А проект-то Римский!

Источник: Профиль

Наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит ТИХОН (ШЕВКУНОВ) рассказал журналу «Профиль» об истории автокефальной проблемы на Украине и своем видении будущего УПЦ при получении автокефалии.

    — Вопрос о независимости Украинской православной церкви возник не сегодня, в истории немало примеров, как разные церковные деятели выступали за отделение украинской церкви от русской. Какие цели преследуют сторонники отделения?


   — Это давняя история. И очень давний проект католического Рима. Это многовековая стратегия западного мира по отношению к Украине. Проект этот хорошо известен, и в нем нет совершенно ничего нового. Сущность его такова: автокефалия, то есть отделение украинской церкви от единой поместной Русской православной церкви, — это лишь второстепенный промежуточный этап. Главный и следующий шаг: уния, то есть подчинение украинской церкви римскому престолу, — замена православия на Украине католичеством. В этом и состоит старинная и горячая мечта Ватикана относительно схизматиков, как они называют православные народы, и его последовательный план действий, упорно осуществляемый веками. Реализация этого плана повлечет за собой кардинальное и необратимое изменение в ментальности целого народа, полностью разорвет духовные, исторические, родовые нити, связывающие Украину и Россию. Эксперимент этот уже успешно поставлен, и наглядное его выражение — униатская Галиция. Для верующего человека основная проблема здесь, конечно же, не политика, а измена православию, что ставит под вопрос главную цель христианской жизни — спасение.


   — Но официальный Ватикан неоднократно заявлял, что у него нет намерений осуществлять экспансию.


   — Многие знают имя митрополита Антония Сурожского. Он долгие десятилетия прожил на Западе, во Франции и в Англии, активно и искренне участвовал в экуменических межконфессиональных диалогах, это был человек самых широких и — в высоком смысле слова — либеральных взглядов. К тому же он как никто много общался с представителями католической церкви на научных и церковных форумах, был со многими в дружеских отношениях. И все же вот что он пишет на склоне лет, адресуя свои мысли не кому-нибудь, а архиерейскому собору русской церкви: «Пора нам осознать то, что Рим думает только о поглощении православия. Богословские встречи и «сближение» на текстах никуда не ведут, ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить православную церковь».
   Но все же давайте обратимся к истории: в течение XIV — первой половины XV века много раз пытались разделить русскую церковь, создать на территории захваченных — тогда Польшей и Литвой — русских земель отдельную митрополию. Наконец разделение было достигнуто по указу Папы Римского Каллиста III в 1458 году. Тогда польский король Казимир, воспользовавшись сложившейся политической ситуацией, по приказу Папы отнял западные православные епархии у находящегося в Москве митрополита всея Руси Ионы. Так единая русская церковь была разделена на две митрополии — Московскую и Киево-Литовскую. Сразу же началась активная работа по подчинению православной церкви Риму. Тогда это было только начало. А в XVI веке, с 1590 года, стали созываться ежегодные православные соборы в Бресте. Официально на них громогласно провозглашались идеи торжества и чистоты православия, а тайно готовилось принятие унии. Через пять лет, в 1595 году, епископы—сторонники унии в Риме присягают Папе. И уже через год, в 1596-м, на соборе в Бресте уния провозглашается официально. Пять из семи тогдашних православных епископов Западной Руси принимают власть Папы, и только двое, несмотря на гонения, остаются верны православию. Король Польши Сигизмунд III не только утвердил все решения униатского собора, но и придал церковному событию государственный характер: выступления против унии сразу стали рассматриваться как антигосударственные выступления, начались ужасные кровавые гонения на православных христиан, которые периодически, как это ни печально, вспыхивают и по сей день.
   Прошедший ХХ век. Снова ослабление и кризис в России, снова попытки отделения Украины. И снова в действии автокефалистский проект. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) создается в 1921 году по приказу большевиков для раскола с московской патриаршей церковью, а в 1930 году по их же приказу за ненадобностью «самоликвидируется», но вновь появляется, теперь уже при поддержке германских нацистов, во время фашистской оккупации, и, наконец, значительная часть сотрудничавших с захватчиками самостийных «иерархов», уже находясь в эмиграции, завершают свой путь в полном соответствии с историческими прецедентами, приняв католицизм и став униатами.
   Сегодня, при всех известных нам тенденциях развития Украины и при крайней заинтересованности в этом вопросе как украинского руководства, так и его западных партнеров, мы можем прогнозировать, что следующим после автокефалии будет этап объединения православных и католиков Украины в единую поместную украинскую церковь, подчиненную Ватикану. О необходимости создания такой единой церкви неоднократно говорили государственные деятели Украины. Об этом же заявлял и отлученный от православной церкви и преданный анафеме так называемый Киевский патриарх Филарет (Михаил Денисенко). Он, кстати, и возглавляет нынешнюю, еще одну, хотя никем и не признанную, но ту самостийную «автокефальную церковь Украины», и потому его слова особо показательны. Он говорит прямо: «Возможно объединение грекокатоликов и православных, если на Украине будет единая поместная православная церковь».


