Кризис и технологии.
Часть 2. Безопасность вместо частной жизни

Источник: РПМонитор

Часть 1

ЧАСТНАЯ ХРОНИКА НА ВСЕОБЩЕЕ ОБОЗРЕНИЕ

Подобно тому, как Макдональдс в связи с кризисом ожидает только притока посетителей, владельцы социальных сетей отмечают только увеличения числа участников и рост времени, которое они там проводят. По данным Nielsen Online, с 2003 года число пользователей социальных сетей возросло на 87%, при этом на 883% увеличилось время, которое они проводят на таких интернет-ресурсах. Данный показатель только в 2008 году прибавил 73%. Среди жителей Великобритании также наблюдается огромный интерес к социальным сетям. По словам Алекса Бурмейстера (Alex Burmaster), руководителя службы по связям с общественностью по Европе, Ближнему Востоку и Азии компании Nielsen Online, основное внимание пользователей отдано горстке веб-сайтов, двум из которых – Facebook и MSN/Windows Live – британцы уделяют почти пятую часть времени, проведенного в Интернете (или 11 из 48 миллиардов минут онлайна). Еще одно интересное явление – с 2003 года на 2000% (то есть в 30 раз!) возросло время, которое тратится на посещение видеохостингов. Только за 2008 год количество посетителей видео-сайтов увеличилось на 10%, а число просмотров – на 41%. Средний пользователь стал проводить больше времени на таких сайтах (на 71%), а также на 27% увеличился объем просматриваемого видео.

Какой контент содержат все эти ресурсы? Большая часть – это, по сути, оцифрованная хроника жизни миллионов людей. Они пишут о своей повседневной жизни и работе, публикуют семейные фото и видеоролики снятые любительской камерой на отдыхе. При этом они как делают достоянием общественности случайные эпизоды, свидетелями которых они стали с фотоаппаратом или мобильным телефоном с камерой, так и сознательно формируют свои цифровые образы. Так ли это безопасно, как может показаться на первый взгляд? С одной стороны, если вы не делаете ничего противозаконного, с какой стати бояться чужих, пусть и виртуальных, взглядов? Однако здесь возникают ситуации, которых раньше быть не могло.


НОВАЯ ФОРМА СЛЕЖКИ

Частная жизнь человека всегда была достаточно четко отграничена от работы и общественной деятельности. Да и сейчас папарацци приходится порой приложить немало усилий, чтобы сделать фото непубличных политиков или бизнесменов и их семей в домашней обстановке – потому что те стараются защитить свое частное пространство. Рядовые же граждане, напротив, максимально границы этого пространства открывают, причем всем желающим. Недавно в Швейцарии случилось происшествие, иллюстрирующее, к чему это может привести. Сотрудница страховой компании, сославшись на плохое самочувствие и то, что не может работать за компьютером, взяла больничный. А когда вернулась на работу, то с удивлением услышала, что уволена и у нее есть 5 минут, чтобы собрать вещи и покинуть офис, – руководство видело, что в день «болезни» она была он-лайн в сети Facebook. Женщина уверяла, что просто зашла в сеть с мобильного телефона, однако это не помогло. Выяснилось, что среди ее виртуальных друзей был кто-то, в реальности работающий в той же компании и отслеживающий ее виртуальную жизнь. Руководство компании уверяет, что вовсе ни за кем не следит в Интернете, а просто один из работающих в фирме случайно наткнулся на страничку женщины и узнал о ее интернет-активности в тот день. И что тот сотрудник, который чувствует в себе достаточно сил, чтобы пользоваться Facebook, должен быть достаточно здоровым, чтобы работать.


ПОД ПРИЦЕЛОМ ЦИФРОВЫХ КАМЕР

Интересно, что одним из признаков тоталитарности советской системы традиционно называют вмешательство «партийных ячеек» не только в трудовую, но и личную и семейную жизнь граждан, если об их частной жизни становилось известно что-то подозрительное. Сейчас специалисты по управлению персоналом совершенно не скрывают, что, например, при найме на работу (а логично предположить, что и после приема) нового сотрудника, они регулярно читают его блоги и личные страницы в социальных сетях. Еще в 2007 году в США незадолго до выпуска из пенсильванского университета учительницу лишили диплома за фотографию, опубликованную в ее блоге с подписью «пьяный пират», где она была в карнавальном костюме и с пластиковым стаканом в руках. Причем фото было двухлетней давности! Никаким парткомам и спецслужбам раньше и не снилось подобное счастье – население, кропотливо ведущее подробное досье на самих себя, с фотографиями и видеозаписями, с подробным указанием друзей, родственников и просто знакомых.

