Когда я впервые его увидела, меня поразили его по-детски искрящиеся глаза. Девяностолетний дед, одетый в власяницу, обутый в лапти, обычно стоит у какой-нибудь церкви, но как-то в стороне и молчаливо держит в руках свою копилку. Радуется спешащим людям и целует руки всем, кто с ним заговорит.
Многие спрашивают его, почему он так живет. Старик обычно отвечает, что совершил большой грех. Рожденный 95 лет тому назад старый человек стал странником и обходит храмы со своей копилкой. Дедушка Добри владеет ключом к сердцам людей – само его появление смягчает их сердца и они опускают монетки в руки старика. Для многих он – “святой из Байлово“. Но его близкие так не думают.
Около десяти лет тому назад старик завещал все свое имущество Церкви и его собственные дети этого не поняли… Их сердца не были тронуты его счастливым призванием служить Богу. Они выгнали его из родного дома. Старик отдал себя в руки Бога и добрых людей и начал собирать деньги для храма в Байлово и для ремонта строения в его дворе. Вскоре домик был восстановлен, садик ухожен и посажены грядки с цветами и овощами…
Сейчас он находит понимание только у своего внука Добри, названного так в его честь. Другие родственники его не понимают, но он не осуждает их. “Когда-нибудь они поймут, что так надо было“, – говорит он и начинает креститься.
Он выбрал для себя путь Божьего странника – благодетеля болгарских храмов и монастырей. Не помнит, когда именно одел свою власяницу, сколько километров прошел пешком. Раньше из Софии до Байлово и обратно ходил пешком, но сейчас ездит автобусом до Софии.
Как только вы видите деда Добри, вы как будто переноситесь в те времена, когда в болгарском селе кипела жизнь и души людей были проще и чише. Он остался жить в старом мире, не потому что зимой и летом одет в старую грубую одежду и лапти, а потому что глубоко убежден, что Бог рядом с нами в каждый момент и мы можем отдаться в Его руки так, как это сделал сам дедушка Добри с детской верой Божьего странника.
“Изменился ли мир, дедушка Добри?”, – спрашиваю я у него. А он: “Мало людей ищут Бога”. Но “не отчаивайтесь, поскольку отчаяние – это плохо”, сразу же улавливает ход моих мыслей он.
Что же сделал старик с тех пор, как обходит софийские храмы с копилкой в руках? Помог отреставрировать церковь Елешнишского монастыря, дал деньги для байловской церкви Свв. Кирилла и Мефодия, которая была уже почти разрушена. В перечне его добрых дел и церкви в Горно Камарци, Калофере, Поибрене. Этот перечень может быть продолжен…
95-летний байловец не берет себе ни копейки из собранных денег и питается тем, что дают ему люди – яблоками, хлебом, иногда печеньем. Хотя он обычно и смягчает сердца прохожих, однако подвергался нападениям наркоманов. Его спасли несколько молодых людей, которые прогнали нападавших. Дедушка потом озаботился здоровьем своих обидчиков и простил их.
Он не считает свой подвиг подвигом, а лишь необходимостью. Это – его покаяние. Иногда говорит, что совершил тяжкий грех, иногда, что не ладил с женой. Но знает, что ему надо идти по пути служения Богу и людям. Он выбрал этот жизненный путь как что-то самопонятное – от всего сердца. Глаза его искрятся добротой человека, обретшего милость от Бога. Он даже не знает, что он странник, как те, о которых мы читаем в книгах.
Странничество – род духовного подвига. Вместе с монашеством и юродством это один из путей к спасению. Наше общество не слишком хорошо представляет, что такое монашество, еще менее – что такое юродство, но благодаря дедушке Добри оно теперь может узнать, каков именно этот подвиг – странничество. Это люди, выбравшие, подобно дедушке Добри, идти по “дороге к храму“ – от одной святыни к другой. И это умиротворяет их души и души тех, кого они встречают на своем жизненном пути. Странники не имеют ничего своего, кроме одной одежды, нескольких духовных книг, молитвенника и священнического благословения.
