Когда и как нам праздновать Новый Год?

Братия и прихожане Сретенского монастыря, студенты Сретенской духовной семинарии поздравляют протоиерея Александра Шаргунова с 70-летием!

Протоиерей Александр Шаргунов. Фото: Мпда.Ru
Протоиерей Александр Шаргунов. Фото: Мпда.Ru
В течение Рождественского поста есть немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. Проявляя христианскую любовь и рассудительность, и в таких случаях для православного человека нормально сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина. Мы совершаем благодарственный молебен накануне гражданского Нового года, и это правильно. Некоторые ошибочно считают, что православным не надо участвовать в этом событии. «Это нас не касается, – говорят они, – у нас другое время, и Новый год может наступить по «старому стилю» – только 14 января».

Когда-то ведь Новый год в России праздновали 1 сентября, и совпадал он с церковным новолетием. До сих пор мы именно в этот день начинаем богослужебный круг и входим в наши праздники. Однако при Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января, как в Европе. Вообще говоря, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет Нового года именно с него.

Празднование Нового года – это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

Кроме того, здесь есть и некий смысл: своего рода пророчество о том, что происходит с нами сегодня. Когда Бог вступил во время, когда Он освятил это время, и все время освятилось Его присутствием. Если бы наше общество жило согласно той тайне, которую принес Христос, тогда имело бы смысл праздновать новолетие по церковному календарю – 14 января. Но происходит все большее расцерковление человечества, которое живет само по себе, своим измерением. А расцерковление, развиваясь, приводит к расчеловечиванию общества. Но тем не менее в этом обществе мы живем. И разность дат напоминает нам реальность того, где мы находимся.

В связи с этим хотелось бы остановиться на двух моментах, очень важных для понимания того, что делается с нами сегодня.

С некоторых пор направленность времени изменилась, стала другой. Смена календаря на Западе, как мы знаем, произошла в XVI веке. И это совпало со временем, когда человеческое общество стало жить не так, как оно жило до этого. Вместо того, чтобы устремляться в вечность, что естественно человеку по самой его природе, люди устремились в загадочное будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний день, а теми, которые ставит день завтрашний. В конце концов это привело к революциям в Европе, и к той сокрушительной революции, которая произошла в России.

И сегодня люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и настоящее, и небесное, и земное; теряя и вечность, и время. И ради будущего сегодня происходят процессы объединения, стирания границ – не только политических и экономических, но и стирание неповторимых национальных и просто человеческих черт, принадлежащих каждому единственному и неповторимому человеку. Объединение это закончится, как мы знаем, воцарением «человека беззакония», утверждающего как будто бы торжество времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но – с полной утратой благодатной вечности.

Ради этой благодатной вечности, живя в обществе по гражданскому календарю, мы должны позаботиться о том, чтобы сохранить в неприкосновенности наше «священное время» – богослужение по «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования праздников со святыми всех веков наш церковный календарь должен остаться неизменным. Неподвижным как вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события.

Жизнь христианина проходит в двух измерениях – во времени и в вечности. Дай Бог нам и в новом году быть достойными гражданами своего Отечества, земного и небесного. Какие бы испытания ни ждали нас на земле, Господь, если мы верны Ему, готовит снова для каждого из нас небесные утешения в празднике Рождества Христова и далее – в Пасхе Господней и во всех великих праздниках, приглашая нас быть причастниками вечной Его радости. Когда в душе нет праздника, говорят святые отцы, ничем внешним праздника не создашь. Сколь часто люди живут по принципу: как «убить» время; а смысл жизни христианина – как время оживить.

В связи с этим задумаемся сегодня о тайне времени. У святых отцов есть одно интересное рассуждение, объясняющее тайну пустоты и скуки человеческой жизни. Эта тайна заключается в том, что время, в котором живет человечество, лишено связи с вечностью, и дни не имеют благословения Божия. Это происходит с людьми, которые не знают Бога. И с теми, кто участвует в церковных праздниках, но чисто внешне. И даже с теми, кто когда-то прикоснулся к благодатной жизни, но она не заполнила все его существование, не вытеснила тот обман и смерть, которые есть в каждом человеке.

