Агрессия против себя

Источник: Нескучный сад

В этом году все пишут, что наступило время массового воцерковления нашего общества. Даже появился термин «агрессивное миссионерство в молодежной среде». Нет-нет, авторы этого термина не предлагают бросаться на молодых людей с яростной проповедью на улицах – они призывают в массовом порядке объяснять нравственное, христианское содержание самых разных явлений современной культуры. От рок-музыки до романа «Мастер и Маргарита».

Наверное, в этом нет ничего плохого…

Действительно, должны же подростки, которые все равно проходят эту книгу в школе, понимать, что Булгаков, возможно, просто хотел заступиться за гонимую в СССР христианскую веру (прочитывается такой мотив в его дневниках)…

…А многие пожилые рокеры пришли в Церковь – значит, и почитателям их творчества, вероятно, не повредит заглянуть в храм.

Пугает меня в этом принципе «всякую крошку в ладошку» его целеположение и историческая аналогия.

Как вы думаете, какова конечная цель «агрессивного миссионерства»?

Цель, по сути дела, демографическая – чтобы народ не вымер от абортов, алкоголизма и других излишеств нехороших. И мне видится определенная нечестность в том, что проблему численности народонаселения решают средствами веры. Ну, хотя бы потому, что для людей, от которых мы с самого начала эту веру получили, вопрос демографии явно стоял на последнем месте. Некоторые из них ради верности Христу не щадили даже своих детей. Широко известно, например, житие мученицы Софии и ее малолетних дочерей, мучениц Веры, Надежды и Любови.

Участники католической рок-группы из Вашингтона «The Thirsting» («Жаждущие») не только поют «христианский рок» со сцены, но и веруют во Христа. Они ходят в церковь и причащаются. Фото: saintpatslifeteen.net
Участники католической рок-группы из Вашингтона «The Thirsting» («Жаждущие») не только поют «христианский рок» со сцены, но и веруют во Христа. Они ходят в церковь и причащаются. Фото: saintpatslifeteen.net
Историческая же аналогия меня пугает совсем сильно.

На Втором Ватиканском соборе в 1965 году Римско-Католическая Церковь решила, среди прочего, повернуться лицом к людям как в прямом, так и во всех других смыслах. Вылилось это в то, что Евангелие католические священники с тех пор призваны читать, повернувшись задом к алтарю. Зато стало происходить активное католическое воцерковление массовой культуры, и дело дошло до того, что в некоторых католических храмах сейчас устраиваются настоящие рок-концерты.

Внимание, вопрос!

Насколько такое «агрессивное миссионерство» способствовало наполняемости католических храмов, обращению западного общества к вечным христианским ценностям и, в конечном счете, решению демографических проблем через общее повышение нравственности?

Ни на-сколь-ко!

Не хочу быть голословным, предоставлю слово католическому богослову и историку Станиславу Иванову. В статье, опубликованной на одном русскоязычном католическом сайте, он пишет: «II Ватиканский собор вместо того, чтобы организовать борьбу с ошибками его времени, пошел с ними на “диалог”. <…> Возьмем, к примеру, показатели по семинариям, занимающимся подготовкой будущих священников. Если в период с 1920 по 1960 гг. в США число семинаристов возросло с 8944 до 39 896; а в 1965 г . их было уже более 48 000, что требовало построения все большего числа новых семинарий из-за явного недостатка мест, то в 2002 г . число семинаристов составляло всего 4719, а многие, не так давно построенные, семинарии были закрыты или проданы. <…> А вот число аннуляций католических браков, наоборот, увеличилось просто на порядки. Так, в период с 1952 по 1956 гг. по миру (!) число аннуляций было всего 39. В течение одного 1990 г . их было уже …62 824!»

Автор статьи делает вывод: «II Ватиканский собор привел вовсе не к улучшению или обновлению, он привел к небывалому прежде кризису Церкви и Веры».

Интуитивно это хорошо понятно. Люди, даже самые отпетые, чувствуют душой, что в Церкви есть то, чего нету или не хватает у них: Путь, Истина и Жизнь. То есть Христос. И присутствует Он в Церкви удивительным образом: тайной и Таинством. Поэтому когда Церковь сближается с рок-концертом, люди внутренне глубоко обижаются: их обманули. Лишили таинственной радости, святого, так недостающего в жизни…

К счастью, в Православной Церкви пока никто не ведет всерьез речи о реформе богослужения. И все-таки Церковь на рок-концертах – это, прежде всего, невыразимо скучно для самих рок-меломанов. Они думали, вера – это царевна, ради которой надо подвиг совершить, а ее делают крашеной девчонкой из тусовки…

Так что скоро мы услышим от объектов нашего «агрессивного миссионерства» ответ. И произнесен он будет на том самом рок-языке, которым сейчас тщетно пытаются заставить разговаривать Церковь: «У вас белые стены да седая тоска!».


Об авторе: Иван Семенов, обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер телеканала «Вести» Родился в 1971 году. Окончил отделение структурной и прикладной лингвистики филфака МГУ. Преподавал русский, математику, информатику и церковнославянский язык в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. Работал продюсером информационной службы Первого канала, шеф-редактором «Вестей» в 20:00 на телеканале «Россия», заместителем руководителя студии «Международная панорама», обозревателем итоговой программы «Неделя» на ТВЦ. Автор ряда документальных фильмов, в т. ч. «Апрель 2007, восстановление единства Русской Церкви» на канале «Вести». Соведущий программы «Спешите делать добро» на волнах радио «Радонеж».

Источник: Нескучный сад

6 мая 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×