Такие люди, как дедушка Добрин (таково его полное имя), живут Божьей милостью в совершенно буквальном смысле и каждый день довольствуются самыми малыми благодеяниями. Монашество в миру и счастливое скитальчество – вот выбранная ими дорога.
Многие из тех, которые встречали старика, видели, что он искренне радуется щедрости, а не деньгам. Праведники общаются с душами. Если вы поцелуете ему руку, он поцелует вам обе.
Такие, как он воспринимают мир в его первозданной красоте и восторгаются малыми чудесами с благодарностью к Богу и людям, посланным Им. Поэтому он всегда обрадуется вам и заразит вас радостью хотя бы на несколько часов. Ах, как хотелось бы удержать эту радость подольше!
Тайной остаются духовные дары дедушки Добри. Он спас от голода один монастырь в зимнее время. Как только сестры поняли, что им нечем платить за электричество, в дверях появился старик и, не сказав ничего, оставил им деньги.
Старый человек смог помочь при восстановлении многих храмов и никогда не подумал, что мог бы жить иначе. “Бог помогает, очень помогает!“ Не зная искушений и удобств цивилизации, он сам себе готовит и ест из деревянной плошки, которую сам смастерил.
Легко общаться с Божьим человеком! Коммуникация – без слов, а все таинство встречи собрано в глазах – этих колодцах души. Что же происходит в тот день, когда мы поговорили с Божьим странником? – День перестает быть обычным, свинцово-серым. В конце дневных забот вспоминаются слова деда Добри: “Молитесь Богородице, она вам поможет!“ И горечь мелких провалов вдруг отступает, как только мы его послушаем. Нас коснулась красота – идем по грязному тротуару, едем на тех же трамваях и троллейбусах, а жизнь имеет смысл, потому что вечность коснулась нас сегодня…
“Люди внезапно поняли, что они совсем одиноки“. Современный мир лишил нас сакральности, мы сами лишили себя причастности к святыне. Есть у нас старик, пришедший с неотмирной простотой в большой шумный город, одетый в лохмотья и кающийся. Он – наше прибежище и напоминание о вечности. Увидев его, мы утешаемся, если он обещает, что будет молиться о нас – мы радуемся.
Дедушка Добри, давно искупивший свой грех, стоит на входе какой-нибудь церкви – счастливый Божий ребенок! Смотрим на него и нам кажется, что он всегда был там. Почему мне кажется, что всем нам всегда хотелось быть таким, как он? Быть может, нам не хватает его смелости, детской чистоты и веры размером с горчичное зерно?..
“Надо жить по правде. Это Божий путь. Молитесь Пресвятой Богородице“. “Бог дал хорошие законы и только Он может нас спасти“. Люди останавливаются возле дедушки Добри и пытаются расспрашивать его о разных вещах. Как редко люди останавливаются, чтобы услышать другого человека! А старик перечисляет свои простые правила, которые его спасли. Которые могут спасти нас…
Мир полон неосознанными странниками и юродивыми, не нашедшими приюта в маленьком пространстве сердца. “Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут… Взгляните на птиц небесных…“
Странничество и юродство освящены христианством, потому что истинные странники и юродивые не чувствуют себя одинокими и оставленными. Они живут в непосредственном Божьем присутствии и милости. И потому они непосредственны и доверчивы как дети.
Чудные глаза Божьего странника заставляют признать, что у нас осталось очень мало света. Жизнь – это тайна. Жизнь – чудо. В нашей огромной, непосильной человеческой вселенной все так же случаются и живут чудеса. Иногда в виде людей, стоящих в тени церковной колонны, с белыми как свет волосами. И со словами, освежающими утомленное сердце, – несколькими простыми и старыми словами. У них мы дышим воздухом, отличным от городского, иным – Божьим, – и продолжаем свой путь во мраке мира. Сможем ли вернуться к самим себе и зажить с “вечным возвращением“ Пасхи, праздников и литургий? Возвращение покажет нам, что даже в повторении простых истин христианства можно найти дорогу к раю и большие надежды. Можем поверить и понять, что святость – возможная, близкая, родная – пересекается с нашими дорогами.