Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Памяти архимандрита Матфея

Блаженны умирающие о Господе, ибо дела их идут вслед за ними. Не только непрерывные панихиды идут по всей России, сопровождают сейчас новопреставленного архимандрита Матфея. Все праздники, все Литургии, которые он пел – Пасха Господня.

Мы говорим, что Троице-Сергиева Лавра – столица нашей Церкви. Можно сказать, что хор, который создал отец Матфей, - голос Лавры, голос всей Церкви. Он слышен везде, его узнают, он неповторим, как всё, рожденное подлинным талантом, и тем более благоговейной молитвой. Он сам вдохновляет на молитву ищущих спасения, на истинную христианскую жизнь. Это проповедь и для внешних. В мире, который больше не поет, потому что нельзя же назвать пением то, что сегодня чаще всего они поют. В мире, погибающем от уныния, Церковь поет, как пела она от начала, от Христа, от апостолов, и как будет петь до конца. Церковь не может не петь, потому что всегда сердца христиан переполнены радостью хвалы Господу за дар Его жизни. От избытка сердца глаголют уста.

Целожизненный труд отца Матфея – это событие и явление. Иконопись называется богословием в красках. А здесь богословие в звуках, в пении. Отец Матфей был богословом, поэтому он исполнил заповедь: «Пойте Богу разумно».

Скажу несколько слов о своем личном общении с отцом Матфеем. Немногие, наверное, знают, что отец Матфей еще был преподавателем, профессором Московской духовной академии. И преподавал он не церковное пение, а Священное Писание Нового Завета, которое, у меня было впечатление, он знал на церковно-славянском языке наизусть. На церковно-славянском, на языке богослужебном.

Помню, года два назад на защите то ли дипломной работы, то ли кандидатской диссертации он давал отзыв на сочинение выпускника, посвященное богослужебным и певческим традициям Успенского кремлевского собора. Отец Матфей не зачитывал, как это обычно делается, свой отзыв, а говорил, во многом импровизируя на ходу. Какое удивительное знание, какую глубину и тонкость, какое благоговение перед святыней обнаруживал он в своих рассуждениях и замечаниях. Как будто речь шла не об очередном незначительном эпизоде в нашем рутинном учебном процессе, а он, все более увлекаясь, вдохновенно погружался в ту живую стихию, где слово Божие, богослужение и пение сливаются в одно. И он чувствует себя в ней, так и напрашивается сказать, как рыба в воде.

Невольно вспоминается еще, как принимали мы с ним экзамен по Новому Завету. Было три группы четвертого курса семинарии, более семидесяти человек. И к каждому отец Матфей обращался не по фамилии, а по имени: Саша, Сережа, Костя, Володя. Меня это поразило. Чтобы знать всех по имени, надо, по крайней мере, иметь достаточное общение с ними. А на занятиях с этими студентами он встречался лишь два раза в неделю. Отмечу, что это обращение по имени у отца Матфея было естественным, как естественно это бывает у отца к родным детям. Эта естественность, эта простота, эта открытость были, наверное, его определяющими чертами. В подтверждение известной истины, чем значительней человек, тем более прост, тем естественнее в общении.

Видно было, что отец Матфей любил молодежь и молодежь любила его. То ли он заражаясь от нее, то ли он, заражая ее духом не знающей старения веселости. Той веселости, которая знает, что есть Бог. А кто весел, тот да поет, как говорит апостол.

Благодарю Бога, что Он сподобил меня общения хотя бы самого малого с этим человеком. А его общение было необычайно огромным – от патриархов и архиереев до самых простых бабушек. Что касается молитвенного общения, то не будет преувеличением сказать, что это было общение со всей Церковью через его хор, через записи песнопений, которые распространялись повсюду. А теперь это общение будет всё более возрастать.

Да, с уходом таких людей уходит целая эпоха. Ушел Патриарх Алексий, ушел отец Иоанн (Крестьянкин), отец Пантелеимон (Агриков). Ушел сегодня отец Матфей (Мормыль). Но как говорил еще святой Иоанн Златоуст, не плачьте обо мне. Не мной началась проповедь Церкви, не мной она и кончится.

Отходя ко Господу, отец архимандрит Матфей заповедует бережно, не жалея никаких усилий хранить сокровище Церкви, однажды врученное нам. Золото мы приняли, золото должны другим передать, не допуская обмена его на медяки, то и дело предлагаемые нам. Потому песнопения отца Матфея звучат сегодня как его молитвы со всей Церковью и как молитва Церкви о нем. Вечная память!

Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Александр Шаргунов

Новые материалы

Выбор читателей

×