Нина Марковская, доктор медицинских наук, депутат Верховной рады Украины II – III созывов |
Церкви доверяют 64,4% наших соотечественников. По результатам проводившегося в рамках Программы международного социологического исследования опроса, - Украина заняла пятое место в Европе по уровню религиозности населения, после православного Кипра и католических Польши, Словакии и Португалии. Установлено, что 74% граждан считают себя верующими, 15% отказались ответить на этот вопрос, а 11% заявили, что они являются атеистами. При этом 83% верующих исповедуют православие, 7% являются католиками византийского и латинского обрядов, а 1% представителями различных протестантских деноминаций.
Казалось бы, страна с таким религиозным населением должна отличаться высокими нравственными стандартами и социальной гармонией. Однако, мы знаем, что это далеко не так. Дело в том, что высокая религиозность народа не отражается на умонастроениях национальных элит. Согласно данным исследованиям Центра Socis Gellap, верующими в Украине считают себя 41,84% представителей творческой интеллигенции, 40,68% работников промышленности, 35,37% граждан занятых в сельском хозяйстве, 31,20% предпринимателей и лишь 13,33% управленцев.
Религиозность власть имущих в нашей стране это такой цвет папоротника, раскрывающийся лишь при свете софитов телекамер. Христианские общины Украины оказались неспособными начать диалог с обществом, которое в 90 – х годах было беспрецедентно открыто для диалога с Церковью, как солидарная общественная сила. Огромный ущерб авторитету Церкви принесла война за храмы между православными и греко-католическими общинами в Галичине, а затем внутриправославный раскол. В итоге, права религиозных организаций в Украине по сей день остаются не защищенными. Отсутствие у Церкви, как целостной институции, права юридического лица и наличие у Госкомрелигий функций посредничества и надзора в вопросах государственно – церковных отношений, является ярким свидетельством преемственности современного украинского законодательства по отношению к юридической практики атеистической эпохи. На сегодняшний день в Украине отсутствует также механизм делегирования религиозным общинам права на участие в социальной деятельности. Не принят закон о реституции церковной собственности. Нет закона, предоставляющего религиозным организациям право заниматься производственной и хозяйственной деятельностью. Не решена проблема доступности для Церкви государственных СМИ.
Таким образом, обладая значительным превосходством над большинством европейских стран по количеству верующих, религиозные общины Украины, в плане законодательного обеспечения значительно уступают таким странам как: Германия. Польша, Румыния. Грузия, Молдова и другие, в которых заключен Конституционный Договор между церковью и государством.
Естественно, заключению такого договора в Украине должен предшествовать динамичный и конструктивный церковно – общественный диалог.
Большие надежды на оживление этого диалога верующие связывали с визитом в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Народ ждал этого диалога и, как оказалось впоследствии, интерес к нему превзошел самые смелые ожидания. Прямой эфир со Святейшим Патриархом Кириллом на телеканале «Интер» смотрело треть телезрителей Украины, а среди Интернет – пользователей тема патриаршего визита оставалась самой обсуждаемой в течении нескольких дней. Многомиллионная украинская аудитория была покорена яркой личностью, искренностью и интеллектом новоизбранного Предстоятеля Русской Православной Церкви.
К сожалению, лидеры некоторых религиозных конфессий не нашли добрых слов, для того чтобы радоваться успеху евангельской проповеди собрата. Еще до патриаршего визита, глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар попытался подвергнуть сомнению пастырский характер миссии Святейшего Патриарха Кирилла в Украине. «Если кто то пожелает пойти послушать его, у меня нет никаких возражений для наших верующих. Но если церковь, не дай Бог, станет средством удержания Украины как части Российского государства, то это очень опасная игра», - заявил кардинал.
В еще более безапелляционной форме повторил это абсурдное обвинение глава УПЦ КП Филарет: «Он едет пропагандировать политический проект интеграции Украины в Россию, возвращения к единству под властью Кремля, чтобы лишить Украину ее независимости».
