Братия и прихожане Сретенского монастыря, студенты Сретенской духовной семинарии поздравляют протоиерея Александра Шаргунова с 70-летием!
Протоиерей Александр Шаргунов. Фото: Мпда.Ru |
Когда-то ведь Новый год в России праздновали 1 сентября, и совпадал он с церковным новолетием. До сих пор мы именно в этот день начинаем богослужебный круг и входим в наши праздники. Однако при Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января, как в Европе. Вообще говоря, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет Нового года именно с него.
Празднование Нового года – это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.
Кроме того, здесь есть и некий смысл: своего рода пророчество о том, что происходит с нами сегодня. Когда Бог вступил во время, когда Он освятил это время, и все время освятилось Его присутствием. Если бы наше общество жило согласно той тайне, которую принес Христос, тогда имело бы смысл праздновать новолетие по церковному календарю – 14 января. Но происходит все большее расцерковление человечества, которое живет само по себе, своим измерением. А расцерковление, развиваясь, приводит к расчеловечиванию общества. Но тем не менее в этом обществе мы живем. И разность дат напоминает нам реальность того, где мы находимся.
В связи с этим хотелось бы остановиться на двух моментах, очень важных для понимания того, что делается с нами сегодня.
С некоторых пор направленность времени изменилась, стала другой. Смена календаря на Западе, как мы знаем, произошла в XVI веке. И это совпало со временем, когда человеческое общество стало жить не так, как оно жило до этого. Вместо того, чтобы устремляться в вечность, что естественно человеку по самой его природе, люди устремились в загадочное будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний день, а теми, которые ставит день завтрашний. В конце концов это привело к революциям в Европе, и к той сокрушительной революции, которая произошла в России.
И сегодня люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и настоящее, и небесное, и земное; теряя и вечность, и время. И ради будущего сегодня происходят процессы объединения, стирания границ – не только политических и экономических, но и стирание неповторимых национальных и просто человеческих черт, принадлежащих каждому единственному и неповторимому человеку. Объединение это закончится, как мы знаем, воцарением «человека беззакония», утверждающего как будто бы торжество времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но – с полной утратой благодатной вечности.
Ради этой благодатной вечности, живя в обществе по гражданскому календарю, мы должны позаботиться о том, чтобы сохранить в неприкосновенности наше «священное время» – богослужение по «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования праздников со святыми всех веков наш церковный календарь должен остаться неизменным. Неподвижным как вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события.
Жизнь христианина проходит в двух измерениях – во времени и в вечности. Дай Бог нам и в новом году быть достойными гражданами своего Отечества, земного и небесного. Какие бы испытания ни ждали нас на земле, Господь, если мы верны Ему, готовит снова для каждого из нас небесные утешения в празднике Рождества Христова и далее – в Пасхе Господней и во всех великих праздниках, приглашая нас быть причастниками вечной Его радости. Когда в душе нет праздника, говорят святые отцы, ничем внешним праздника не создашь. Сколь часто люди живут по принципу: как «убить» время; а смысл жизни христианина – как время оживить.
Вначале Адам, который имел все, но считал, что ему чего-то не хватает в полноте, скучал один. Потом Адам и Ева скучали вместе. Затем Адам, Ева, Авель и Каин скучали в семье. А когда людей на земле стало много, скука только увеличилась. Что произошло в результате этой скуки? Вначале было грехопадение человека, затем – падение человечества в Вавилонское столпотворение.
Падение произошло оттого, что человек в отчаянии искал ложного счастья и ложной радости, не зная причины скуки, которая его наполняет, но ясно сознавая, что никакая земная забота, никакой труд, никакой внешний блеск жизни, никакие успехи не могут заполнить пустоту, которая в нем присутствует. И до сих пор человек очень плохо понимает, что он так значителен, что может быть наполненным только Самим Богом и тою жизнью, которую дает ему Господь.