Вначале Адам, который имел все, но считал, что ему чего-то не хватает в полноте, скучал один. Потом Адам и Ева скучали вместе. Затем Адам, Ева, Авель и Каин скучали в семье. А когда людей на земле стало много, скука только увеличилась. Что произошло в результате этой скуки? Вначале было грехопадение человека, затем – падение человечества в Вавилонское столпотворение.

Падение произошло оттого, что человек в отчаянии искал ложного счастья и ложной радости, не зная причины скуки, которая его наполняет, но ясно сознавая, что никакая земная забота, никакой труд, никакой внешний блеск жизни, никакие успехи не могут заполнить пустоту, которая в нем присутствует. И до сих пор человек очень плохо понимает, что он так значителен, что может быть наполненным только Самим Богом и тою жизнью, которую дает ему Господь.

Человек пытается заполнить эту пустоту алкоголем, наркотиками или каким-то другим грехом, даже самым мерзким. И чем больше он ее заполняет, тем страшнее она разверзается, так что человек может дойти даже до состояния безумия. Один священник рассказывал о человеке, который покончил с собою только потому, что ему стало невыносимо каждый день делать то же самое, что он делал вчера и что ему надлежало делать завтра: снова вставать, снова умываться, снова одеваться. Когда последняя нить, связывающая время с вечностью, прерывается, человек может прийти в состояние беспросветного отчаяния.

Человеку по его природе свойственно всегда участвовать в празднике, чтобы его жизнь была праздничной и радостной. Человек задыхается в трехмерном пространстве, ему невыносима эта «утомительная повторность» земного бытия, о которой говорит Священное Писание. Человеком овладевает такая скука, от которой он сходит с ума. Он должен чем-то заполнить пустоту, которая в нем образуется, ибо он создан для жизни вечной. Что делает человек, на какие подмены решается!

Например, воскресенье. Для христианина – это день, когда Господом была совершена победа над смертью, царствующей во времени. Это наше приобщение к вечности.

А для большинства людей, живущих только во времени, это, как говорят, «выходной» – всего лишь день отдыха от работы, мертвое время. Но природа человека остается неизменной. В памяти этих людей живет какое-то воспоминание о счастье, и они чувствуют себя как бы морально обязанными веселиться и быть счастливыми. Но веселье, которое находит такой человек, может оказаться опасным. Стараясь чем-то восполнить отсутствие радости в своей жизни, он находит ее, например, в вине. Не находя утешения во времени, человек все больше погружается в ложные сладости, и чем больше он в них погружается, тем большую скуку испытывает. Это обретает иногда безумные формы. Почему происходит сегодня по существу спаивание нашего народа и нет никакого этому сопротивления? Потому что без Бога люди не могут ни в чем найти радость жизни и понять смысл скорбей, которые им посылаются. И здесь же объяснение, почему так распространяется всюду грех растления.

В день гражданского Нового года Церковь празднует память святого мученика Вонифатия и мученицы Аглаиды. Этим святым молятся об избавлении от винопития и блудной страсти, потому что сами они долгое время страдали этими пороками. Но Господь открыл им, что есть сокровище жизни и высшая радость для человека, и они сделались способными отдать себя и всю свою жизнь ради Христа, ради жизни вечной. Только это может поставить предел всякому обессмысливанию нашего существования. Но пока не будет у нас устремленности к вечности, мы обречены жить в мертвом времени.