Президент В. Ющенко, устроивший помпезную встречу Константинопольскому Патриарху Варфоломею, на этот раз демонстрировал подчеркнутую отстраненность от церковных вопросов. Впрочем, отсутствие Президента Украины в аэропорту и во время литургии в Киево-Печерской Лавре вряд ли могло сильно расстроить Предстоятеля РПЦ, получившего недавно предложение о сотрудничестве от президента США Барака Обамы. Недружественное высказывание кардинала Гузара, также, было оперативно нейтрализовано Ватиканом, направившим приветствовать Патриарха Московского на земле Украины, Апостольского нунция, архиепископа Ивана Юрковича. Украинскому обществу в очередной раз представился повод поразмыслить о том, в самом ли деле наш Президент больший демократ, чем Президент США, а кардинал Гузар более католик, чем Папа Римский.
Определенная часть украинских СМИ пыталась сделать Патриарха Кирилла заложником конфликта между украинскими властями и российским правительством. Однако, каждый имеющий уши услышал позицию Патриарха по этому вопросу: «Русская Православная Церковь это не Церковь Российской Федерации. У нас сейчас больше нероссийского епископата, чем российского. Когда мы говорим о патриотизме мы не имеем в виду патриотизм российских граждан, хотя и его тоже. Мы имеем в виду патриотизм любого члена нашей Церкви по отношению к тому государству и к тому этносу с которым он себя отождествляет». Еще более четко и определенно Патриарх высказался по вопросу церковно – государственных отношений: «Церковь имеет автономию по отношению к государству. Она не участвует в политической борьбе, у нее нет политических амбиций, она не претендует на то чтобы быть политическим лидером. Но этим самим Церковь одновременно заявляет о своем праве быть свободной от любых политических влияний. Политическая принадлежность не должна быть преградой для духовной жизни человека, для причащения Святых Христовых Таин. Вот в этом мы видим проблему современной Украины, потому что церковное разделение идет точно по границам политического разделения, усугубляя раскол народа».
Патриарх Кирилл всегда проводил политику независимую от государственной власти. Благодаря ему РПЦ, в начале 90 – х годов в полный голос заявила о том, что не выплачивать зарплату это грех. Накануне визита в Украину он добился для Церкви права участвовать в согласовании законопроектов выносимых на утверждение Государственной Думой Российской Федерации, что усилило независимость Церкви от государственной власти. Наконец, он решительно отверг предложение распространить юрисдикцию Русской Православной Церкви на территорию Южной Осетии и Абхазии, заявив о том что, политическая независимость этих территорий от грузинского государства не может быть поводом для пересмотра границ канонической территории Грузинской Православной Церкви, а проблемы пастырского окормления проживающего там населения не могут обсуждаться без участия представителей Грузинского Патриархата.
Как один из важнейших центров христианского мира, Киев не был обделен вниманием религиозных лидеров. Украинским верующим было с чем сравнивать пастырский визит Святейшего Патриарха Кирилла. Разница оказалась весьма ощутимой. Все помнят, как Константинопольский Патриарх Варфоломей постоянно подчеркивал в своих выступлениях то, что более трехсот лет назад Украинская Православная Церковь была митрополией Константинопольского Патриархата, вынужденного впоследствии отказаться от юрисдикции над ней, в силу «известных неблагоприятных обстоятельств». Папа Иоанн Павел II, сойдя с трапа самолета, начал каяться в преступлениях папства перед православным народом Украины: «Отношения между Киевской и Римской Церковью на протяжении истории знали светлые периоды, были также и грустные периоды, в которые образ Христовой любви был омрачен. Простершись ниц перед Господом, общим для всех, признаем наши провинности, испрашивая прощения за ошибки допущенные в далеком и близком прошлом».
В тоже время, Патриархов Алексия II и Кирилла народ встречал ликующими возгласами и пасхальными песнопениями.
