В этом году в октябре месяце празднуется 800-летний юбилей суздальского Ризоположенского женского монастыря – одного из древнейших монастырей на Святой Руси. Время основания монастыря – 1207 год – указано в историческом описании г. Суздаля соборного ключаря Анания Федорова. Монастырь был назван в честь положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, куда святыня была перенесена из Назарета 2 июля 458 года.
Суздаль, Ризоположенский монастырь |
Широкая известность суздальского Ризоположенского монастыря связана с именем преподобной Евфросинии, в миру Феодулии, княжны черниговской, дочери благоверного князя Михаила Всеволодовича, в орде татарской вместе с боярином Феодором пострадавшего.
Святые жены составляют особую славу Русской земли. Они сияют светом, исходящим от Божией Матери, отражая его и им светя нам, грешным, дабы мы видели путь к Богу и меньше спотыкались на этом пути. Пример их жизни, любовь, которую они распространяют вокруг себя, не могут не повлиять на человека с душой и совестью. В отличие от многих выдающихся святых мужей, действия которых способствовали историческому выбору русского народа и нередко оказывали определяющее влияние на чисто прагматическую сторону исторических событий, святые жены, как правило, не принимали вообще никакого участия в политической жизни страны. Но роль их в нашей истории от этого не становится менее значимой. Являясь ученицами Христа, наследницами Марии Магдалины и других первых учениц Господа, они несли народу русскому Христов свет женственно, с особой тонкостью душевной, свойственной чистой женской натуре, оставаясь сестрами и матерями для окружавших их людей.
Княжна Феодулия родом была из князей черниговских.
Прабабка ее, полоцкая княгиня Мария Васильковна, приходилась племянницей одной из самых замечательных женщин своего времени – святой Евфросинии Полоцкой. А прадед, черниговский князь Святослав Всеволодович, сидевший на киевском столе в 1177–1194 годах, заслужил славу князя мудрого, пекущегося о благе Русской земли. Таким рисует его летописец: «Князь же Святослав мудр, в заповедех Божиих ходя… и черноризьскый чин иерейский любя, и нищая милуя». И таким же предстает он в «Слове о полку Игореве», автор которого вложил в уста Святослава «золотое слово, со слезами смешанное», – призыв к русским князьям оставить междоусобия.
Княжна Феодулия, старшая дочь князя Михаила Всеволодовича, внука Святославова, родилась в 1212 году. Автор жития преподобной Евфросинии передает устное предание Ризоположенского монастыря о том, что рождение святой ее родителями, долго не имевшими детей, у Господа было вымолено. Более того, рождение это было предсказано князю Михаилу в особом видении.
Михаил Всеволодович и его жена княгиня Феофания особо заботились о воспитании и образовании княжны Феодулии. В житии преподобной Евфросинии говорится о том, что в ее обучении и воспитании принимал участие и боярин ее отца Феодор, впоследствии удостоившийся быть причисленным к лику святых вместе со своим господином.
В 1227 году княжну Феодулию обручили с Миной, потомком варяжского князя Шимона. Мина имел владения в Суздале. Это обручение, видимо, преследовало политические цели – породнить черниговских князей с младшими Мономашичами, потомками Юрия Долгорукого, владевшими Владимирской Русью (куда входил и Суздаль). Следует заметить, что в следующем 1228 году состоялась свадьба другой дочери Михаила Черниговского, Марии, с ростовским князем Василько Константиновичем, племянником великого князя Юрия II. Пока княжна Феодулия добиралась до Суздаля, ее жених неожиданно скончался. Прибывшая в Суздаль княжна, не застав в живых Мину, увидела в смерти своего суженного знак свыше: указание Божие избрать иноческую жизнь. И, не возвращаясь домой к родителям, княжна Феодулия приняла постриг с именем Евфросиния в Ризоположенском монастыре, основанном за 20 лет до этого при великом князе владимирском Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо.
