Православный календарьПравославный календарь
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.

Размышления при Воздвижении Креста

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
«Бывают странные сближенья…» Что может быть общего у богослужебных текстов со старыми песнями Гребенщикова? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется.

Рок-музыка, и контркультура в целом, в советское время играла необычайно важную роль: она была не просто отдушиной в царстве лжи и лицемерия, но и барометром духовных поисков тысяч людей. Андеграунд для многих стал способом познания мира и человека, многих в конце концов привел к вере в Бога, к Церкви, а кого-то и в монастырь. Правда, другую часть своих поклонников рок привел к наркотикам, саморазрушению, гибели. Иные при наступлении «свободных времен» поддались мэйнстриму пошлости и блудятины. Андеграунд умер, превратившись в пародию на самого себя.

Так, самый продвинутый ценитель рок-культуры, тонкий критик и авангардный музыкант, культовый Артем Троицкий стал главным редактором российского «Плэйбоя». Режиссер Алексей Учитель, снявший когда-то проникновенный «Рок», теперь сосредоточился на фильмах о публичных домах. Недалеко ушел и Борис Гребенщиков, который воспевает ныне то, чему сам ужасался при своей первой поездке в Америку…

Тем не менее, в старых песнях Гребенщикова многие ценители его творчества с удивлением обнаруживают глубокие христианские корни. Это не только «Серебро Господа моего» или «Сын Человеческий, где Ты?», не только осмысление антитезы «закона» и «благодати», разработанной апостолом Павлом («Я ушел от закона, но так и не дошел до любви», — пел БГ), но и рассыпанное по множеству текстов напряженное искание истины.

В этом смысле неожиданный пример являет собой песня «Сидя на красивом холме», давшая название одному из альбомов «Аквариума». В ней есть такие слова:

Но мы идем вслепую в странных местах
И все, что есть у нас, — это радость и страх:
Страх от того, что мы хуже, чем могли бы быть,
И радость от того, что все в надежных руках.

Думаю, что каждый искренний христианин подписался бы под этими словами. Примечательно, что они почти дословно повторяют текст одной из стихир праздника Воздвижения Креста Господня, в точности передают ее смысл и даже сохраняют ее синтаксическое построение и порядок слов. Вот эта стихира:

«Днесь происходит Крест Господень… сего целуим радостию и страхом: страхом греха ради, яко недостойни суще, радостию же спасения ради, еже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость» («Сегодня совершает исхождение Крест Господень… его будем приветствовать с радостью и страхом: со страхом — из-за греха, как недостойные; с радостью же — из-за спасения, которое подает миру пригвоздившийся на нем Христос Бог, имеющий великую милость»).

Действительно, наш страх — от того, что мы грешны и недостойны, хуже, чем могли бы быть, а радость — от того, что наша жизнь в надежных руках Создателя и Спасителя человечества.

И пусть скептики утверждают, что это случайное и надуманное совпадение. Пусть говорят, что Гребенщиков вкладывал другой смысл в свои строки. Все равно мы помним его поэтический призыв: «Молись за нас, молись за нас, если ты можешь…»

Может быть, завтра стрелки часов начнут вращаться назад,
И Тот, Кого с плачем снимали с креста, окажется вновь распят…

Виктор Фомин

29 сентября 2005 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×