Прибыв в Украину, Патриарх Кирилл проявил безупречный такт и чуткость к национальным чувствам украинского народа и представителей власти. Он подчеркнуто избегал таких оборотов речи как «раскольники», «на Украине», предпочитая говорить о «церковных разделениях», «в Украине». Он признал, что доля вины за эти разделения лежит также и на священноначалии РПЦ: «Я глубоко убежден, что, в каком то смысле, раскол это реакция, в том числе и на неправильную политику церковной Москвы». Патриарх Кирилл поблагодарил Президента В. Ющенко за то, что в Украине День памяти Святого Владимира признан государственным праздником. Вместе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром и Президентом он посадил куст калины, символизирующий Украину, а также совершил молитву на могилах воинов, павших за освобождение Киева, у Обелиска Славы и помянул жертвы массового голода 1932 – 33 годов, возложив к их памятнику зажженную лампаду. При этом Святейшему Патриарху все-таки не удалось избежать демаршей со стороны националистов, серьезная комсомольская закалка которых не позволяла им допустить мысль о возможности существования Церкви не обслуживающей чьи то политические интересы. Главным аргументом в пользу создания в Украине Поместной Церкви выдвигалась все та же избитая басня о том, что РПЦ выживает только благодаря деньгам поступающим в Москву из богатых украинских приходов, на которые якобы содержится огромный управленческий аппарат Патриархии и нерентабельные приходы Сибири и Дальнего Востока, озвученная «доктором богословия» духовной академии Киевского патриархата Дмитром Степовиком. По ходу следования патриаршего кортежа выстраивались группы членов политических организаций скандировавших речевки вроде: «Чемодан. Вокзал. Россия» и «Кирилла на Курилы», среди которых совершенно терялись единичные возгласы: «Украине поместную церковь». Апофеозом этой вакханалии стало заявление лидера Всеукраинского объединения «Свобода» Олега Тягныбока о том, что Предстоятель РПЦ якобы прибыл в Украину с оккупационными намерениями и его требование депортировать Святейшего Патриарха из страны и возбудить против него уголовное дело: «за разжигание межнациональной вражды и ненависти к Украине».
Причину тоски и ярости всех этих горе–политиков угадать несложно, ведь не группы людей преклонного возраста приветствовали Предстоятеля Русской Православной Церкви. Десятки тысяч наших соотечественников от мала до велика вышли встречать Святейшего Патриарха в городах и весях, которые он посещал. Причем, на западе Украины людей было еще больше, чем на востоке страны. А значит, двадцать лет эти деятели зря старались, проедая заморские гранты, посеять в сердцах нашего православного народа плевелы раскола и шовинизма.
Надо сказать, украинская общественность с изрядной долей сарказма воспринимала все эти псевдо - патриотические стенания. Половина католических священников и около 800 протестантских пасторов, являясь иностранными гражданами, годами ведут миссионерскую деятельность в Украине. Они арендуют престижные залы, строят свои культовые сооружения, часами наставляют наш народ по радио и телевидению, и никаких протестов по этому поводу никто не устраивал. С другой стороны возникает вопрос: а где были все эти защитники государственного суверенитета, когда Ватикан создал автономные Апостольские администратуры для католиков латинского (1993 г.) и византийского (2002 г.) обрядов в Закарпатье, фактически обозначив этим, что он не признает этот регион территорией Украинского государства. Почему они молчали, когда Римский папа назначал епископов - иностранцев управляющими украинскими епархиями? Почему не протестовали когда, в октябре 2007 года, Синод Румынской Православной Церкви, поддерживая территориальные претензии румынских политиков к Украине, объявил о создании своих епархий в Одесской и Черновицкой областях. Тогда, кстати, именно благодаря оперативной жесткой реакции Московской Патриархата это решение Румынской церкви не было осуществлено. Почему никто из них не требует депортации скандального нигерийского пастора Сандея Аделаджи, причастного к мошеннической деятельности финансовой группы Kings Capital, обворовавшей наших соотечественников на 100 миллионов долларов и расставляющего в Украине своих мэров и депутатов. Почему никто не видит этой оккупации?!