Автор жития святой Евфросинии инок суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий подробно описывает труды святой, которая, несмотря на свое княжеское происхождение, делала все своими руками, «воздержание имуче паче меры». Слухи о подвижнической жизни инокини Евфросинии разошлись по Суздалю и окрестностям. Русский народ, к тому времени уже имевший глубокие православные традиции, прекрасно чувствовал предызбранность святых, и богомольцы заспешили в монастырь, чтобы взглянуть на молодую инокиню и послушать ее чтение и пение, а также те душеполезные наставления, которые по благословению игумении монастыря Евфросиния преподавала на трапезе. Пример монашеской жизни инокини Евфросинии побуждал многих благочестивых родителей отдавать своих дочерей в Ризоположенский монастырь для иноческой жизни. Многие вдовы поступали в монастырь с той же целью. Монастырь получал богатые пожертвования и достиг цветущего состояния. Более того, он так разросся, что разделился на два женских монастыря, долгое время имевших особых игумений.
По смерти игумении преподобной было предложено занять место настоятельницы, однако она отказалась. Автор жития святой пишет: «Раба же Христова Евфросиния поклонися с прочими черноризицами до земли второй по игумении и умолиша ю быти ей начальницы, да во обители чин не переменится». Нравственное же влияние инокини Евфросинии на насельниц монастыря был огромно.
В 1238 году после осады и завоевания стольного града Владимира на Клязьме татаро-монгольские полчища хана Батыя пошли разорять Ростово-Суздальскую землю, и «на Ростовьской и Суздалской земли взяша городов 14, опроче слобод и погостов, в один месяць февраль». Завоевали и разорили татаро-монголы и Суздаль. Однако Ризоположенский монастырь, стоявший вне городского вала, остался нетронутым по молитвам инокини Евфросинии и насельниц обители. Инок Григорий рассказывает об этом так. «Ополчишася убо погани многое множество при граде Суждале… блаженная же Евфросиния с великою (т.е. игуменией) и черноризицами, не отступивше от монастыря своего, с великим воплем молящеся ко Господу, руце воздеюще на высоту, да ущедрит Господь град Суждаль… Погаными убо граду взяту бывшу, плач и пагуба бе велия гражданом быша мнози, пребывши же со святою въ монастыре ни еден влас отпаде, яко столп крепости от лица вражия бысть им молитва преподобной… сниде мракъ, во облаце, и пришедше невернии, поискавше места того и необретоша е». После того как татары ушли из разоренного Суздаля, многие пострадавшие и овдовевшие жены пришли в монастырь с просьбой принять их в число инокинь.
Покорив не один русский город, хан Батый, повелел всем князьям русским «приити к себе и поклонитися ему». В 1246 году поехали в Орду и отец монахини Евфросинии, князь Михаил Всеволодович со своим боярином Феодором. В Орде Батый повелел «своим волхвом скласти два огня, и провести всех князей русских и з боары их сквозе огнь, и поклонитися кусту, идолом их и огню». Многие исполнили это повеление «славы раде света сего скоропогибающаго». Князь же черниговский Михаил Всеволодович, читаем в Никоновской летописи, «смутися крепко о сем», призвал к себе внука своего князя Бориса Васильковича Ростовского (старшего сына князя Василько Константиновича Ростовского и дочери князя Михаила Марии) и боярина своего Феодора и сказал им с плачем и с великими слезами так: «Видите ли напасть сию и беду велию на роде нашем, яко мы христиане сущее, заповеди Христовы дръжаще и в Него верующее, и паки от Него отступаем, и повелениа нечестивого царя творим; потщимся убо, любимици, за Христа пострадати, да с Ним царствуем во веки, поперем сатану под нозе наши, и слугу его нечестивого царя повелениа». И сладостны были сии речи боярину его Феодору. Михаил Всеволодович и боярин его Феодор исповедались и приобщились святых таин.