Дай Бог, чтобы мы, осознавая, что приближаемся к смерти, не цепенели от страха, как люди, не знающие Христа, а наполнялись радостью от того, что мы приближаемся ко встрече с нашим Господом. Чтобы слова «С Новым годом! С новым счастьем!» звучали для нас неложно. Потому что они означают новизну той вечной нетленной, нестареющей жизни, которую дает нам Господь во времени и открывает ее во всей полноте в вечности. С Новым годом всех поздравляем, с новым счастьем!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
cветлана22 сентября 2013, 10:24
не летіть,літа,так дуже швидко-хай поплава з лебедем лебідка."
Василий14 сентября 2013, 15:52
Да, Марк, полностью согласен с Вами.
ГАЛИНА27 марта 2013, 18:28
СПАСИ ГОСПОДИ. ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ.
Николай 6 января 2013, 03:43
С Наступающим Рождеством Христовым,дорогой батюшка!Когда я учился в МГК им.Чайковского мы в нашей общежитской комнате всегда слушали Вас по Радонежу.Так было отрадно,я всегда с нетерпением ждал ваш эфир.А теперь я работаю в Казахстане учителем скрипки и в оркестре.Сейчас на гастролях по Испании.Тут ,к сожалению,нет наших храмов.Но очень хочется как-то присоединиться к этой Радости о Рождестве.Можно ли скачать и молится самому по скаченным с интернета службам?
И еще ,как быть если дирижер меня часто унижает,я пытался помириться,но не выходит.Накопилась обида,только забуду и прощу одно,через день снова начинает унижать перед коллегами и студентами,я конечно понимаю,что сам даю ему повод,он очень следит за мной.До конца тура остается 2дня,и я боюсь на него сорваться и все испортить.Прошу ваших святых молитв.
Марк 3 января 2013, 02:16
Все забывают о детях! Новый Год - не только, (и вовсе не обязательно) - пьяный разгул! Это- дети радуются вместе с родителями, это - пляски вокруг ёлки, Дед Мороз и Снегурочка, подарки... как им объяснить, малым, верящим в сказку, что это всё - пережитки языческих обрядов, и, когда другие дети веселятся, им следует праведно поститься в ожидании Рождества? Они же не в монастырской изоляции находятся, видят - вокруг праздник! Красивый, весёлый!

И почему бы не решить проблему более "человечно", хотя и не вполне "догматично" в том числе, и для взрослых? Как на загнивающем Западе: - сначала Рождество, потом- Новый Год, без ощущения греховности, без компромиссов, без фальши, без необходимости каяться, зная, что через год так же согрешишь?

Ведь главное - доброта и Любовь, не так ли? И чему эта доброта приносится в жертву?

Вот, Свидетели Иеговы ещё более последовательны в "вере", - они из "религиозных соображений" и дни рождения детям вообще не празднуют, и "догматически" это обосновывают примерами из Библии...

Марк.
Надежда 1 января 2013, 12:45
Спасибо! Нашла для себя много полезного.
р. Божия Лидия31 декабря 2012, 20:14
Многая Вам лета,отец Александр!
Вадим31 декабря 2012, 15:38
Хорошая статья я нашел в ней строки о себе и прослезился.
Отец Александр31 декабря 2012, 13:32
До сих пор Церковь не утаила Своей радости о столь знаменательном дне, когда признаем Юлианский календарь за основу событий предшествующих, то уже первый шаг к покаянию, сердец наших и обновления в Новом составе Бога и человека
Александр Грицай31 декабря 2012, 13:21
Павлу написавшему:(У меня родители не соблюдают пост, и наверное будт пить вино на новый год и смотреть "голубой огонек". После прочтения предыдущих статей о праздновании нового года меня мучает один вопрос - мне с семьей след ует идти к ним на новый год или нет?
У меня есть неверующий брат, который будет пить самогон на новый год т.е. будет отрываться на полную, грешник короче законченый. Но у него золотые руки и его жена будучи в больнице увидела ребенка, сироту обоженного после пожара и тут же его усыновили, и воспитывают его в любви имея уже одного ребенка, а я христианин немогу так поступить потому что не умею так работать, как он и боюсь ответственности усыновить. Мне идти к этим грешникам на новый год?)
Дорогой Павел - вы называете себя христианином? Из вашего комментария видно что брат ваш с его семьей больше придерживается христианской Любви чем вы! С вашими выражениями "...грешник короче законченный" и "Мне идти к этим грешникам на новый год?" вы болше похожи на фарисея из притчи Христа, чем на кающегося мытаря!!! Спаси вас Господи! Простите!
о.Александру - МНОГАЯ ЛЕТА!
Ольга31 декабря 2012, 13:08
Спаси Господи отца Александра! Многая и Благодатная Лета Вам и Благословения Господня Вашим близким! Счастлив народ русский тем, что не оскудело Отечетво наше пастырями истинными, самоотверженно освещающими наш путь. Именно такого Счастья, счастья неустанного Богоприсутствия в жизни нашей и Попечительства Пресвятой Богородицы желаю всем вам,дорогие братья и сестры во Христе, в преддверии Нового 2013 года на многие года нашего земного странствия!
Отец Александр31 декабря 2012, 12:15
Мы ведем ко Христу к таинству с Ним. Спаси Бог
Отец Александр31 декабря 2012, 12:07
Благослови Господи! Если течение этого праздника, не разоряет, а наслаждает наши сердца, то признайте церковным каждое рождество, в Церкви рождаемся во Святом Духе!