Потому, что не религиозные чувства, не патриотизм и не стремление защитить государственные интересы, побудили протестующих против визита Патриарха Кирилла препятствовать верующим проходить к месту богослужения и заглушать при помощи мегафонов чтение Евангелия. Близость выборов и необходимость раскрутить пожухшие бренды своих политических организаций, заставили их взять на себя этот грех.
Святейший Патриарх Кирилл очень достойно реагировал на провокации. Он умеет черпать вдохновение, воодушевляющее верующих, из самой трагичности переживаемых обстоятельств. Обращаясь к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с благодарностью за мужество и терпение в подвиге хранения верности Христовой истине и Его Церкви, Святейший сказал: «В самое трудное время Господь именно на Вас возложил крест служения Митрополита Киевского, ответственного за единство своего народа. Терпением, смирением и глубокой верой Вы достигли того, чего не могут достигнуть люди старающиеся усилить свой голос исполненный злобы, при помощи электронных средств. Тихий голос правды сильнее голоса злобы.»
Во время посещения Воскресенского кафедрального собора города Ровно, верхняя часть которого насильственно захвачена Киевским Патриархатом, Патриарх спустился в подвал, где вынуждена молиться община УПЦ МП, после чего обратился к верующим со словами: «Я спустился сейчас в катакомбы и вспомнил первых христиан. Их жизнь и служение тоже начинались с катакомб. Но мы знаем, что, выйдя из катакомб, Церковь Христова всему миру проповедовала истину.
Являясь внуком и сыном исповедников веры будущий Патриарх Кирилл лично испытал на себе гнет системы государственного атеизма. В юности, на формирование его мировоззрения оказали влияние замечательные образы священников противостоявших натиску секулярной идеологии из произведений писателей Джованни Гуарески и Гилберта Честертона, которые любил читать его наставник, Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. В дальнейшем, многолетнее участие в деятельности Всемирного совета церквей, экуменическом движении, и богословских собеседованиях с представителями других вероисповедований, позволили ему приобрести уникальный опыт осмысления зарубежной богословской мысли и усовершенствоваться в ораторском искусстве.
Однако, являясь пастырем по призванию, владыка Кирилл, в связи с занимаемой им должностью, должен был посвящать все свое время делу церковной дипломатии. Только после своего избрания на Патриарший Престол, он смог, наконец, полностью посвятить себя совершению богослужений и церковной проповеди.
Во время своего визита в Украину Святейший Патриарх впервые обрел столь многочисленную и заинтересованную аудиторию. Его проповеди проникнуты гордостью за свою паству, отеческой любовью и пониманием народных чаяний и забот: «Подавляющее большинство наших людей - это порядочные добросовестные труженики… Они содержат свои семьи, воспитывают детей, думают о своей земле, о Родине, они отзывчивы к чужой беде, готовы к помощи и состраданию. Это наша опора.»
Внимание Святейшего привлекает «красивый сельскохозяйственный пейзаж» и «ухоженные поля», он проникновенно говорит о труде шахтеров, которые: «добывают уголь, дают нам тепло, свет, энергию. Очень часто в этой энергии частица человеческой трагедии» и военнослужащих, которые, «выполняя долг и присягу, защищают свое Отечество, подвергаются огромной опасности, теряют свое здоровье и жизнь».
