Когда Иисус молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Христос уединился со Своими учениками, где, может быть, не так теснили Его толпы народа и Он имел возможность беседовать с ними о самом сокровенном. Этот вопрос, который задает Христос Своим ученикам: «За кого почитает Меня народ?» — означает, что Господь не спрашивает, что думают о Нем первосвященники, книжники, фарисеи, ученые богословы, которые ненавидят Христа, ослеплены ненавистью и завистью к Нему, и потому просто не в состоянии судить о Его Личности. Они обвиняют Его в нарушении закона, злословят Его, гонят Его, хотят убить. Господь хочет знать, что думает о Нем простой народ, который не зависим в своих суждениях от того, какое общественное положение занимает человек, какое у него богатство и какая у него власть.
Ученики говорят, что, слушая Его проповедь, видя чудеса, которые Он совершает, народ самого высокого о Нем мнения. Одни говорят, что Он Иоанн Креститель, другие — что Илия, третьи — что один из древних пророков. Сколько голов, столько и умов. Мнения различны. Но истина одна.
И Господь спрашивает Своих учеников: «А вы что думаете о Сыне Человеческом, за кого вы почитаете Его?» Ученики Христовы больше знают, чем все остальные люди. Им больше было дано прикоснуться к жизни Христа, им предстоит проповедь о Христе. Поэтому очень важно, чтобы у них было истинное понятие о Христе. И апостол Петр, самый смелый, тот, кого называют устами апостолов, выходит вперед и от имени всех апостолов — теперь мы можем сказать от имени всей Церкви — дает краткое, но полное исповедание истины: «За Христа Божия». Недостаточно знать, что другие думают о Христе. Можно знать о Христе все, что написано о Нем на всех языках мира, и, тем не менее, не быть христианином. К каждому из нас Христос приходит не с вопросом, что другие говорят и пишут о Нем, но: «за кого ты принимаешь Меня?» апостол Павел говорит: «Я знаю, в Кого я уверовал». Христианство не заключается только в исповедании Символа веры, оно есть личное узнавание Христа.
Апостолы сподобляются этого блаженства — исповедовать Христа Сыном Божиим, но Господь должен научить их, что Он пришел в мир, чтобы умереть на Кресте. Он должен перевернуть в сознании людей все представления о Боге и о Божием Промысле. В лице апостолов человечество узнало, Кто Он. Теперь человечеству надлежит узнать, что это откровение значит. «Господь строго приказал им никому не говорить о сем». Потому что иудеи ждут, что Мессия установит господство Израиля над всеми народами. Господь вносит существенную поправку в эти их представления. Его служение помазанничества пройдет через страдания, через отвержение духовными властями Израиля, через смерть. Но Бог явит Его Мессианское достоинство, воскресив Его в третий день. Так подобает осуществиться Божественному замыслу о спасении рода человеческого. Его смерть и Воскресение будут для всех самым убедительным свидетельством, что Он Христос, Сын Божий.