Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Как относиться к исламскому чуду
и как вообще христианам относиться к чудесам в нехристианских религиях?

Источник: Радонеж

Не так давно (в середине октября 2009 года) в СМИ появилась информация о том, что на теле дагестанского младенца Али Якубова проявились надписи. Это случается с удивительной точностью дважды в неделю – понедельник и пятницу, когда на голени и лодыжке девятимесячного мальчика вырисовываются, а потом исчезают, похожие на родимые пятна слова. Причем, каждый раз новые и с каждым разом все более сложные. Правда, надписи не заключают в себе каких-то особых откровений, а являются повторением давно известных мусульманам коранических истин, таких, например как «Аллах велик», «Аллах создатель всего сущего», «Самые почитаемые у Аллаха наиболее богобоязненные» и т.п. Есть, правда, еще и одна физиологическая особенность – в момент появления новых надписей Али не спит всю ночь, у него поднимается температура (под 40), которую не могут сбить даже сильными лекарствами.

Конечно, может быть, то, что распространилось в СМИ о дагестанском мальчике, на самом деле есть обычное для любителей раздувать сенсации преувеличение. Ученые, например, объясняют, что подобные надписи легко получить посредством внешнего вмешательства – механического или химического. Допустим, в случае патологии желудочно-кишечного тракта, если по коже больного провести палочкой, то через некоторое время на этом месте появится рисунок (потом он, естественно, исчезнет). Иногда встречается так называемый уртикарный дермографизм, который выражается в местной реакции, возникающей при надавливании на кожу. Если вести по коже такого больного пальцем или каким-либо тупым предметом, то на ней остаются полосы. Даже простые средства, такие как перец и соль, тем более некоторые лекарственные препараты, если нанести их на кожу, увеличивают проницаемость и расширяют сосуды.

Насколько нам известно, в случае с мальчиком не проводилось специального научного исследования под наблюдением консилиума ученых. Сомнения высказывают и сами мусульмане (хотя Совет муфтиев России принял случай как знамение свыше), в частности, на сайте islam.ru следующий отзыв делает канонический редактор издательского дома «Ансар» Аскар Сабдин: «Относительно этого мальчика, в первую очередь, надо обратить внимание на то, есть ли действительно научные доказательства тому, что это правда происходит само по себе, без вмешательства людей. Я допускаю, что это может быть краска, может быть, удар наносят каким-нибудь трафаретом, потом кровь дает последствия и т. п. В СМИ я не заметил ни единой ссылки на специалиста, а имам деревни, или медсестра, не источник в данном случае. Если есть доказательства необычного появления этих надписей, тогда, конечно, дело другое. Я думаю (т. е. это моя точка зрения, она может не совпадать с другими мнениями), что шумиха вокруг мальчика – дело журналистов, которые ссылками на деревенского имама (псевдодоводами) или, предоставляя только часть достоверной информации, пытаются продать информацию» (http://www.islam.ru/pressclub/vslux/wudesatoka/).

И все-таки, как бы там ни было, для православного христианина вообще стоит разобраться, а может ли в другой религии на самом деле произойти чудо, и если может, как его воспринимать? Как нам, христианам, относиться к случающемуся в других религиях чему-то необычному и, как кажется, сверхъестественному?

Дело в том, что чудеса, в смысле чего-то из ряда вон выходящего, действительно происходят фактически во всех религиях. Ведь любая религия предполагает соприкосновение с силами высшими, преодоление обыденности, выход по ту сторону бытия (не всегда, разумеется, законным способом). И поэтому в любой религии есть свой опыт чуда – проявления потусторонних сил, необычных изменений с душевно-телесным естеством человека, преодоления ограниченности земных способностей, предсказания, получения вести из мира иного, даже опыт исцелений, видимого прекращения немощей и недугов.

