«МЫ»: говорить правду о прошлом и настоящем
Может, кому-то покажется странным, что в стенах этого «элитного» вуза, как по привычке и в наше время называют МГИМО, проходит встреча такого рода. Между тем все логично — оказывается, его контакты с Русской Православной Церковью активно развиваются здесь вот уже более 10 лет.
В 1997 году при институте был создан научно-исследовательский центр «Церковь и международные отношения» (руководитель — профессор А.Б. Зубов). А весной нынешнего года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и ректор МГИМО А.В.Торкунов подписали Соглашение, в котором был закреплен уже накопленный опыт взаимодействия и намечены новые пути в образовательной и научной сферах, а также в духовно-нравственном воспитании.
Как же молодые люди, только вступающие на путь христианской жизни, решились на такое дело? Сами они отвечают так:
— Мы знаем, что вера без дел, по словам апостола Иакова, — мертва. И потому нам так важно в меру сил, с упованием на помощь Божию преображать реальность, а не уходить от неё. И вот, глядя на всё, что происходит в нашей стране, на неуверенность и, может, даже некоторую потерянность наших людей, неожиданно для себя получивших свободу от советского ига, мы пришли к пониманию своей ответственности за Россию, за преодоление её слабости после долгих лет лжи и безбожия. Наш журнал «МЫ» — продолжение на новом этапе того издания, которое много лет назад, в эмиграции, вдали от родной страны, создали наши сверстники. Мы, как и наши предшественники, движимы бесконечной любовью к нашему единственному, Богом данному Отечеству и желанием помочь ему.
Студент МГИМО и член редколлегии журнала Виктор Аверков вместе со своими соратниками по изданию участвует в нынешнем семинаре. Передавая вышедшие уже четыре номера журнала, он поясняет, что, собственно, проблемы, поднимаемые на страницах «МЫ», и те, что обсуждаются здесь сегодня, очень близки.
— Мы вовсе не думаем навязывать кому-то свои взгляды и мысли, — подчеркивает он, — наша цель — понять причины бед нашего народа и Отечества, научиться видеть правду, а не то, что порою хочется увидеть, и говорить эту правду о прошлом и настоящем.
«Верен Богу, предан Родине»
Кажется, что путь, уже пройденный ребятами из «МЫ» за столь короткое время, заслуживает того, чтобы о нем рассказать подробнее.
Летом прошлого года несколько ребят отдыхали в молодежном лагере под Анапой, где устроители пытались воскресить традиции скаутского движения, которое долгие годы существовало только в изгнании. По приезде из лагеря написали статью, которая попала в руки Ростислава Полчанинова — последнего члена редколлегии скаутского журнала «МЫ», издававшегося в 30-е — 40-е годы в эмиграции. И тот написал из Нью-Йорка в Москву, что теперь можно бы вновь издавать этот журнал. Студенты пришли к мысли, что, очевидно, нужен журнал не для скаутов только, но вообще для русской молодёжи. Причём как для тех, кто живёт в нашей стране, так и для России Зарубежной, которая сохранила многое из того, что мы за советское время утратили.
— Чтобы определиться с тем, что и как писать в журнале, было решено написать концепцию, — рассказывает Виктор. — И вот 8 октября минувшего года, в день Преподобного Сергия Радонежского, семеро из нас, собравшись, до ночи её редактировали. Решили, что основой всех наших рассуждений и оценок должна быть вера. Она должна не дополнять наше восприятие действительности, а формировать его. Главное же — журнал должен быть направлен на созидание, а не на отрицание.
Через два дня мы спросили у протоиерея Георгия Бреева, духовного отца многих из нас, благословения на этот замысел. Отец Георгий поддержал нас и благословил Казанской иконой Божией Матери, которую мы приносим теперь на все собрания нашей редколлегии. Потом была встреча в редакции Содружества «Посев», одного из старейших эмигрантских издательств, которое с 1990 года развернуло свою деятельность в России. Там нас опять поддержали.
Постепенно в редакцию стали поступать отклики читателей. И восторженные, вдохновляющие нас, и критические: нас обвиняют в том, что мы слишком легко оцениваем, судим прошлое, а кто мы, собственно, такие? Но всё же мы приходим к убеждению, что новое поколение, уже не так связанное с советским прошлым, должно думать над тем, как преодолеть его духовные последствия, осмыслить пути нашей страны, нашего народа.
С каждым новым выходящим номером наш круг понемногу расширяется, присоединяются ребята и здесь, в стране, и за рубежом. Преодоление разрыва между молодёжью в России и Русском Зарубежье, единение в поиске Правды — одна из важнейших наших задач. «Мы уверены, — заключает Виктор, — что вокруг немало сердец, ищущих Правду, и стремимся найти друг друга, чтобы действовать сообща, следуя своему девизу — «Верен Богу, предан Родине».
«…но сильны за истину»
На конференции состоялось обсуждение различных аспектов церковно-государственных отношений, в котором приняли участие студенты как Московской духовной академии и семинарии, так и МГИМО.