Откройте Священное Писание, поздравьте с праздниками святых ближняя, то и каждое новолетие считайте законным праздником в миру, а не с Богом, сколько их, сколь календарей можно повесить на сцену, чем ближе к Истине будем, тем более спасения!
Maria11 сентября 2012, 21:53
...тогда будем праздновать Новый православный год как и раньше было т.е. 1-го Сентября, а растлевающий Запад нам не указ.
Мария 8 января 2012, 19:50
Спаси, Господи отца Александра! Статья многое разъяснила. На нашем приходе обязательно буду советовать ее прочитать.
Михаил 2 января 2012, 06:40
А вот скажите братья христиане.О чём мы скорбим в предверии Рождества Христова?. Ведь мы ждём приближения праздника-появление на свет богомладенца-Спасителя. О чём же мы плачем?
Я не призываю пить вино , но почему бы не осветить тихой радостью наши сердца? Буду встречать Новогодние праздники с семьёй. Пост соблюду. И близкие мои с гордостью и с уважением
скажут: "Наш папанька на посту". А я с лёгкой грустью посочувствую им . От того что они пока не понимают.
Я знаю Бог призовёт каждого из нас в своё время.Терпение , любовь и терпение.
Храни нас всех Господь.
Татьяна Юрьевна15 сентября 2011, 18:40
Спаси Вас Господи, отец Александр! С трепетом жду смертного часа. Хотя и здесь мир Божий - есть, что посмотреть и с кем порадоваться, но ТАМ - НАША РОДИНА! Благодарю за статью и напоминание о ВЕЧНОСТИ. Слава Богу, что есть любовь у людей!
Мария25 января 2011, 09:19
Может для Бога важнее любовь к ближнему и радость встречи( пусть с бокалом в руке), чем грусть отсутствия любмых людей на всеобщем празднике. Бокал вина - ничто ! Любовь и радость - всё !
Евгения С.11 января 2011, 16:41
Статья очень добрая. С юбилеем Вас, батюшка Александр! Многая лета.

Дмитрий
/а идти и радоваться и пить вино/
Зачем же вино? Это не есть обязательный атрибут праздника, даже мирского.
/тогда как христианину не следует развлекаться и не вовремя постов/
Фарисейсивуете или мне кажется? =)

Влад
/либо ты с Богом в посту, либо с Миром в пьянке/
Ну вот опять. Почему же если с миром, то обязательно в пьянке? Или нести любовь своим непостящимся близким обязательно через совместную пьянку? А обидить их порицанием лучше, чем разделить с ними праздник?

