Православный календарьПравославный календарь
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.

Рождение философии у древа искушения

Источник: Карелин-Р.Ru

Адам вкушает запретный плод. Фрагмент мозаики
Адам вкушает запретный плод. Фрагмент мозаики
В книге Бытия дана как бы в закодированной форме будущая история человеческой мысли в ее главных и основополагающих направлениях.

Человек сотворен по образу Божьему. Образ не единосущен с Первообразом; он является как бы его отблеском, некой потенцией с заданной целью, которую надо осуществить. Здесь гармония и различие между Божеством и человеком. В Библии написано, что Бог являлся первозданной чете в Эдеме и беседовал с ними. Беседовать, то есть вступать в диалог, может Личность с личностью. Здесь открывается личное бытие Бога как высшее, совершенное и абсолютное бытие. В тоже время личность человека свидетельствует о его высоком достоинстве и отличии от остальных творений, которым присущи родовые, видовые и индивидуальные качества, свойства и отличия, но категории личности для них нет.

Личность подразумевает свободу воли и нравственное содержание, поэтому образ Божий в человеке это его личностная основа как данность, а подобие Божие – возможность определить его отношение к Богу и осуществить целевую задачу – богообщение, как приближение образа к своему Первообразу.

Бог дает человеку заповедь. Заповедь – это Откровение в форме императива. Бог открывает человеку Свою волю, которую тот должен принять как благо на веру. Заповедь внешне ограничивает человека, но внутренне углубляет его бытие, открывает новые возможности нравственного совершенствования – послушания к Богу, а через послушание – к единству с Божеством.

Затем в истории мира наступает катастрофа – искушение змеем человека и его падение. Демон убеждает Еву, что заповедь Божия дана для того, чтобы лишить людей возможности быть властителями своего бытия и получить достоинство, прерогативы и могущество Божества. Ева колеблется. В ее душе возникают два импульса, два начала, противоположные друг другу, и борющиеся друг с другом. Здесь зачатки нравственного дуализма. Ева размышляет над словами змея. Вере в Откровение, данном в виде заповеди, противопоставляется скепсис в виде рационализма (или рационализм в виде скепсиса). Созерцание перволюдей сменяется аналитическим рационализмом. Начинается расщепление самого человеческого духа; ум перестает видеть сущность предметов и переходит на изучение свойств и качеств, как бы скользит по их поверхности, анализирует и синтезирует происходящие явления. Ева возражает демону, но само возражение носит рационалистический характер: оно говорит о следствии греха, а не о его сущности. Здесь рационализм принимает форму прагматизма. Демон обещает праотцам, что они будут как Боги. Это обольщение равенством Богу в различных вариантах повторяют все пантеистические системы. Ложь сатаны о богоравенстве человека звучит в философских и религиозных системах, где человеку приписывается единосущие, единоприродность Божеству, или сам человек рассматривается как модальность Бога. Призыв сатаны нашел ответ и отклик не только в сердце Евы, но в ложной мистике, языческих теургиях, и гордых философских притязаниях.

Сатана говорит Еве: «Вы будете как боги». Здесь первый намек на политеизм – существование каких-то неведомых богов. Лжебоги это демоны, поэтому стать «как боги» это значит через преслушание Богу и грех стать демоноподобными и демоноравными. Само язычество возникло из богоборчества, и представляет собой историю демонологии.

Ева увидела, что плоды древа красивы и пригодны для пищи. Что значит «увидела»? – Посмотрела другими глазами, отвернула свое внутреннее око души от Бога и увидела мир вне Бога, творения вне своего Творца. Если раньше стержнем жизни человека была заповедь Божия, которая определяла его внутреннюю и внешнюю жизнь, то теперь человек сам оценивает явление мира и определяет свое отношение к нему. Дерево годно для пищи. Оно перестает быть символом послушания, теряет свой метафизический смысл и превращается в простой предмет. Здесь мы видим новое отношение к жизни – позитивизм. Ева видит, что дерево приятно для глаз. Отвернувшись от Бога, потеряв созерцание божественной красоты, душа ищет красоту в предметах этого мира. Здесь начало нового подхода к миру, нового взгляда на мир, который называется эстетизмом или космофилией.

Ева срывает плод. Прагматика побеждает веру, и этот убийственный прагматизм становится одним из главных нервов человеческой истории. Бог проклинает демона и обрекает его ползать в прахе земном на чреве своем. Здесь через проклятие демона открывается самое пошлое из всех мировоззрений – материализм. Материалист видит только материальность – этот космический прах и пыль, в которых вращается его ум. Он «ползает на чреве», то есть не видит неба: для него закрыт духовный трансцендентный мир. Здесь физика полностью поглотила метафизику. Материалист ползает на животе, то есть ищет везде материальную основу; сама душа для него это только функция тела – последующая надстройка над животом, возникшая в процессе эволюции. Поэтому материалисты, от Эпикура и Маркса до наших дней, несут на себе проклятие змея – ползать по земле и не видеть неба.

Итак, в библейском повествовании об искушении праотцев, мы имеем заключенную, как в генетическом коде, историю главных мировоззренческих систем, которыми человек пытался и пытается заполнить в своей душе бездонную пустоту – потерю Бога.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Источник: Карелин-Р.Ru

15 декабря 2008 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Архимандрит Рафаил (Карелин)

Новые материалы

Выбор читателей

×