Человек пытается заполнить эту пустоту алкоголем, наркотиками или каким-то другим грехом, даже самым мерзким. И чем больше он ее заполняет, тем страшнее она разверзается, так что человек может дойти даже до состояния безумия. Один священник рассказывал о человеке, который покончил с собою только потому, что ему стало невыносимо каждый день делать то же самое, что он делал вчера и что ему надлежало делать завтра: снова вставать, снова умываться, снова одеваться. Когда последняя нить, связывающая время с вечностью, прерывается, человек может прийти в состояние беспросветного отчаяния.
Человеку по его природе свойственно всегда участвовать в празднике, чтобы его жизнь была праздничной и радостной. Человек задыхается в трехмерном пространстве, ему невыносима эта «утомительная повторность» земного бытия, о которой говорит Священное Писание. Человеком овладевает такая скука, от которой он сходит с ума. Он должен чем-то заполнить пустоту, которая в нем образуется, ибо он создан для жизни вечной. Что делает человек, на какие подмены решается!
Например, воскресенье. Для христианина – это день, когда Господом была совершена победа над смертью, царствующей во времени. Это наше приобщение к вечности.
А для большинства людей, живущих только во времени, это, как говорят, «выходной» – всего лишь день отдыха от работы, мертвое время. Но природа человека остается неизменной. В памяти этих людей живет какое-то воспоминание о счастье, и они чувствуют себя как бы морально обязанными веселиться и быть счастливыми. Но веселье, которое находит такой человек, может оказаться опасным. Стараясь чем-то восполнить отсутствие радости в своей жизни, он находит ее, например, в вине. Не находя утешения во времени, человек все больше погружается в ложные сладости, и чем больше он в них погружается, тем большую скуку испытывает. Это обретает иногда безумные формы. Почему происходит сегодня по существу спаивание нашего народа и нет никакого этому сопротивления? Потому что без Бога люди не могут ни в чем найти радость жизни и понять смысл скорбей, которые им посылаются. И здесь же объяснение, почему так распространяется всюду грех растления.
В день гражданского Нового года Церковь празднует память святого мученика Вонифатия и мученицы Аглаиды. Этим святым молятся об избавлении от винопития и блудной страсти, потому что сами они долгое время страдали этими пороками. Но Господь открыл им, что есть сокровище жизни и высшая радость для человека, и они сделались способными отдать себя и всю свою жизнь ради Христа, ради жизни вечной. Только это может поставить предел всякому обессмысливанию нашего существования. Но пока не будет у нас устремленности к вечности, мы обречены жить в мертвом времени.
Дай Бог, чтобы мы, осознавая, что приближаемся к смерти, не цепенели от страха, как люди, не знающие Христа, а наполнялись радостью от того, что мы приближаемся ко встрече с нашим Господом. Чтобы слова «С Новым годом! С новым счастьем!» звучали для нас неложно. Потому что они означают новизну той вечной нетленной, нестареющей жизни, которую дает нам Господь во времени и открывает ее во всей полноте в вечности. С Новым годом всех поздравляем, с новым счастьем!
И еще ,как быть если дирижер меня часто унижает,я пытался помириться,но не выходит.Накопилась обида,только забуду и прощу одно,через день снова начинает унижать перед коллегами и студентами,я конечно понимаю,что сам даю ему повод,он очень следит за мной.До конца тура остается 2дня,и я боюсь на него сорваться и все испортить.Прошу ваших святых молитв.
И почему бы не решить проблему более "человечно", хотя и не вполне "догматично" в том числе, и для взрослых? Как на загнивающем Западе: - сначала Рождество, потом- Новый Год, без ощущения греховности, без компромиссов, без фальши, без необходимости каяться, зная, что через год так же согрешишь?
Ведь главное - доброта и Любовь, не так ли? И чему эта доброта приносится в жертву?
Вот, Свидетели Иеговы ещё более последовательны в "вере", - они из "религиозных соображений" и дни рождения детям вообще не празднуют, и "догматически" это обосновывают примерами из Библии...