Например, три древних историка Тацит, Светоний и Дион Кассий сообщают как очевидный факт, что римский император Веспасиан совершил два исцеления. Вот что пишет в своей «Истории» Тацит (56 – 117 гг. по Р.Х.) (текст этот весьма любопытен): «За несколько месяцев, что Веспасиан провел в Александрии, дожидаясь, пока установятся попутные ветры и море станет совсем спокойным, произошло множество чудес, как бы доказывавших благоволение неба и приязнь богов к новому принцепсу (т.е. Веспасиану – В.Д.). Один из александрийских простолюдинов, у которого, как все знали, болезнь отняла зрение, пал Веспасиану в ноги, со слезами умоляя об исцелении. Он уверял, что поступает так по велению Сераписа, почитаемого этим суеверным народом больше всех прочих богов, и просил принцепса смазать ему слюной веки и глазницы. Другой, с парализованной рукой, якобы по указанию того же бога, умолял Цезаря наступить ему на больную руку. Сначала Веспасиан посмеялся над обоими и наотрез отказал им. Однако, когда они стали настаивать, он заколебался: ему не хотелось прослыть слишком самоуверенным, но мольбы обоих калек и уверения льстецов рождали в нем надежду, что исцеление может удасться. Наконец, он приказал спросить у врачей, в человеческих ли силах справиться с подобной болезнью глаз и с таким увечьем руки. После долгих споров те ответили, что слепой утратил зрение не до конца и его можно восстановить, устранив помехи, которые не дают больному видеть; что же касается руки, то она вывихнута и под действием целительной силы может вернуться в обычное положение. «Может быть, – говорили врачи, – это угодно богам, и они избрали принцепса для исполнения своей воли. Кроме того, если исцеление удастся, слава достанется цезарю; если ничего не получится, посмешищем станут калеки». Веспасиан, решив, что удача сопутствует ему во всем, и нет вещи, даже самой невероятной, которой ему не дано было бы совершить, весело улыбаясь, исполнил то, о чем его просили. Огромная толпа следила за ним с напряженным вниманием. Увечный тут же начал двигать рукой, слепой узрел дневной свет. Люди, присутствовавшие там, уверяют, что все так в точности и происходило; они повторяют это до сего дня, когда им уже нет выгоды говорить неправду» (История, IV, 81).

Древние эллины почитали кумир Аполлона в Магнесии на Менандре чудотворным, имеющим «силу для каждого дела», то есть, были очевидные случаи помощи. Вообще, язычникам их боги являлись так часто, что в этом порой уже не видели ничего удивительного. У древних римлян оракулы прорицали будущее, а иногда даже статуи говорили человеческим языком. Римский историк Светоний (70 – 140 гг. по Р. Х.) сообщает такой случай: «Убийство (императора Гая Калигулы) было предвещено многими знаменьями. В Олимпии статуя Юпитера, которую он (император) приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались; а случившийся при этом человек по имени Кассий заявил, что во сне ему было велено принести в жертву Юпитеру быка» (Жизнь двенадцати цезарей, IV, 57).

Индусы достигают способности левитации – перемещения в пространстве вопреки действию гравитации, и, как говорят, усовершенствованный гуру становится способен убить мыслью слона. Тибетский буддизм насквозь пропитан чудесными способностями, так что какой-нибудь лама обретает чудное дарование появляться то в одном, то в другом месте. А известный мистик нового времени Сведенборг (1688 – 1772) был удостоен особого посещения: когда он, будучи голоден, с аппетитом обедал в отдельной комнате лондонского ресторана, помещение вдруг наполнилось туманом, на полу появилось множество гадов, туман перешел в густую тьму, а когда всё рассеялось, в углу комнаты Сведенборг увидел в ярком сиянии сидящего человека, который грозно сказал: «Не ешь так много!». Ненадолго Сведенборг лишился зрения, ночь и другой день провел без еды, а на следующую ночь увидел того же пришельца в сиянии и красной мантии, который сказал, что он – Христос, и будет диктовать разъяснение внутреннего и духовного смысла писаний. Надо сказать, что Сведенборг очевидно для всех проявлял ясновидение: в частности, 19 июля 1759 года во время званого обеда в Гетеборге он с ужасом поведал окружающим о страшном пожаре, который в эту минуту начался в Стокгольме и вплотную приблизился к его дому. Как вскоре выяснилось, бедствие, и впрямь охватившее шведскую столицу, развивалось практически идентично описанию Сведенборга. Он также утверждал, что общается с духами умерших людей, причем, подчас знал такие факты, которые никому, кроме самых близких родственников усопшего, известны не были. И при этом он высказывал вполне благотворные мысли, например, что люди создают себе ад сами собственными дурными мыслями, делами и манерами.

О невероятных же способностях некоторых современных экстрасенсов нет смысла упоминать.

