Ошибка – и иногда и сознательно лукавство — апелляций к «цивилизованному миру», в том что они носят крайне выборочный характер.
Запад ни в каком отношении – ни в культурном, ни в политическом, ни в духовном – не является монолитом, в нем борются самые разные тенденции. Запад производит много яда – благочестивые американцы очень ужасаются американской массовой культуре – но он же имеет в себе и противоядия. Много людей развращенных, и возводящих свою развращенность в обязательный для всех закон – но много и людей благочестивых (и просто благоразумных). Действуют мощные силы, направленные на разрушение мировоззренческого и морального наследия христианской цивилизации – но само это наследие сохранилось гораздо лучше, чем у нас. Даже в относительно секулярной Британии в церковь регулярно ходят 20-25% населения — нам бы так.
Некоторые представители академической элиты — например, австралийский профессор биоэтики Питер Сингер и его британский коллега Джон Харрис — открыто заявляют, что убийство младенцев допустимо точно также, как уже принятый обществом аборт. Однако есть и верующие люди, например, недавно освиставшие президента Обаму во время его выступления в университете Нотр-Дам из-за его проабортной политики.
Проблема нашего западничества – в том, что оно призывает импортировать исключительно западные яды, но не западные противоядия, причем благоустройство и процветание Запада приписывается именно ядам. Как если бы мы взялись утверждать, что, поскольку Сингер с Харрисом – уважаемые члены академической элиты, Запад обязан своим благоустройством терпимости к идее убийства младенцев, и, чтобы обрести такое же процветание, нам следует немедленно его разрешить.
Впрочем, до этого еще не дошло – хотя непременно дойдет – пока разговоры идут вокруг гей-парадов. Страны Запада, где они проходят, более благоустроены и богаты, чем наша страна, следовательно, давайте заведем у себя то же самое и тоже необычайно процветем. Это грубая ошибка; Запад (прежде всего, англоязычный мир) сделался более богатым, могущественным и благоустроенным, чем остальной мир, в эпоху, когда до гей-парадов было еще очень далеко; преуспеяние Запада никак не может быть их следствием.
Представьте себе пышущего здоровьем Василия, который недавно приобрел привычку выпивать по бутылке водки в день; представьте себе полуживого после перенесенного инфекционного марксизма Петра, который смотрит на Василия и говорит – «Василий пьет по бутылке водки в день; он известный здоровяк, его в свое время даже марксизм не взял, следовательно, если я тоже начну пить по бутылке водки в день, я тоже сделаюсь здоровяком». Очевидно, что здоровяком Петр не сделается; а как будут развиваться события в жизни Василия – пока не очень ясно. Может, он бросит пить; а может, помрет от водки.
Яды импортируются легче, чем противоядия; вседозволенность прививается легче, чем самодисциплина и ответственность. То, что для Запада является ядом, но (пока) не убивает его из-за наличия противоядий, для нас может оказаться убийственным. Даже импорт «толерантности» – чего то, казалось бы, по определению мирного и безопасного, может обернуться гражданской смутой и преследованиями. Пример в этом отношении показывает Бразилия. Как сообщается, «в Бразилии христианские телепрограммы собираются помечать грифом «Гомофобия. Не рекомендуется для людей в возрасте до 18 лет». Это – одна из мер программы поощрения извращенцев, которая реализуется секретариатом президента Бразилии по правам человека. Показ таких программ будет разрешен только после 11 часов вечера, а в перспективе их планируется вовсе вытеснить с телевидения. Бразильский президент Луис Лула стремится поставить вне закона любые высказывания о безнравственности гомосексуализма или о его вреде для здоровья»
Недавно в той же Бразилии была изъята из книжных магазинов по решению суда книга католического священника, предостерегающая о духовных опасностях оккультизма — суд счет ее интолерантной по отношению к язычникам и оккультистам. Борьба за толерантность моментально оборачивается охотой на интолерантных врагов народа, подавление всех, чьи взгляды не совпадают с новой толерантной ортодоксией — прежде всего, христиан. Либеральные ценности, с которыми, казалось бы, ассоциирует себя толерантность — свобода слова и свобода вероисповедания оказываются под угрозой даже в странах, где они глубоко укоренены в политической традиции; в странах, где нравы попроще — в той же Бразилии — эти свободы нарушается открыто и без стеснения.
К сожалению, если у нас победит толерантность, события скорее будут развиваться по бразильскому — или еще худшему — варианту.
Но пока новости выглядят скорее обнадеживающими. Как сообщает Интерфакс-религия, «Депутаты Госдумы фактически поддержали иерархов Русской православной церкви и представителей других крупных конфессий, настаивающих на введении в школах предмета «Основы православной (исламской и т.д.) культуры». В минувшую пятницу, 8 мая, в нижнюю палату был внесен законопроект, предполагающий возможность включения такой дисциплины в государственный образовательный стандарт». Государственная власть, похоже, приходит к осознанию того, что без нравственного возрождения, без приобретения людьми твердых духовных оснований, возрождение России как страны будет невозможно. Исцеление стране могут принести только противоядия, а не яды.