   — Есть ли реальные свидетельства о содействии проекту «автокефалия—уния» с католической стороны?


   — Одно из самых красноречивых свидетельств — высказывание признаваемого и по сей день идеолога и лидера украинских униатов, католического митрополита Андрея Шептицкого в 1914 году: «Украинцы — лишь орудие божественного промысла, призванные вырвать христианский Восток из клещей ереси (то есть православия. — «Профиль»), водворить его в лоно апостольского престола (то есть Ватикана. — «Профиль») и европейского сообщества».


   — Вы недавно побывали на Украине. Какие настроения преобладают там в церковной среде — среди священнослужителей, мирян, монахов? Можете ли вы дать прогноз развития событий?


   — К счастью, большинство образованных, думающих православных людей прекрасно понимают, к чему неизбежно приведет автокефалия. Особенно при нынешних тенденциях развития украинского государства. Священник в Киеве прямо мне сказал: если мы примем автокефалию — наши дети будут униатами. Лучше, чем кто бы то ни было, осознают многогранную опасность автокефализма большинство епископов Украины. Даже слушая многочисленные, порой слишком эмоциональные, а то и панические высказывания по поводу подготовки автокефалии, я все же отказываюсь поверить, что православные епископы и священники на Украине, православный народ пойдут на шаг, неизбежно открывающий унии победный путь в Киево-Печерскую лавру, Почаев, Харьков, Полтаву, Киев… В заключение хотелось бы отметить: попытки церковного разделения, о котором мы говорим сегодня, — это вопрос изменения вектора духовного и исторического развития Украины, вопрос, который Запад пытался решить столетиями. Пока церковь едина — она сильна. Великий подвижник и святой ХХ века, преподобный Лаврентий Черниговский, особо почитаемый православными как на Украине, так и в России, еще в середине прошлого века, предвидя сегодняшние события, говорил: «Как нельзя разделить пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, — это един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе святая Русь». И еще одно высказывание — блаженнейшего Игнатия IV, Патриарха Антиохийского и всего Востока, главы древнейшей православной церкви: «Русское православие является гарантом всеправославного единства, которое сейчас особенно важно. Украинский вопрос — это вопрос целостности православия во всем мире».

 

Из выступления митрополита Одесского и Измаильского Агафангела на XII Всемирном русском народном соборе:
   «Сегодня нам всем — иерархам, духовенству, богословам, мирянам, церковной молодежи — необходимо приложить все усилия для предотвращения страшной угрозы, нависшей над единством нашей матери — Русской православной церкви. На Украине враждебными каноническому православию силами поставлена не теоретическая, а практическая задача — уже в текущем году отколоть Украинскую православную церковь от Московского патриархата, оторвать миллионы православных украинцев, русских, молдаван и представителей других народов, населяющих Украину, от вековой общности церковной и цивилизационной судьбы с народом великой России, окончательно и бесповоротно поссорить наши народы.
   Ставится цель, с одной стороны, уничтожить единственно каноническую на Украине Украинскую православную церковь Московского патриархата и православие на украинской земле, с другой стороны — нанести сокрушительный удар по Русской православной церкви как удерживающей, которая не только во внешнем мире, но даже внутри вселенского православия является охранительницей неповрежденных святоотеческих устоев, традиций и канонических норм, лишить ее того благодатного влияния на глобальные процессы, которое она имеет сегодня. Ведь отрыв Украинской православной церкви от Московского патриархата — это раскол Русской православной церкви практически пополам. И не только в количественном смысле. Такой раскол пройдет по самой душе народной».

Из аналитической записки лидера украинских грекокатоликов, униатского «митрополита» Андрея Шептицкого австрийскому императору Францу Иосифу (август 1914 года):
   «Церковь на Украине необходимо по возможности отделить от российской. Оставляя в стороне доктрину, сферу догматики, было бы необходимо издать серию церковных распоряжений, например об отделении украинской церкви. На Украине будет установлен единый центр духовной власти и церкви как организма, представляющего собой невидимое целое. И он будет целиком отделен от российской церкви. Определенное число епископов, а именно те, которые родом из Великороссии, и те, которые откажутся присоединиться к унии, должны быть устранены и заменены другими — теми, кто признает украинские и австрийские убеждения. Рим бы согласился в этом случае на эти распоряжения и назначения. Восточные патриархи, оплаченные из средств правительства, также одобрили бы их. Таким образом, единство украинской церкви будет сохранено или достигнуто, а ее отделение от российской церкви будет решительно и полностью утверждено».

 

Источник: Профиль

1 мая 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×