Миллионам наших соотечественников запали в душу отеческие слова Святейшего Патриарха произнесенные в Севастополе: «Сегодня в лице присутствующих здесь представителей флотов я хотел бы приветствовать всех, кто служит в российском флоте и в украинском флоте. В результате исторических событий, о которых все мы знаем и помним, получилось так, что здесь два флота, а не один флот. Но в этих двух флотах служат братья - братья по вере, наследники святого равноапостольного князя Владимира. И сегодня моя горячая молитва - о том, чтобы никогда и ни при каких условиях братья не смотрели друг на друга через прицел, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах рука одних не поднялась против других, потому что ничто так не разделяет братьев, как пролитая кровь. Вот почему мы должны отдавать все силы для того, чтобы сохранять мир здесь, в Севастополе, и вообще на всех пространствах исторической Руси; чтобы брат никогда не воевал с братом; чтобы мы поняли и осознали призвание быть вместе, помогая друг другу даже в самых трудных экономических и политических обстоятельствах; чтобы у нас хватило мужества и силы духа не терять любви друг ко другу, поддерживать друг друга и помогать друг другу.
Я как Патриарх всея Руси благословляю вас - и русских, и украинцев, братьев по вере - на это мирное и доброе соработничество, во имя блага людей, во имя наших народов, во имя сохранения духовного пространства Киевской Руси.»
Патриарх это символ Церкви. Он как колокол, как крест на церковном куполе – его предназначение напоминать людям о Боге, пробуждать в них божественное начало.
В какой-то мере успеху проповеди Святейшего Патриарха Кирилла благоприятствовала современная социально-экономическая ситуация. Экономический кризис способствовал крушению, еще вчера казавшихся не зыблемыми, постулатов «символа веры» поклонников Золотого Тельца.
И Святейший не обошел вниманием этот, очень важный для общества, вопрос. Объясняя сущность явлений породивших экономический кризис, Патриарх раскрыл их обусловленность моральной несостоятельностью современного либерального общества, пытающегося опереться на виртуальные ценности.
«Кризис, в переводе с греческого, означает «суд». Он ставит человека в состояние внутреннего выбора, в том числе мировоззренческого».
«Виртуальная экономика стала значительной частью экономики реальной. Люди зарабатывали сумасшедшие деньги только потому, что они умело торговали фантиками». Достаточно было вовремя «сбросить» одни акции и купить другие, чтобы получить миллионы, десятки миллионов.
Деньги должны быть подкреплены реальными ценностями. Если реальной ценностью деньги не подкреплены, то такая экономка нежизнеспособна. Это экономика безнравственная. И не только потому, что люди воруют друг у друга… они воруют у всего народа. Ведь так и получилось. Эти провалившиеся кампании нужно было поддерживать за счет денег налогоплательщиков и не только в России и в Украине – во всем мире…
И церковный комментарий здесь однозначный: как невозможно построить счастья без нравственного начала, так невозможно построить и эффективную экономику без нравственного измерения.»
Декларируя свою приверженность общечеловеческим ценностям, являющимися, по своей сущности, ценностями христианскими, либеральное общество в настоящее время осуществляет процесс ревизии и девальвации этих ценностей. Знаковым проявлением этого явилась безуспешность попыток Христианского Сообщества добиться внесения упоминания о религиозных ценностях и христианских корнях европейской цивилизации в проект Конституционного Договора Европейского Союза. Не менее красноречивым проявлением господства антихристианской идеологии в современной Европе является атака на такие основополагающие принципы, которые Церковь всегда отстаивала, как суверенитет человеческой личности, а так же право человека на жизнь и общественную защиту семьи. Речь идет, прежде всего о проблемах эвтаназии, абортов, экспериментах по клонированию человека, возможности использования современных электронных технологий для установления контроля за человеческой личностью и попытках трансформировать представление о семье как союзе мужчины и женщины, путем легализации однополых «браков».
На сегодняшний день мы являемся свидетелями того, как, теряя духовные ориентиры, человечество стало подверженным не только нравственной, но уже и биологической деградации.
