Человек, нечасто бывающий в храме, может, слышал, а может, встречал где-то у русских классиков такое слово — пономарь, или алтарник. Человеку церковному это слово знакомо хорошо. Но скажет ли и он, кто этот человек и что именно он делает в церкви? Ответ на этот вопрос «в общем» нетрудно получить, наблюдая за ходом богослужения. Можно прочитать об этом в книгах. Но интереснее услышать его из уст самого пономаря — прихожанина, который еще вчера сам стоял в храме и с любопытством, а иногда даже с долей зависти наблюдал за происходящим.
Наверное, в жизни каждого православного христианина, который ходит в храм не для «галочки», а по велению сердца, стремится понять и усвоить христианское вероучение как можно полнее, наступает момент, когда он чувствует, что ему недостаточно уже того, что он имеет. Человек приходит в церковь по воскресеньям, более или менее регулярно исповедуется и причащается. У него уже не так болят ноги во время многочасового стояния на службах. Он уже знаком кое с кем из прихожан храма, не чувствует стеснения на совместных молитвах. Почитал литературу и немного разбирается в структуре всенощного бдения и литургии. Знает не только в лицо, но и по именам почти всех священников, где в храме висит расписание богослужений, где написано, когда и какой праздник. А потом этот человек начинает осознавать, что ему мало просто ходить в храм. Он должен знать и понимать больше. Что-то большее сделать для Бога, для храма, для себя, наконец. Ему это нужно, как пища и вода, как солнечный свет. Жить без служения уже невозможно, пусто и бессмысленно. Да простят меня за эти слова люди критичные и рассудительные, привыкшие принимать обдуманные решения, словом, умеющие жить, как говорится. Это зов души, это как влюбиться — сразу и безоглядно. Вера — это та же любовь, когда ты не спрашиваешь себя, за что и почему любишь. Ты либо принимаешь это, либо нет. Пограничных состояний, колебаний быть не должно. Ученые мужи называют этот процесс расширением духовной практики, святые отцы — духовным деланием. Я, человек в таких делах безграмотный, называю, как чувствую… И вот в один прекрасный день я стою перед своим духовным отцом и бессвязно бормочу (откуда-то у меня, человека общительного и с хорошо подвешенным языком, появилась нежданная робость), что я хотел бы… вот… ну как бы… помочь… послужить… нельзя ли… ну если нет, то я понимаю… Но, к моему удивлению, батюшка обрадовался моему решению и согласился «взять меня на работу». Начать он благословил с пономарского послушания. Откровенно говоря, я совершенно не представлял себе пономарской службы. Вернее, что-то слышал и видел, естественно. Знал, что в алтаре совершаются Таинства, что туда нельзя входить женщинам, да и мужчины могут войти только по благословению священника, представлял, как там примерно все устроено.
Чем же все-таки занимается в храме пономарь? Да, собственно, очень многим. Говоря современным языком, обеспечивает техническую поддержку богослужения. Он приходит раньше начала службы, уходит позже ее окончания. Нужно подготовить облачения для священников и диаконов, проследить за чистотой в алтаре. Зажечь лампадки в храме, принести просфоры, приготовить остальные предметы для богослужения. Плюс участие в самой службе — выносить свечи, протирать иконы, держать елейницу во время елеопомазания. И многое другое, что скрыто от глаз прихожан. Традиции и устав богослужений утверждены Вселенскими Соборами и временем. Поэтому делать все надо правильно и точно. У пономаря нет права на ошибки, так как они нарушают ритм богослужения. Именно поэтому алтарник должен быть очень внимателен и расторопен. Ведь на него смотрят сотни глаз. И конечно, Сам Господь Иисус Христос. Священник должен служить Богу, а чтобы служба прошла гладко и чинно, помогать должен пономарь. Я пока пономарь так себе. Службу знаю плохо, невнимателен, постоянно что-нибудь забываю. Но недостаток информации рано или поздно будет восполнен. Службой своей откровенно горжусь. Горжусь и оказанным мне доверием моего духовного отца. Может, он разглядел во мне зачатки чего-то хорошего, о чем я пока и не подозреваю. Спасибо ему за это.
Александр Яхонтов |