Ключарь мюнхенского кафедрального собора в честь святых Новомучеников Российских протоиерей Николай Артёмов делится своими воспоминаниями о первом и единственном служении Божественной литургии Святейшим Патриархом в храме Зарубежной Церкви.
***
Фото: А. Холодюк |
Чудотворная икона Божией Матери «Курская-Коренная» как раз была привезена в Мюнхен перед отбытием ее в Америку. Архиепископ Берлинский и Германский Марк предложил Святейшему посетить его с иконой или же послужить молебен с акафистом перед образом в мюнхенском Кафедральном соборе святых Новомучеников и исповедников Российских. Святейший выбрал служение.
Узнали об этом за три дня. День был будний, но храм был полон. После молебна была трапеза в небольшом кругу. Общение происходило в теплой, как бы даже домашней атмосфере. И Святейший явно сознательно задерживался, с улыбкой мягко сопротивлялся, когда помощники его подсказывали, что «пора ехать».
Во дворе храма ждала машина. Когда мы вышли, там стояла группа верующих, которая ожидала выхода Патриарха уже более двух часов. Благословив всех, каждого по отдельности, Святейший обратился ко мне радостно и серьезно: «Вот, отец Николай, это наш православный народ!» Его радовала эта верность и эта ревность: принять благословение.
Впоследствии он многим рассказывал об этом общении в Мюнхене и подчеркивал, что не было никакой чуждости, а наоборот — близость.
Второе посещение нашего кафедрального собора было за несколько дней до кончины, 30 ноября 2008 года. Его можно считать уникальным: Святейший Патриарх Алексий впервые в храме Русской Зарубежной Церкви служил Божественную литургию. Потом оказалось, что это навсегда останется не только первым, но и единственным его евхаристическим служением в храме Зарубежной Церкви <…>.
О промыслительном. Еще в конце 2003 года и в начале 2004-го дата посещения России митрополитом Лавром и первой его встречи с Патриархом несколько раз переносилась. Не была она человечески измышлена, а по-Божьи определена на те майские дни 2004 года.
Потом сам Святейший неоднократно и с неким радостным удивлением подчеркивал, что так сложилось: дата встречи совпадала с праздником Бутовских Новомучеников. Владыка Лавр участвовал в закладке нового храма, посвященного Новомученикам. А в мае 2007 г., через день после подписания «Акта о каноническом общении», Патриарх Алексий и митрополит Лавр совместно освящали выстроенный за три этих года храм Новомучеников в Бутове. Это было неким символическим закреплением «Акта». Этим служением завершалась не только постройка храма, но и сближение, объединение частей Русской Церкви.
<…> О значении подвига Новомучеников говорилось снова и снова, однако в пережитом нами событии, в этом патриаршем служении значение этого подвига проявилось особенно явно. Подобно кончине в начале года митрополита Лавра в праздник Торжества Православия, завершившей его жизненный путь, кончина Предстоятеля всецелой Русской Церкви в конце этого года объемно представила путь нашего церковного срастания.
Последние три литургии Святейшего. Как ступени, они уводят и вглубь истории Русской Церкви и вглубь единения. Первая — воскресная в новейшем зарубежном храме Новомучеников ХХ века в Мюнхене. Вторая — памяти святителя Филарета Московского в воскрешенном всенародном памятнике ХIХ века, Храме Христа Спасителя. Там полтора года назад происходило торжественное воссоединение.
Третья — в древнем Успенском соборе: Церковь праздновала в тот день восшествие трехлетней юницы, Пресвятой Девы во храм, во Святая Святых. В мае же 2007 года после праздника Вознесения воскресная литургия в Успенском соборе венчала наше московское торжество.
Да, Введение — это годовщина восстановления патриаршества на Руси, день интронизации Святейшего Патриарха Тихона. Ныне же — прощание Святейшего Патриарха Алексия молебном у мощей Патриарха Тихона, священноисповедника, в Донском монастыре; но и тогда, непосредственно до подписания «Акта», до открытия путей новых Патриарх почтил память своего святого предшественника.
Что же касается нас в зарубежье: при служении этой его первой и единственной литургии в храме Русской Зарубежной Церкви Патриарх лично причащал множество — около полутораста — верующих. Затем, как в заключение трапезы, так и в беседах и в телевизионном интервью он подчеркивал, что теперь воочию убедился: воссоединение «достигло приходского уровня», оно «укоренено в церковном народе». Именно так, согласно собственному восприятию Его Святейшества, воссоединение знаково завершилось, и именно в храме Святых Новомучеников — в их свете, освящаемое ими.
Со светящимся взором и радостным лицом вышел он после трапезы еще раз к ожидавшему его в храме народу и там вновь свидетельствовал о совершившемся единении, преподав общее благословение. Отдельно благословил детей.
Прощание у машины. Пение трио «Исполла…» Когда машина стала медленно двигаться под колокольный звон, стекло окна опустилось… У многих запечатлелась в памяти приветственно поднятая, а потом благословляющая рука. Через четыре дня — кто мог подумать? — завершится земной путь служителя Христова. Четыре наполненных церковным служением дня.
Он утешил нас навсегда. Процитирую одну запись прихожан в книге соболезнований: «Дорогой о Господе, любимый Патриарх, будем всю жизнь нести любовь и радость от встречи с Вами! Будем благодарить Господа за Его милость. Вечная память».
Он причащал, оставил в дар священные евхаристические сосуды, поделился с нами тем, в чем было и для него главное утешение. Сердце его давно — да, думается, всю сознательную жизнь — жаждало увидеть такое наше единство церковное. Наконец увидело его, приняло завершение его у Чаши Христовой в зарубежном храме, посвященном святым Российским Новомученикам, и так, «убедившись» окончательно, по-новому вручило всего себя и всю Церковь Русскую в Господни крепкие руки.
Царство Небесное, Святейший Владыко! Вечная память!
От имени прихожан Кафедрального Собора свв. Новомучеников и исповедников Российских, г. Мюнхен, Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 25 ноября/8 декабря 2008 г.
Протоиерей Николай Артемов.
Вписано в книгу соболезнования Генерального Консульства Российской Федерации по случаю кончины Святейшего Патриарха Алексия II — от прихожан мюнхенского Кафедрального собора свв. Новомучеников и исповедников Российских (8 листов с подписями).