Итак, чудесность – свойство практически всех религий, а также мистико-оккультных систем. И на упрек в вероучительных заблуждениях, адепт любой нехристианской религии или секты скажет: «Да у нас вон сколько всего необычного происходит, и что вы мне тут предлагаете?»

Это действительно так. Весь вопрос заключается только в том, каков источник этих чудес?

Для христианина ответ может быть раскрыт только на основании Священного Писания и Предания, постичь которые лучше всего смогли святые отцы. В творениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина встречаются такие слова: «Весьма часто люди, развращенные умом и противники веры, именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса» (Собеседования египетских подвижников, 15: 6). Почему же такое возможно? Преподобный Иоанн поясняет, что в отличие от чудес, совершаемых благодатью Божией чрез святых и праведных людей, и от чудес (допустим, исцелений), совершаемых по вере просящих, есть еще и третий вид чудесного: «Исцеления третьего рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим. Чрез это увлекаются к подражанию его порокам и открывается пространный путь к поношению и уничижению святости религии; да и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение» (там же, 15: 1).

Еще в Ветхом Завете есть такое предостережение: Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего (Втор. 13: 1 – 3).

В Евангелии же о судном дне сказано: Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22 – 23).

Значит, не всё, что кажется сверхъестественным, исходит от Бога. Ибо не только Бог и Его светлые ангелы могут являться нам грешным из мира невидимого. Скорее даже наоборот, по своей падшести мы более доступны воздействию тех, кто и в духовном мире является падшим. Доступна воздействию невидимых сил не только душа человека, но и тело. И потому само по себе появление благочестивой надписи еще не свидетельствует в пользу действительного Откровения Божия.

Надо заметить, что в среде мусульман время от времени встречаются свидетельства о чудесно появляющихся надписях. Так, некоторое время назад в Турции родилась овца, на одном боку которой красовалась надпись «Аллах», а на другом – «Мухаммед». Когда хозяину объяснили значение арабских надписей, он создал для «священного» животного особые, куда более лучшие условия содержания. В 2004 году в СМИ сообщалось, что на виске тринадцатилетнего казахского жителя Фархата Жакашева появилась священная надпись. Через два года в городе Чимкенте арабскую вязь обнаружили у новорожденного Санжарбека Мусаева. Родимое пятно, в котором угадывалось арабское «Аллах», тогда же усмотрели на переносице у Исмаила Мухамадова – новорожденного в Чечне. Надписи разглядывают в облаках, их видят даже на овощах и фруктах. Чудеса доходят до того, что едва какой-нибудь правоверный разрезал арбуз, как уже увидел там имя «Аллах». Как пошутил на эту тему один исламский богослов, можно уже писать научный труд на тему «Зоологические и ботанические предпосылки обращения в мусульманскую веру». Почему именно надписи, а не что-то другое, можно тоже понять. В исламской религиозной системе запрещены изображения священного. В исламе нет иконы (по той простой причине, что нет веры в Боговоплощение), интерьеры мечетей пестрят замысловатой вязью арабских надписей. И поэтому небесное, как полагают мусульмане, знамение проявляется в надписи.

Что касается дагестанского мальчика, то возможны три версии события.

Версия номер один. Предположим, что это действительно реальное чудо, необъяснимое с точки зрения науки и логики. И возможно, что кто-то усмотрит в этом действие Промысла Божия, обращающегося к каждому народу на языке его культуры. Собственно, а почему бы и нет, ведь арабское имя «Аллах» в переводе на русский есть то же самое имя «Бог». И в таком случае все проявляющиеся на теле мальчика надписи: «Бог велик», «Бог Создатель всего сущего», «Самые почитаемые у Бога наиболее богобоязненные» – не содержат ничего догматически противоречащего христианству. И в Коране, как мы знаем, есть воспринятые из Священного Писания крупицы истины, и ислам говорит о нравственности, добрых делах и необходимости молитвы Богу. Как позаботиться о людях, воспитанных в религиозной культуре ислама? – Дать им вразумление на понятном для них языке! – кстати, семья Якубовых, по собственному признанию, до этого индифферентная к вере, стала более религиозной. А всякое религиозное возвышение души, всякое ее пробуждение и обращение от меркантильных ценностей к духовным в общечеловеческих масштабах признается благом. Уж лучше пусть люди, рожденные в исламской традиции, будут правоверными мусульманами, хранящими мир и любовь к другим людям, нежели ваххабитами, террористами и доходящими до садизма преступниками. Не случайно Совет муфтиев России (под председательством Равиля Гайнутдинова) объяснил чудо как высшее знамение мусульманским народам России и Дагестана, призывающее их к покаянию, прекращению раздоров на Кавказе и укреплению основ добрососедства. В таком разрезе события, если бы на теле ребенка появилось «Христос Воскресе», то это было бы воспринято мусульманами как ненужное наваждение и стало бы только лишним раздражающим фактором, усугубляющим конфликты на кавказской земле.