wera
/А отмечать и радоваться новый год, ради то го, что бы не отличаться от других и быть со всеми за одно, зачем тогда вообще быть верующим и идти против течения/
А Вы веруете только для того, чтобы от других отличаться?
wera10 января 2011, 10:56
не знаю, но кажется, что здесь то и попахивает подменой ценностей. А отмечать и радоваться новый год, ради то го, что бы не отличаться от других и быть со всеми за одно, зачем тогда вообще быть верующим и идти против течения. Простите. я не согласна.
Евгения 1 января 2011, 14:14
Если в семье будут искушения из-за того, что мы этот языческий праздник проигнорируем, тогда будем сидеть и смиряться. А если мы сами этого хотим, тогда для нас эта статья-бальзам на душу, вот мы и вздыхаем с облегчением и благодарим батюшку, нам ведь только разреши... Простите.
Влад 1 января 2011, 10:40
Спасибо за статью, но она не о чем. Практически весь мир погружается в пьяную вакханалию и страшный блуд в то время когда наступают особые дни поста, когда нужно особенно обратить внимание на свой внутренний мир. И тут в очередной раз для каждого православного человека предоставляется выбор: либо ты с Богом в посту, либо с Миром в пьянке!!!
Валентина30 декабря 2010, 21:43
Дорогой О Господе О.Александр Многая лета Вам ,благодати от Господа..Укрепи нас Боже от трудов любимого батюшки Александра.
Александр30 декабря 2010, 21:03
Спаси Вас Господь,отец Александр! за столь мудрые и добрые, слова напутствия!
Елена30 декабря 2010, 16:36
Отче Александре! Милости и помощи Божией в трудах Ваших! да укрепит Вас Господь и Пречистая духовно и телесно! нам так нужно Ваше всегда мудрое и доброе слово! многая лета! спаси, Христе Боже!
Георгий30 декабря 2010, 15:17
Уважаемый Димитрий, воля ваша - идите в дом плача.
Вот только непонятна Ваша логика: я в этой доброй статье протоиерея Александра Шаргунова никаких призывов "...идти и радоваться и пить вино, в какой то совершенной мирской праздник, во время поста..." не увидел.
Спасибо, отец Александр!
С юбилеем Вас и многая лета!
Vladimir30 декабря 2010, 14:52
Дорогой отец Александр, поздравляем Вас с юбилеем! Желаем Вам многая лета, радости о Бозе и спасения! С любовью во Христе. Владимир, Наталья, мл.Иоанн (прихожане храма свт. Николая Чудотворца в Сан-Луи (Франция))
Павел30 декабря 2010, 14:34
Димитрий:"т.е. надо идти не в дом плача, а идти и радоваться и пить вино, в какой то совершенной мирской праздник, во время поста, тогда как христианину не следует развлекаться и не вовремя постов?"
У меня родители не соблюдают пост, и наверное будт пить вино на новый год и смотреть "голубой огонек". После прочтения предыдущих статей о праздновании нового года меня мучает один вопрос - мне с семьей следует идти к ним на новый год или нет?
У меня есть неверующий брат, который будет пить самогон на новый год т.е. будет отрываться на полную, грешник короче законченый. Но у него золотые руки и его жена будучи в больнице увидела ребенка, сироту обоженного после пожара и тут же его усыновили, и воспитывают его в любви имея уже одного ребенка, а я христианин немогу так поступить потому что не умею так работать, как он и боюсь ответственности усыновить. Мне идти к этим грешникам на новый год?
Димитрий30 декабря 2010, 13:39
т.е. надо идти не в дом плача, а идти и радоваться и пить вино, в какой то совершенной мирской праздник, во время поста, тогда как христианину не следует развлекаться и не вовремя постов?
Мария30 декабря 2010, 12:34
С днем рожденья! С наступающим Новым годом, уважаемый отец Александр!
Ваш путь и Ваши, идущие из глубины души, слова, - несут Свет.
Владимир30 декабря 2010, 11:07
Многая и благая лета Вам, дорогой отец Александр, и огромная благодарность за Ваши мудрые слова. Как просто и как всё понятно!
Андрей30 декабря 2010, 10:28
С юбилеем, отец Александр!
Храни Вас Господь!
Алексий29 декабря 2010, 23:23
Многая вам лета отче Александр, любви, здравия и духовного совершенства и божией помощи в служении Господу нашему Иисусу Христу и Покров Пречистой Богородицы пребывает с вами !
Татьяна29 декабря 2010, 23:03
Спаси Вас Господь, дорогой отец Александр! Всегда с радостью читаю Ваше драгоценное слово, в котором премудрость Божия и любовь. Рада возможности поздравить Вас с юбилеем и от всего сердца пожелать доброго здоровья и долгих лет, неотступной помощи Господа, Божией Матери и всех святых.
Иоанна29 декабря 2010, 22:01
МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!
Сергей29 декабря 2010, 21:21
Примите и мое поздравление с Вашим юбилеем! Здоровья Вам и спасибо огромное за статью. Словно воздуха чистого надышался. Низкий Вам поклон.
Гезалов Александр29 декабря 2010, 21:00
С ЮБИЛЕЕМ!
Ксения29 декабря 2010, 20:01
Так мудро и так точно сказано.