Впрочем, иногда тревожные мысли у «оцифровываемых» возникают. Так, весной столкнулась с протестами англичан компания Google, новый сервис которой Google Street View предполагает, что в Интернете на картах компании должны появиться не только отдельные фото достопримечательностей или спутниковые виды местности, а панорамные фото городских улиц. Когда автомобиль с камерой для таких съемок появился в городке Broughton, его жители потребовали прекратить съемку и покинуть территорию городка. Местный житель Пол Джейкобс сказал, что воровства и так хватает, а размещение детальных фото домов в Интернете – это приглашение для преступников. Представители Google пообещали «затереть» все лица и номера машин, попавших на фото. Закон пока не может защитить недовольных – формально фотографировать человека на улице не запрещено, прохожие часто оказываются на фотографиях достопримечательностей, случайно попадают в кадры ТВ-новостей. Однако организация Privacy International полагает, что слишком спокойная реакция властей и юристов на такие факты помогает превратить Британию в «общество тотальной слежки». Эту тему уже поднимали еще в 2006 году британские эксперты по защите информации, указавшие в своем отчете, что на каждых 14 жителей Британии приходится одна видеокамера, а к 2016 году нельзя будет находиться ни в одном общественном месте, будь то школа или торговый центр, и при этом не быть под видеонаблюдением. «Как далеко подобная тотальная слежка способна изменить демократическую природу нашего общества?» – задавали они вопрос общественности в интервью BBC.


«ПРОЗРАЧНАЯ» ЖИЗНЬ

Подобные вещи формально объясняются необходимостью борьбы с преступниками и террористами. Но будучи морально принятой обществом, схема всеобщей публичности идет дальше. Так, в прошлом году появились сообщения о разработке корпорацией Microsoft системы, которая дает менеджерам возможность отслеживать работоспособность сотрудников, основываясь на информации об их физическом состоянии. Система использует беспроводные датчики, которые измеряют их пульс, температуру тела и давление, а также фиксируют изменения в мимике и в движениях. Сейчас такие системы уже применяются – но только в отношении пилотов, пожарных и астронавтов NASA. Королевский адвокат и эксперт по законодательству о защите информации в Matrix Chambers Хью Томлинсон сказал тогда в интервью журналистам: «Эта система предполагает вторжение во все возможные стороны жизни работников. Это порождает очень серьезные проблемы в сфере конфиденциальности». А Питер Скайт, представитель профсоюза Unite, сказал: «Данная система поднимает идею слежения за человеком на рабочем месте на новый уровень». В офисе правозащитной организации Information Commissioner выразили мнение, что «такой уровень вторжения в частную жизнь оправдан лишь в исключительных случаях».

Объединяет все эти примеры одно – медленно, но верно, обществу в целях эффективности и безопасности навязывается схема отказа от конфиденциальности. Ведь честному человеку нечего скрывать от других. И никакие стеклянные стены из антиутопий не понадобились – конфиденциальность оказалась под угрозой именно в наше относительно демократическое время, когда, казалось бы, права индивида объявлены высшей ценностью. Причем отказываются от нее абсолютно добровольно – как с помощью собственных действий по созданию личного «цифрового досье», так и соглашаясь с любыми предложениями об усилении инструментов контроля со стороны властей и работодателей. Отказ конкретного человека от личного, неподконтрольного кому-то пространства, в пользу некого всеобщего блага поразительно напоминает отказ страны от протекционизма в пользу свободной торговли, отказ от суверенитета в пользу единых мировых регуляторов. Есть те, кто лучше знает, что нам всем нужно, и им нужно доверять.


НА ПУТИ К ТОТАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ

Какое все это имеет отношение к нынешнему кризису? Права государства на сбор и получение информации о гражданах были в последние годы серьезно морально подкреплены ростом терроризма и преступности. Кризис может стать причиной для тех же самых явлений, но уже в более широком масштабе. Конечно, звучит слишком конспирологически – но вот The Times уверяет читателей, что недавнее собрание небезызвестного Бильдербергского клуба было посвящено этой теме – или страны будут выходить из кризиса трудно и долгие годы, или для быстрого выхода из кризиса миру придется согласиться на определенные рецепты «сверху», гарантирующие экономическую стабильность.

На бытовом уровне, как можно видеть, в опасной ситуации большинство людей между свободой и безопасностью выбирает последнюю. Нынешний кризис еще более ужесточит эту порочную дилемму. Хотя преступность становится меньше вовсе не только тогда, когда каждый сантиметр вокруг под видеонаблюдением, а сотрудники работают честно не только тогда, когда их ЖЖ почитывает начальник. Угроза и контроль – хороший аргумент, но он не сильнее добровольного выбора. Поэтому хотелось бы надеяться, что выход из системного кризиса, в котором оказались сейчас и страны, и бизнес-сообщества, и конкретные индивиды – будет делаться со ставкой на разум, а не на привычное технологическое совершенствование ставки на рефлексы.

Маринэ Восканян

Источник: РПМонитор

9 июля 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×