Такая версия, внешне очень красивая и не лишенная логики, хорошо вписывается в межрелигиозный диалог, ищущий точки соприкосновения, общую почву для единения. Другой вопрос, что стоит за этой видимой красотой? Чем увенчается такое слепое доверие чужим чудесам и знамениям, с попыткой найти им обоснование непременно в Божественных действиях? Почему мы должны приписывать Богу то, подлинная природа чего до конца неизвестна?

Версия номер два. «Не все то золото, что блестит», – гласит народная мудрость. Существует выверенный веками принцип: в отношении всех необычных явлений сохранять рассудительность и осторожность. Очень даже возможно, что происшедшее с мальчиком в Дагестане является тем, что в православной аскетике называется искушением. А в Священном Писании сказано: Сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11: 14), чтобы оставить вне Истины своих последователей. В самом описании, как появляются чудесные надписи, действительно, есть некоторые настораживающие моменты. А именно, для упомянутого феномена характерно то, что появлению надписей предшествуют муки мальчика. Приведем слова его собственной матери: «Держать невозможно на руках. Мы его улаживаем специально в люльку, он вот это тело вот так поднимает, кричит, плачет, до сорока температура. Очень сильно мучается ребенок. Всю ночь, в эту ночь, когда это появляется, он не спит» http://aifudm.net/news/news4930.html. Итак, мальчик неимоверно мучается при получении надписей. И здесь можно найти параллель с мучительным обращением самого Мухаммеда, который тоже испытывал жар, муки, давление.

В случае самого Мухаммеда есть тоже о чем задуматься. Случилось это в 610 году по Р. Х. в аравийской пустыне, где сама местность, лишенная зелени, с безжизненными глыбами скал, способна повергнуть в тяжелое состояние духа. На горе Хире явилось Мухаммеду некое сверхъестественное существо, набросившееся с силой на Мухаммеда с возгласом «Ыкра» (что в одном толковании значит «читай», а в другом – «проповедуй»), стало душить его, и после нескольких робких попыток сопротивления избранник сдался. Затем он испытывал страшную внутреннюю борьбу, одиноко бродил в сумрачных долинах, ему чудился какой-то зов, а душевные страдания были нестерпимы до усталости от жизни, и только новое видение вернуло ему покой, убедив, что он есть особый избранник Всевышнего.

Очень не хочется проводить параллель с так называемой шаманской болезнью, когда человек, избранный духами стать шаманом, также испытывает принуждение, насильное влечение, непонятный зов, подавление. Тем не менее, есть очень простой вопрос: зачем Всемогущему Богу давать Откровение в тяжелых физиологических мучениях? Почему в исламе прозрениям и откровениям сопутствуют тяжелые психосоматические истязания?

Святой Василий Великий о способе подлинного Божественного воздействия на человека писал: «Некоторые говорят, что они (пророки) пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмевался Духом. Но самому посланническому назначению Божественного наития противоположно делать богодухновенного (человека) – исступленным, так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из присущего ему разума, и когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных слов. И вообще сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал кого-либо подобным лишенному ума и Дух ведения лишал разумности? Свет не ослепляет, а, напротив, возбуждает данную от природы силу зрения, – так и Дух не души омрачает, а, напротив, возбуждает ум, очищаемый от греховных скверн, к духовному созерцанию. Что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, может смешать мысли, в этом нет ничего невероятного, но нечестиво утверждать, чтобы то же самое действие производило присутствие Божия Духа» (Толкование на пророка Исаию. Предисловие).

