Русским помогал Сам Бог!
Рассказы деда-фронтовика

Неравный поединок

Вспомнились рассказы моего деда, Николая Петровича Самойленко (Царствие ему Небесное!).

История про немца с 43 звездочками и сейчас хранится у меня, записанная рукой дедушки в блокноте.

Во время долгого боя в самом начале войны танк деда загорелся, весь экипаж под шквальным огнем был вынужден покинуть свою боевую машину. В этот момент дедушка был ранен и потерял сознание.

Придя в себя, он увидел приближающегося к нему с автоматом наперевес фашиста. Хотя русский танкист лежал неподвижно, немец на всякий случай выпустил по нему длинную автоматную очередь. Пули попали в приклад дедушкиного автомата и в руку, которой он сжимал его. Но и тут дед не издал ни стона, не шелохнулся, притворившись убитым. Его автомат отлетел в сторону, и теперь немец, почувствовав себя в полной безопасности, небрежно забросил свое оружие за спину и достал из кармана что-то вроде кошелька. Тяжелые сапоги немецкого офицера остановились совсем рядом. Подпустив врага еще ближе, дедушка левой рукой выхватил пистолет и сразил фашиста несколькими выстрелами в упор.

В руке убитого немца была зажата кожаная сумочка, в которой оказалось сорок три красных звездочки. Как позже объяснил дедушке командир, за каждые пятьдесят звездочек, снятых с пилоток наших солдат, немец мог получить награду – железный крест. Однако достался ему не железный, а деревянный крест над могилой в чужой для него русской земле…

Прорываясь к своим

В начале войны наши части стояли в обороне, танк деда по самую башню был прикопан землей и использовался как артиллерийское орудие. Несколько дней шли тяжелые бои. Вскоре немцы, бросив на передовую свежие резервы, развили массированное наступление и буквально «перекатились» через наши позиции, продвинувшись далеко вперед. А русский танк, закопанный в землю, словно бы и не заметили (это было первое чудо). Наступившую ночь боевая машина со всем экипажем встретила в немецком тылу.

Решили прорываться к своим, но никак не могли завести двигатель – отказал аккумулятор. С помощью рации обнаружили, что неподалеку «подает голос» еще один наш танк (и это тоже было чудо). Вскоре метрах в пятистах нашли подбитую «тридцатьчетверку», к этому времени уже без экипажа. Сняли и с большим трудом перетащили к своей машине тяжеленный танковый аккумулятор, попробовали завестись, но тщетно. Попытки вернуть танк к жизни продолжались около часа. Выбившись из сил, дед Николай (именно он был механиком-водителем) в отчаянии уронил голову на руку, а локтем уперся в стартер. И тут безнадежно молчавший двигатель вдруг взревел во всю свою мощь! Опять чудо! Танк легко вырвался из своего земляного укрытия и устремился по направлению к линии фронта.

Измотанные непрерывными боями, остановились под утро на краю небольшой деревеньки немного вздремнуть, восстановить силы. На рассвете по броне постучал какой-то старичок: «Ребята, просыпайтесь быстрее, немцы за тягачом пошли». Сказал – и исчез. Не чудо ли? Потом дед вспоминал – откуда бы этому старичку знать, куда пошли немцы, обнаружившие танк, да и как ему было знать, что внутри есть экипаж. А я теперь думаю, что тот старичок вообще всё знал – не зря ведь мой дед Николай родился 19 декабря, на Николу-зимнего…

…Танк сноровисто забрался на пригорок. Оттуда увидели, что неподалеку немцы ремонтируют мост через небольшую речку. Сзади уже были слышны звуки погони, немцы спешно поднимали и разворачивали кольцом свою технику, выкатывали на прямую наводку орудие. Времени для раздумий не было. «Вперед!» – приказал командир. Наш танк на огромной скорости пронесся по мосту, а плохо закрепленные бревна следом разлетелись в стороны, как спички. Еще одно чудо – танк благополучно оказался на другом берегу, разрушив мост и лишив неприятеля возможности преследования.

Вскоре «Т-34», преодолев линию фронта, уже был у своих…

Потеряв за годы войны от прямых попаданий вражеской артиллерии пять танков, дед Николай вернулся домой живым. За него молились родные.

Когда думаешь об удивительной цепочке событий этого боевого эпизода (а сколько их было за долгие фронтовые годы!), то понимаешь – отнюдь не произвольная комбинация «счастливых случайностей» спасла тогда экипаж моего деда. И никакой логикой не объяснишь благополучный исход из безнадежных, казалось бы, ситуаций. Русским помогал Сам Бог, поэтому и пришел долгожданный День Победы!

Молитва матери

…А в это время жена Николая Петровича, моя бабушка Таисия Ивановна, пробиралась в немецкой оккупации из Курской области к родному селу. Ни много ни мало семьсот километров прошла она, волоча за собой тележку с двумя сыновьями – моим отцом Валентином и его братом Леонидом; одному тогда было четыре, а второму – два годика отроду. Как дошла? Спасалась молитвой и Именем Божиим… Весь тот нелегкий путь по оккупированной фашистами земле мои родные странники жили только Христовым Именем – добрые люди подавали на пропитание. Тогда же, в лихую годину, в одном из маленьких деревенских храмов бабушка покрестила своих детей; в моем архиве по сей день как великая семейная святыня хранится свидетельство о Крещении отца, старательно выписанное аккуратным почерком сельского батюшки: «…во Святом Крещении назван Валентин. Крещение совершено восьмого апреля тысяча девятьсот сорок второго года. Настоящую метрическую выписку своею подписью свидетельствую, Космо-Дамианской церкви села Красной Яруги Курской Епархии, священник Иаков Безпалов». Не знаю, уцелела ли эта церковь до наших дней… Бабушка вспоминала, что в то время она без устали повторяла одну молитву: «Господи, помилуй, Господи, прости, помоги мне, Боже, крест свой донести!». Господь помог. И Валентин, и Леонид в преклонном возрасте здравствуют и поныне…

P.S. У меня сохранилось письмо (см. нижний снимок – ред.), которое мой отец (ему было тогда семь лет, родное село Ярошевку к тому времени освободили от фашистов) написал деду Николаю на фронт, уже под конец войны: «Добрый день, папа! Привет тебе от Лёни, от деда, от бабы Насти и бабы Параски. Поздравляем тебя с днем рождения! Я хожу в школу. Я отличник. Очень скучаю по тебе. Скорее заканчивайте войну, и приезжай домой. Целую тебя. Твой сын Валя. 28.10.1944». Это русский перевод, а отец написал на родном украинском языке. Да ведь русские и украинцы – народы-братья, и кровь проливали за общую Родину, которая у нас всегда была и будет одна.

Источник: «Благовест», Самара

18 мая 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×