С днем рождения, отец Александр!
Oksana29 декабря 2010, 19:52
Отец Александр! С днем рождения! С Новым годом! С новым счастьем!
Вячеслав29 декабря 2010, 19:36
Благодарю за пару добавленных вами ниток между мной и вечностью! Дай Бог не оторвусь!
Примите мои поздравления. Спаси Господи!
Виктор29 декабря 2010, 19:13
Спасибо.
Марина29 декабря 2010, 16:57
С днем рождения, отец Александр! Чудесная статья! Казалось бы избитая тема, а так свежо и хорошо написано!
Надежда29 декабря 2010, 15:17
Отец Александр! С днем рождения! Я получила ответ и мое сердце утишилось. Вместо вопросительных знаков - тихая радость! С наступающим Новым годом! Надежда.
Вячеслав29 декабря 2010, 14:57
Вот, прочитал...и тучи проясняются...лучше становится. как будто улыбка в сердце. Спасибо Вам!
Елена29 декабря 2010, 14:37
Спасибо о. Александр. Ведь действительно в этой предновогодней суете, перестаешь понимать почему все так происходит. Присоединяюсь к поздравлениям.
Ольга29 декабря 2010, 14:20
Спаси Господи, отец Александр, за очень своевременную статью!!! Поздравляем Вас с юбилеем! Здоровья Вам и многая-многая лета!
Елена29 декабря 2010, 14:02
А как называется книга отца Шаргунова, анонсированная к выходу в свет? Жду с нетерпением его рассказов.
Ivan29 декабря 2010, 13:54
А может все-таки хотя бы попробовать подготовиться к Рождеству Христову? Празднование Нового года очень хорошо для некоторых людей, кот. не знают других радостей в своей жизни, но сколько духовной пользы он несет человеку, пытающемуся жить духовной жизнью?
о. Александру, конечно, спасибо за его личное видение данной ситуации, но безусловно, хотелось бы знать позицию Церкви на основе предания Св. Отцов (напр. свт. Тихона Задонского, свт. Филарета Московского и др.) про празднование светских праздников в такие святые дни.
Димитрий Рушачев29 декабря 2010, 13:00
Поздравляю батюшку о.Александра Шаргунова с юбилейной датой. Сегодня пастырское слово о. Александра как никогда актуально для православных верующих. Его замечательная статья "«Евангелизация» мира и «культурная революция» в Церкви" до сих пор не утратила своей актуальности: http://www.blagogon.ru/articles/15/
Многая лета доброму пастырю протоиерею Александру Шаргунову!
Владимир29 декабря 2010, 11:52
Спасибо отец Александр за наставления! Присоединяюсь к поздравлениям с Вашим юбилеем! Здоровья Вам в Новом году, радости и новых творческих успехов в Ваших трудах на почве служения Господу! Всегда с большим интересом читаю Ваши ответы на вопросы и нахожу для себя очень много полезного на пути познания Господа.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×