Вообще, в науке есть вполне естественные объяснения того, что было с Мухаммедом на момент получения откровений. Например, авторитетный голландский ориенталист и исламовед XIX века Рейнхарт Дози пишет: «Объяснение этого явления нам нужно искать в болезни, которой подвергся Мохаммед. Прежде ученые полагали, что у него была падучая, но последний историк Мохаммеда доктор Шпренгер, который является не только ориенталистом, но и медиком, определяет болезнь Мохаммеда как мускульную истерию. В такой степени, в какой болезнь эта проявилась у Мохаммеда, она иногда встречается и в наших странах у женщин, гораздо реже – у мужчин. У него были приступы, пароксизмы. Если приступ бывал слабый, то за ним следовали те расширения и сокращения мускулов, которые и свойственны этой болезни. Язык и губы тряслись; глаза в течение некоторого времени вращались то в одну, то в другую сторону; голова качалась, так сказать, автоматически. В то же время больной испытывал головные боли. Если приступ бывал силен, то, наоборот, болезнь проявлялась в столбняке; больной падал на землю, лицо его покрывалось горячим румянцем, дыхание делалось затрудненным. Сознания, по-видимому он не терял, а в этом-то и заключается разница между его припадками и падучей… Истеричные люди, кроме того, бывают вообще очень чувственны и большие энтузиасты. Таким был и Мохаммед. Истерики способны видеть сны наяву; у них бывают галлюцинации, видения, экстазы; те мысли, какие они высказывают в этом состоянии, пожалуй, могут и не выдерживать здравой критики. Однако они обладают какой-то особенной свежестью и высотой и выражаются с таким жаром и с такой уверенностью, что кажущаяся оригинальность, в которую они бывают облечены, немедленно вызывает к себе доверие во многих людях» (см.: Крымский А. Е. История мусульманства. – М., 2003. С. 61 – 62, 63).

Со своей стороны заметим и то, что любой некрещеный младенец более доступен непосредственному воздействию искусителя. Потому что на нем нет той благодати, которая уберегает от чуждого наваждения. К сожалению, положение грешного человечества таково, что соблазниться видимостью добра и святости легко, а взойти к подлинному общению с Богом и светлыми ангелами трудно.

Надо сказать, что ислам, как бы мы ни пытались увидеть в его исторических путях Божественный промысл, все-таки подвергает искажению основные истины христианства. Богооткровенное учение о Троице рассматривается как религиозное извращение и непрощаемый грех. Христос ни в коей мере не почитается Богом воплотившимся, а только человеком, в котором признается наитие Божества. Сам Мухаммед общался с разными еретиками – несторианами, арианами, сектантами гностического толка, и потому естественно полагал, что многие места Евангелия искажены. Искупительные страдания Христа отвергаются мусульманами, с точки зрения Корана, Он вовсе и не страдал, желавшим Его распять только показался Его облик, тогда как Аллах сразу вознес Его на Небо (см. Коран 4: 157 – 158). Итак, нет Троицы, нет Боговоплощения, нет Искупления. Таким образом, в Коране христианство, образ Самого Христа, при отдельных исключениях, подвергается существенному искажению. И те, кто видят в мусульманстве особую заботу Божию о людях, должны подумать, а нужно ли было Богу давать людям учение, в котором искажается Его Собственный образ и повреждается Его уже дарованное людям истинное учение, то есть Новый Завет? Совершив спасение людей во Христе, затем посылать Мухаммеда, искажающего образ Христа, и вместо Церкви с ее Таинствами предлагающего обрезание, рамадан и хадж в Мекку? Значит, не все в исламских откровениях чисто. И каковы основания в таком случае принимать чудеса, совершающиеся в рамках мусульманства, лишь еще больше убеждающие мусульман в своей правоте, фактически еще более отдаляющие их от Спасителя?

Версия номер три. С дагестанским младенцем всё может быть куда более просто. Обращает на себя внимание факт отказа родителей ребенка от его серьезного научного обследования. Ситуация предельно ясна: если вы утверждаете, что это чудо неземного характера (что провозглашается по всем светским и религиозным СМИ), даете интервью и разрешаете снимать ребенка, то почему бы не подтвердить это элементарной экспертизой? Очень даже может быть, что произошедшее с дагестанским младенцем есть обыкновенное мошенничество, каковое достаточно распространено не только в светской, но и в религиозной среде. Что ни говори, но люди весьма падки на слухи о всем чудесном и сверхъестественном, а если им еще покажут что-либо необычное по телевизору, то тут уж есть о чем поболтать с друзьями и подругами.