В самом начале раздела «Основ…», касающегося отношения Церкви к политике, формулируется принцип свободного гражданского и политического самоопределения православных христиан. Церковь «допускает наличие различных политических убеждений среди епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению». Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы, столь характерных для сегодняшнего общества, задачей Церкви остается призыв к миру и соработничеству людей, придерживающихся разных политических взглядов.
В то же время, как подчеркнул отец Сергий, это не означает отказа Церкви от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам. Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами, Священноначалием и уполномоченными им лицами.
Очень важно, чтобы голос Церкви был слышен в обществе, чтобы ее вклад в различные сферы жизни уважался и воспринимался как естественное желание послужить построению мирного и справедливого общества. «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» (2 Кор. 13, 8). Да, не все в России исповедуют Православие, не все активны в церковной жизни, но, как не раз подчеркивал Святейший Патриарх Алексий, каждый должен понимать, что без возвращения к историческим духовным корням не будет нравственного оздоровления в обществе.
Может ли Церковь стать основой возрождения российской государственности? Этот вопрос оказался в центре внимания студента МГИМО, главного редактора журнала «МЫ в России и Зарубежье» Николая Бобринского.
Современное состояние российской государственности отражает, по его мнению, болезни всего общества. Сегодня содержание общественных кризисных явлений состоит в утрате основных жизненных ценностей, преобладании эгоистических стремлений. Церковь же обладает непреложными критериями нравственности — заповедями Божиими. Церковь способна давать оценку событиям политической жизни. Увещевание правителей, от которых зависит благополучие всего народа, — в обычае Церкви с первых веков ее истории. Вспомним «право печалования» в допетровской России; послание святого Патриарха Тихона в Совет народных комиссаров с обличением творившихся беззаконий; из недавних событий — заявление Святейшего Патриарха Алексия II в связи с проведением акций протеста против реформы по монетизации льгот.
Для возрождения российской государственности, делает вывод докладчик, необходимо освобождение от атеистического и античеловеческого советского наследия. Церковь, более всего пострадавшая от безбожной власти, прилагает к этому все усилия (например, отмена «красного дня календаря» — 7 ноября по инициативе Церкви). Слава Богу, уже в нынешнем году мы будем праздновать день объединения — 4 ноября. Это день обретения Казанской иконы Божией Матери, нашей национальной святыни.
Вместе с тем очевидно, что управление государством, политика не являются a priori порочными областями человеческой жизни, поэтому участие христиан в них не просто возможно, но и остро необходимо. «Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира, — читаем мы в социальной концепции Русской Православной Церкви, — участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви».
Дискуссия о нравственности
Что ж, к чему приводит такая атеистическая нравственность, хорошо известно из недавней истории. Наш народ за эту «нравственность» без Бога заплатил слишком дорогую цену, возразили другие участники дискуссии. В современных условиях противостоять глобальному натиску агрессивного секуляризма и пропаганде безнравственности можно, только основываясь на христианских началах, действуя не только словом, но и делом.
«Я сам рос и жил в советское время, — сказал протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татьяны при МГУ, — и могу засвидетельствовать, что даже такое безобидное, на первый взгляд, явление, как движение октябрят, заключало в себе явные ростки лицемерия».
Историческому строительству государства и общества на безбожных началах на примере СССР был посвящен доклад студентки Ирины Зубовой, заместителя главного редактора журнала «МЫ». Впервые предпринятая в ХХ веке попытка создания государства без Бога, в борьбе с Ним обернулась неизбежным крахом. Мы хотим понять, отмечает Ирина, где была в нашем прошлом та духовная неправда, результатом которой стала наша сегодняшняя реальность. Ведь осознав эту неправду (причем не только советского времени), мы сможем преодолеть ее в будущем.
Сегодня, по мнению докладчика, всем нам необходимо, прежде всего, восстановить этот нравственный стержень сознания, чтобы Россия смогла возродиться, создать неложные основы государственности. Такое возрождение невозможно без приобщенности к православной традиции.
В заключение встречи слово взяли эксперты. Вот их оценки.
Как отметил профессор МДА, протоиерей Максим Козлов, очень хорошо, что вместе собрались будущие священнослужители и государственные мужи — те, кто стремится принести пользу стране своим общественным служением. Результаты этой совместной работы могут найти отражение в публикациях и общественном резонансе. Желательно в дальнейшем проводить подобные встречи в более широком формате, с участием оппонентов, ведь наша цель — объяснить широкому кругу людей в понятной им форме, почему необходимо активное участие Церкви в жизни общества. А для этого нужно научиться грамотно аргументировать свою позицию и выстраивать диалог.
Куда пойдет в своем общественно-государственном развитии Россия и какое участие примет в этом Церковь, во многом зависит от молодого поколения, считает профессор МГИМО Андрей Борисович Зубов. Поэтому трудно переоценить значение растущего взаимодействия будущих российских политических и церковных деятелей. И наша встреча — лишь один из первых этапов на этом пути.