Затем князь Михаил, боярин Феодор и князь Борис отправились к Батыю. Батый велел своим волхвам подвергнуть пришедших вышеописанной процедуре поклонения. Многие, сообщает Никоновская летопись, поклонились солнцу и огню «ради славы мира сего». Князь Михаил же отказался, сказав: «Не подобает нам христианом сквозе огнь ити и поклонитеся солнцу и огню, ниже царем подобаеть повелевати такова велениа; мы бы поклоняемся и чтем Господа Бога Исуса Христа, иже вся сътворшаго и в Троици славимаго; сим же богомъ твоим мерским сущим, паче же идолом, не поклоняемся, ни чести воздаем». И добавил, что ему, Батыю, как правителю «честь воздаем и поклоняемся, понеже вручено ти есть царствие от Бога и слава мира сего скоро погибающего; а еже Христа Бога отврещися и не сущим богом твоим поклонитися, не принудиши нас никогда же: тварь бо Божиа есть и на службу сътворена от Бога».
Князь Михаил был замучен до смерти и обезглавлен. Стали уговаривать боярина Феодора поклониться солнцу и огню, обещая ему за это дать в княжение землю черниговскую. Тверд был боярин и тоже был умерщвлен и обезглавлен.
Церковь празднует память святых мучеников Михаила и Феодора 20 сентября / 3 октября, в день их гибели, и 14/27 февраля, в день перенесения мощей их из Чернигова в Москву.
Многие знатнейшие княжеские фамилии, представители которых сыграли значительную роль в истории государства Российского, ведут свое родство от святого благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского: Одоевские, Воротынские, Бельские, Мосальские, Барятинские, Оболенские, Репнины, Серебряные, Щепины, Мезецкие, Курлятевы, Долгоруковы, Горчаковы, Щербатовы, Друцкие-Соколинские и др.
Автор жития Евфросинии сообщает, что преподобная специальным посланием ободряла своего отца перед его путешествием в Орду, а после его кончины была удостоена видения: князь Михаил и боярин Феодор явились ей во сне в мученических венцах. Потеряв отца и лишившись матери, преподобная Евфросиния терпела сильную нужду, но только усилила строгость поста и стала одеваться в совсем ветхое рубище. Инок Григорий рассказывает, что один из суздальских купцов подарил ей дорогую одежду. Преподобная отвечала ему, что монахини если и терпят холод, то крепнут душой, и зная, что купец этот скуп и жесток для домочадцев, просила ничего не жертвовать в обитель, кроме ладана и масла для лампады, но быть милостивым к своим домашним.
В конце своей жизни преподобная удостоилась дара чудотворений. Скончалась она в 1258 году. По ходатайству епископа Суздальского Варлаама перед царем Иваном Грозным и митрополитом Антонием, преподобная Евфросиния была причислена к лику святых в 1571 году и днем ее празднества было назначено 25 сентября (8 октября по новому стилю).
Суздаль, Ризоположенский монастырь. Собор Положения риз Божией Матери. Фото: Каллиниковы / Sobory.Ru |
В 1764 году был закрыт Троицкий женский монастырь и приписан к Ризоположенской обители. Вскоре после этого произошло большое бедствие – пожар в Суздале. Ризоположенский и Троицкий монастыри и все деревянные постройки выгорели без остатка. Пожар был так силен, что даже колокола на колокольне расплавились. Все монашеские кельи в обоих монастырях сгорели, и насельницы остались без крова. После пожара монастырь отстраивался более 20 лет. Кельи были построены вновь, церкви, колокольни и ограды были перекрыты железом. Колокола были заново отлиты.