Важно учесть и то, что в настоящее время в странах Кавказа, в том числе в Дагестане проводится политика активной исламизации населения, и любая сенсация, прославляющая величие их религии, будет только на руку. Поэтому в СМИ можно встретить самые необыкновенные свидетельства чудесного. В 2006 году сообщалось, что надпись с именем Всевышнего появилась на оладьях, испеченных в семье Хайруддиновых в Симферополе. В 2009 году такая же надпись появилась на свежеиспеченном блине в семье Абударовых в Бельгии. Правда, полная бессмыслица подобных чудес и знамений налицо.

Если же мы обратим внимание на чудеса Евангелия, то мы не увидим ни одного так сказать бесполезного чуда – Христос исцелял людей, открывал очи слепым, даровал слух глухим, поднимал с постели парализованных, изгонял бесноватых, и всегда этому сопутствовало духовное преображение человека – покаянное переосмысление прошлой жизни и последование за Спасителем.

В христианстве чудо – не просто что-то необычное, сверхъестественное, поражающее своей невероятностью, как это было во многих языческих религиях, и не просто знамение, прославляющее Божие всемогущество и величие, как это признается в исламе на примере чудных надписей, а особая Божественная помощь людям, неразрывно сопутствующая их духовному преображению. Подлинное преображение человека не есть только переосмысление прожитой жизни, не есть только нравственное исправление себя (ибо и атеисты бывают высоконравственные). Подлинное преображение есть единение человека с Богом, а это единение даровано лишь во Христе, соединяющем в Себе два естества – Божество и человечество.

Собственно для православного человека вопрос о том, какое чудо следует понимать как откровение Божие, разрешается достаточно просто. Он напрямую связан с другим вопросом, а какую религию мы признаем за действительное откровение Божие. Если Господь даровал во Христе всю необходимую для спасения истину, то какой смысл в иных откровениях и совершающихся в соответствии с их религиозной парадигмой чудесах? Если мы понимаем, что любая религия вне Христа уже не есть Откровение Божие, то соответственно чудеса и откровения, случающиеся вне Христовой религии, также вряд ли есть действие Божие.

Конечно, подобные рассуждения не убедительны для мусульман. В формуле Исламского свидетельства Мухаммед называется последним посланником Аллаха. А пару лет назад некоторые исламские богословы заявили, что их религия по отношению к христианству является третьим, последним заветом Бога с людьми. Они исходят из чисто хронологической последовательности. Муса (то есть Моисей) получил первый Завет, затем Иса (то есть Иисус, Которого мусульмане великодушно почитают за пророка) принял новые откровения, а Мухаммед является последним посланником, завершающим изъяснение высших истин, а в чем-то и корректирующим учения предыдущих пророков.

Но если более серьезно подойти к проблеме, то никакой проповедник и тайнозритель, будь даже очень благочестивый, а тем более злочестивый, не сможет уже добавить ничего к Откровению Божию, данному во Христе. Почему? Уникальность Христа заключается не в том, что Он даровал какое-то новое учение: возвышенное нравственное, доходящее до самопожертвования и любви к врагам, и возвышенное догматическое, приоткрывающее тайну Троицы, недоступную для слабого рассудка человека. Уникальность Христа заключается, прежде всего, в том, что в Нем воплотился Сам Бог, навеки соединив человеческое естество со Своим Божеством. Его Откровение заключается не в морали или новых обрядовых предписаниях, а в реальном пути освобождения от греха и обретении вечной жизни – чрез приобщение Самому Христу. Потому что в крестных страданиях Сына Божия искуплены грехи мира, а в Его Воскресении уже одержана победа над смертью и тлением. И потому во Христе мы видим средоточие судеб мира, соединение небесного и земного, так что Крест Христов по своему значению для людей уже безмерно превосходит любые нравственные, догматические и идеологические выкладки, которые появлялись, появляются и будут появляться на земле. И никакие чудеса, случающиеся в других религиях, уже не могут дать человечеству чего-либо нового, так как и на йоту не приближаются к тому, что дано в христианстве. Дай Бог, чтобы люди иных вер и религий неисповедимыми судьбами Божиими обретали свое спасение во Христе.

Валерий Духанин

Источник: Радонеж

29 октября 2009 г.

Рейтинг: 8.2 Голосов: 49 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Священник Валерий Духанин

Новые материалы

Выбор читателей

×