города. Жизнь в городе постепенно разрушает их привычки, в том числе и связанные с религиозной жизнью. «Городская жизнь основана на потреблении», – констатирует священник Фернандо Альтемейер из Католического университета Сан-Паулу. На этом поле, по его мнению, католикам сложно состязаться с весьма активными протестантскими миссионерами, которые традиционно связывают веру и материальное благополучие. Сельский житель, оказавшись в городе, не перестает быть верующим, но протестантизм кажется ему более привлекательным, адекватным ситуации.
По данным американского Pew Research Center, 34% населения Бразилии принадлежат к харизматическим протестантским общинам и Церквам, в первую очередь – к пятидесятническим. В Чили к харизматам относит себя 1/5 часть жителей. По данным демографических исследований, проводившихся по заказу правительства Гватемалы, в конце 1990-х католики составляли 52,6% от населения страны, протестанты – около 30%. В 2006 году Pew Research Center провел собственное исследование в Гватемале, и выяснилось, что католиков в стране 48%, а протестантов – 34%. Только Annuario Pontificio уже в нынешнем столетии продолжает «упорствовать» и утверждать, что католиков в Гватемале… свыше 70%, тем самым выдавая желаемое за действительное.
Согласно опросу, проведенному в 2004 году Университетом Коста-Рики, католиками считают себя 71,3% жителей страны – при том что годом ранее таковых было 77%. В середине XX века население Колумбии было почти полностью католическим. Сейчас лишь 2/3 колумбийцев заявляют о своей принадлежности к Католической Церкви. В странах Латинской Америки растет число людей без определенной религиозной принадлежности и просто неверующих. Мексиканский институт статистики, географии и информационных технологий опубликовал в конце марта этого года интересную статистику. Выяснилось, что в стране наблюдается ежегодный прирост числа католиков – 1,7%. Но при этом ежегодный прирост атеистов составляет… 5,2%. И эти цифры (в отличие от данных католических организаций) никакими крещениями не объяснишь.
«Бога отодвинули на задний план», – сетует архиепископ города Картаго и глава Конференции католических епископов Коста-Рики Хосе Франсиско Уллоа Рохас. Однако, по мнению религиоведа и латиноамериканиста Элио Масферрера, речь вовсе не идет о кризисе веры. Просто Католическая Церковь теряет позиции в «религиозном супермаркете». «Если Церковь не изменит свою централизованную структуру и авторитарный стиль управления, то в Латинской Америке в ближайшие 15 лет ее ожидает настоящий крах», – прогнозирует Масферрер.
Что касается США, то здесь довольно красноречивую картину дает февральское исследование Pew Research Center. По его данным, 10% американцев – бывшие католики. Общее число католиков год от года остается относительно стабильным лишь благодаря иммигрантам. Но ведь иммигранты не прилетают из космоса, а приезжают из той же Латинской Америки… Вопреки оптимизму Форменти Католическая Церковь медленно, но верно теряет Американский континент, судорожно пытается спасти положение и постепенно поворачивается в сторону более перспективных регионов.
Миссионерские территории
По большому счету у Католической Церкви осталось лишь три направления для возможной экспансии. Одно из них обозначилось в конце 1980-х – начале 1990-х. Это страны бывшего соцлагеря и республики бывшего СССР. Однако в таких странах, как Польша, Венгрия, Словакия, Церковь уже выработала свой ресурс, рост ее популярности сменился постепенным спадом. Что касается Белоруссии, Украины и России, то здесь католикам просто не даст развернуться Православная Церковь, которая видит в них своих конкурентов. В многомиллионной России католиков, по разным оценкам, от 200 до 600 тыс. человек, и едва ли эта цифра в обозримом будущем претерпит существенные изменения.
Другое направление – Африка. Черный континент в последние десятилетия стал отрадой и надеждой Католической Церкви. В 1978 году здесь, по данным Annuario Pontificio, проживало около 55 млн. католиков. Сейчас – свыше 150 млн. Более 13% католиков всего мира – африканцы. Ежегодный прирост верующих – свыше 3%. «Самые католические» страны – Бурунди (65% населения – католики), Конго (свыше 50%), Демократическая Республика Конго (около 50%), Руанда (48%), Уганда (42%). При этом наиболее показателен «католический бум» в таких странах, как Нигерия, где, по некоторым данным, проживает около 25 млн. католиков (19% от всего населения страны). За год их число увеличивается на 4,7%. Африка также чемпион по числу католического духовенства и готова экспортировать темнокожих (и довольно консервативных) священников в Европу и США, чтобы воздать «белым миссионерам» сторицей. Сегодня Католическая Церковь куда больше нуждается во внутренней миссии среди европейцев, чем во внешней.
Причины успеха Католической Церкви в Африке вполне понятны. Это, в частности, высокий прирост населения. Это высокая активность миссионеров. Причем обращают они в католицизм не только «бесхозных» язычников, но и мусульман, которым местный ислам кажется слишком жестким. Впрочем, головокружение от успехов опасно. Рост числа верующих естественным образом подпитывает амбиции местного духовенства, неудовлетворение которых в будущем чревато конфликтами, схизмой, поиском своего «африканского» пути в католицизме. II Ватиканский Собор (1962–1965) предоставил африканцам возможность бить в барабаны и танцевать во время мессы, но других послаблений не последовало. Ватикан возлагает на Африку большие надежды, но на ее проблемы подчас закрывает глаза. На юге континента священники на свой страх и риск раздают больным СПИДом презервативы. В традиционно католической Руанде с середины 1990-х число мусульман увеличилось в 16 раз. Причина – преступления католического духовенства в период геноцида народа тутси.
Третья надежда Католической Церкви – Азия. Католиков здесь приблизительно 113 млн., львиную долю которых составляют филиппинцы. Прирост числа католиков в Азии составляет свыше 2% в год. Достигается он, разумеется, не за счет мусульманских стран. За последние десятилетия католицизм стал ведущей христианской конфессией в Индии, католики составляют 7% от населения Вьетнама и около 10% от населения Южной Кореи. Около 5 млн. человек являются членами Китайской патриотической католической ассоциации, при этом официальная статистика не дает точных сведений о числе католиков-катакомбников. По данным Ватикана, их чуть ли не 8 млн. Пока отношения между Святым Престолом и Пекином не нормализуются, говорить о том, сколько в Поднебесной католиков, можно лишь приблизительно.
Поступающие из Азии в Рим отчеты могли бы быть еще более оптимистичными, если бы Церковь не сталкивалась в регионе с ограничениями миссионерской деятельности со стороны правительств (как, например, в том же Вьетнаме или некоторых штатах Индии). В то же время для Филиппин, единственной традиционно католической страны Азии, характерны (пусть и в несколько смягченном варианте) те же тенденции, что и для стран Латинской Америки. По данным официальной переписи 2000 года, Annuario Pontificio и опроса Pew Research Center за 2006 год, католики составляют чуть более 80% от населения страны. Их число не растет, а, напротив, постоянно снижается, и протестанты (прежде всего пятидесятники) перехватывают бывших католиков.
Стоит ли Ватикану вообще цепляться за цифры, которые в большинстве случаев ни о чем не говорят? Кто важнее, ценнее для Церкви: небольшие группы убежденных католиков, сохранивших веру в условиях секулярной Европы, или толпы новообращенных африканцев, освоивших лишь азы католицизма и в душе остающихся язычниками? Количество никогда автоматически не переходит в качество. Но, видимо, в Ватикане считают наоборот!