В конце XVIII – начале XIX столетия в Ризоположенском монастыре подвизалась юродивая Марфа Яковлевна Сонина. До 20 лет Марфа Яковлевна жила в большой семье. Уже в юном возрасте решила она отказаться от семейной жизни. В монастырь поступить бедной девушке в то время было трудно: нужно было иметь деньги купить келью, нужно было согласие родных, было и много других препятствий. Отказав многим соискателям своей руки, Марфа Яковлевна покинула семью и отправилась в странствие по святым местам России. Возвратившись в Суздаль, она не вернулась в семью, а стала юродствовать. Блаженная обличала злых и благотворила бедным. Известны случаи, когда по молитвам юродивой Марфы люди исцелялись. Задолго до страшного пожара 1769 года юродивая предсказала его, предсказала она также, что мощи преподобной Евфросинии будут унесены в церковь во имя Лазаря, друга Господня. Юродивая Марфа пользовалась любовью и уважением обитателей Суздаля, и ей предлагалось много приношений. Она не принимала подарков от людей недобрых и порочных, хотя бы и знатных и властных, но охотно брала пожертвования добрых и милостивых людей, тотчас же распределяя их между нуждающимися. За семь лет до смерти у Марфы Яковлевны отказали ноги, и она должна была находиться в постели. Ухаживающие за ней монахини Ризоположенского монастыря изумлялись ее терпению. Почила юродивая Марфа, сама задув свечу, которую держала в руках при чтении канона на исход души. Суздальские жители до революции особо чтили ее память, имея в домах своих ее портреты наряду со святыми иконами.
После упразднения Троицкого женского монастыря Троицкая церковь была некоторое время приходской, а затем, благодаря усилиям игумении Максимиллы, была приписана к Ризоположенскому монастырю. Но при следующей игумении церковь вновь стала приходской. Бедность и малочисленность прихожан стали причиной того, что Троицкая церковь пришла в упадок и обветшала, и в 1871 году Троицкий приход был упразднен, а церковь снова была передана в ведение монастыря.
Наибольшего расцвета Ризоположенский монастырь достиг при игумении Серафиме (1874–1907). При ней Троицкая церковь была благоустроена. Маленькая теплая Сретенская церковь в 1878–1881 годах была перестроена в обширный и благолепный храм.
В 1923 году Ризоположенская обитель, как и другие монастыри России, был закрыт. В монастырских постройках был расквартирован дивизион войск ОГПУ по охране суздальского политизолятора, размещенного в другой суздальской обители – Спасо-Евфимиевой.
Ризоположенский храм был отдан под электростанцию. Все внутреннее убранство храма было расхищено. Мощи преподобной Евфросинии были переданы в музей. Двухэтажная Троицкая церковь, уникальнейший памятник архитектуры XVII века, была взорвана в 1934 году, без эвакуации иконостаса и остатков внутреннего убранства. В 1930 году с суздальских храмов начали сбрасывать колокола, а через год настал черед Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря: все 12 колоколов были сброшены на виду у всего города. В Сретенской церкви устроили клуб особого дивизиона ОГПУ, а затем – кинотеатр. В игуменских покоях и кельях жили семьи работников политизолятора, а после его закрытия в эти помещения въехали местные жители. С конца 1980-х годов монастырь был занят художественно-реставрационным училищем и Центром детского туризма и краеведения.
В 1999 году Ризоположенский монастырь в составе соборной Ризоположенской церкви, развалин Сретенской церкви и Трапезной палаты был передан Владимирской епархии Русской Православной Церкви. В остальных зданиях – гостиница, Детский центр по туризму, реставрационное художественное училище. На территории монастыря находятся жилые дома, а на месте взорванного Троицкого собора – пустырь. Колокольня принадлежит управлению связи и напичкана радиоаппаратурой.
16 ноября 1988 года Владимиро-Суздальский музей-заповедник передал мощи преподобной Евфросинии, которые хранились в музее с 1929 года, в единственную действовавшую тогда в Суздале Цареконстантиновскую церковь. Однако затем клир этого храма ушел в раскол, так что святыня оказалась у раскольников. Но ожидается, что к юбилею монастыря частица мощей преподобной Евфросинии вернется в Ризоположенский храм.
Ныне иноческая жизнь в Ризоположенском монастыре потихоньку налаживается волею Божией и трудами настоятельницы матушки Екатерины с сестрами.