Патриарх Кирилл очень убедительно аргументировал озабоченность этими процессами: «Бог вложил в природу человека религиозное чувство и нравственное чувство. Как бы не оспаривали этот тезис ученые-материалисты, нет ни одного другого убедительного источника существования нравственности, кроме божественного. Нам говорят: «Нравственность и совесть – это продукт общественного развития», так говорили марксисты так сейчас говорят секулярные либеральные философы. Но перед всеми этими учеными стоит один проклятый вопрос: почему «не убий» одинаково сильно звучит для человека, живущего в Папуа-Новой Гвинее, в Украине, в Китае, в США Ведь так отличаются друг от друга эти страны! Где же здесь результат общественного развития?... Религия помогает сохранить нравственное чувство, а значит сохранить и способность человеческой цивилизации к выживанию. Нравственность это синоним выживания. Мы должны понять – без нравственности человеческое общество существовать не может.»
Кульминацией пребывания Святейшего Патриарха в Украине стало посещение им Свято-Успенской Почаевской Лавры. Около восьми веков несут люди сюда, к прославленной чудесами иконе Пресвятой Богородицы, называемой в народе «Царицей Украины», свои скорби и радости. Именно сюда прибыл как паломник Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, чтобы с высоты этого всенародного святилища, в окружении десятков тысяч верующих своей Церкви, обратится к христианам Европы: «С этой святой горы я хотел бы обратиться к нашим братьям-христианам в Европе и сказать: мы прошли через страшный опыт построения общества без Бога, не повторяйте этот наш страшный урок. Мы через кровь и страдания свои пришли к пониманию того, как важно жить с Богом. И когда сегодня в Европе люди отказываются от своих христианских корней, предают забвению христианские ценности, выталкивают религиозную жизнь в сферу частной жизни, то делают величайшую ошибку: не построить счастливого общества с опорой только на деньги, на технологии, на науку, на способность к администрированию. И нынешний кризис, который поразил в первую очередь самые богатые страны, яснее ясного говорит нам об этом. Не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль, когда разрушаются нравственные основы жизни. Если же мир пойдет по тому пути, который сегодня нам Господь указывает…у нас будет надежда на то, что остановлена будет апостасия, остановлено будет пришествие зла…и тогда отпадут все проблемы военных блоков, противостояний, соревновательности, потому что люди, сопрягающие божественное и человеческое… способны к правильному устроению своих межличностных и международных отношений… Я покидаю благословенную сию землю, оставляя здесь часть своего сердца. И всегда Украина и украинский народ будут в моем сердце, ибо я осознаю себя преемником Киевских и всея Руси митрополитов, которые так же хранили в трудных обстоятельствах единство Церкви и веру своего народа».
«Сверхзадача патриаршего визита осталась неразгаданной экспертным сообществом», - этой таинственной фразой журналисты нередко завершали свои репортажи. Смею надеяться, что мне известна разгадка этой тайны. Она лежит на поверхности. Сам Патриарх Кирилл раскрыл ее еще до поездки в Украину: «У меня одна цель – помолиться с украинским народом. Кому-то это может показаться странным заявлением, кому-то лицемерным, кому-то вообще далеким от правды. Но это так». И еще одну свою «тайну» Святейший открыл во время прямого эфира на телеканале «Интер» - у него есть мечта. Эта мечта красной нитью пронизывала тексты всех его проповедей и выступлений в Украине. Вероятно, она вдохновляла его и во время беседы с Бараком Обамой. Ведь слова «у меня есть мечта» были рефреном гениальной речи национального героя США, пастора Мартина Лютера Кинга, мечтавшего построить в своей стране общество равноправных, свободных и счастливых людей. Безусловно, это сблизило первого американского Президента-афроамериканца со Святейшим Патриархом Московским.
«Знаете, что для меня самое важное? Самое важное, чтобы люди научились мотивировать свои поступки в личной и общественной жизни христианскими побуждениями. Если это произойдет, у нас будет другое общество и другой мир. Из нашего общества уйдет коррупция, уйдут разврат, нечистота, обман, стяжательство – все, что надрывает человеческую душу. В каком то смысле это моя мечта, но многие реальные проекты начинаются с мечты», сказал Патриарх.