Марк.
У меня есть неверующий брат, который будет пить самогон на новый год т.е. будет отрываться на полную, грешник короче законченый. Но у него золотые руки и его жена будучи в больнице увидела ребенка, сироту обоженного после пожара и тут же его усыновили, и воспитывают его в любви имея уже одного ребенка, а я христианин немогу так поступить потому что не умею так работать, как он и боюсь ответственности усыновить. Мне идти к этим грешникам на новый год?)
Дорогой Павел - вы называете себя христианином? Из вашего комментария видно что брат ваш с его семьей больше придерживается христианской Любви чем вы! С вашими выражениями "...грешник короче законченный" и "Мне идти к этим грешникам на новый год?" вы болше похожи на фарисея из притчи Христа, чем на кающегося мытаря!!! Спаси вас Господи! Простите!
о.Александру - МНОГАЯ ЛЕТА!
Откройте Священное Писание, поздравьте с праздниками святых ближняя, то и каждое новолетие считайте законным праздником в миру, а не с Богом, сколько их, сколь календарей можно повесить на сцену, чем ближе к Истине будем, тем более спасения!
Я не призываю пить вино , но почему бы не осветить тихой радостью наши сердца? Буду встречать Новогодние праздники с семьёй. Пост соблюду. И близкие мои с гордостью и с уважением
скажут: "Наш папанька на посту". А я с лёгкой грустью посочувствую им . От того что они пока не понимают.
Я знаю Бог призовёт каждого из нас в своё время.Терпение , любовь и терпение.
Храни нас всех Господь.
Дмитрий
/а идти и радоваться и пить вино/
Зачем же вино? Это не есть обязательный атрибут праздника, даже мирского.
/тогда как христианину не следует развлекаться и не вовремя постов/
Фарисейсивуете или мне кажется? =)
Влад
/либо ты с Богом в посту, либо с Миром в пьянке/
Ну вот опять. Почему же если с миром, то обязательно в пьянке? Или нести любовь своим непостящимся близким обязательно через совместную пьянку? А обидить их порицанием лучше, чем разделить с ними праздник?
wera
/А отмечать и радоваться новый год, ради то го, что бы не отличаться от других и быть со всеми за одно, зачем тогда вообще быть верующим и идти против течения/
А Вы веруете только для того, чтобы от других отличаться?
Вот только непонятна Ваша логика: я в этой доброй статье протоиерея Александра Шаргунова никаких призывов "...идти и радоваться и пить вино, в какой то совершенной мирской праздник, во время поста..." не увидел.
Спасибо, отец Александр!
С юбилеем Вас и многая лета!
У меня родители не соблюдают пост, и наверное будт пить вино на новый год и смотреть "голубой огонек". После прочтения предыдущих статей о праздновании нового года меня мучает один вопрос - мне с семьей следует идти к ним на новый год или нет?
У меня есть неверующий брат, который будет пить самогон на новый год т.е. будет отрываться на полную, грешник короче законченый. Но у него золотые руки и его жена будучи в больнице увидела ребенка, сироту обоженного после пожара и тут же его усыновили, и воспитывают его в любви имея уже одного ребенка, а я христианин немогу так поступить потому что не умею так работать, как он и боюсь ответственности усыновить. Мне идти к этим грешникам на новый год?
Ваш путь и Ваши, идущие из глубины души, слова, - несут Свет.
Храни Вас Господь!
С днем рождения, отец Александр!
Примите мои поздравления. Спаси Господи!
о. Александру, конечно, спасибо за его личное видение данной ситуации, но безусловно, хотелось бы знать позицию Церкви на основе предания Св. Отцов (напр. свт. Тихона Задонского, свт. Филарета Московского и др.) про празднование светских праздников в такие святые дни.
Многая лета доброму пастырю протоиерею Александру Шаргунову!