Поводом к публикации послужили отклики и просьбы тех, кто слушал мои лекции по декоративно-прикладному творчеству и духовно-нравственному воспитанию. После моего краткого выступления летом 2007 г. на международных образовательных Глинских чтениях на секции «Духовно-нравственное воспитание учителя» высказано было столько просьб и пожеланий приехать в разные уголки страны с лекциями или провести авторский семинар в Твери.
Когда появились просьбы от учителей, родителей – обобщить мой опыт, то сначала тоже хотелось пойти только по этому пути. Урок 1-ый. Тема – … Цель – … Вопросы – … Выводы – …
Но педагог – уникальная личность, со своими знаниями в разных областях науки и искусства, со своим жизненным опытом. Повторить чужой опыт невозможно. А ещё, в педагогическом процессе встречаются две неповторимые личности – учитель и ученик.
Например, тема «Что такое счастье?». Задаю вопросы, выслушиваю ответы, читаю сказку «Как ослик счастья искал» и понимаю, что этим детям именно сейчас надо дать часть блока о чувствах и любви. В другой группе и эти мини-беседы проводятся в другое время.
В Твери, в Вознесенском Соборе находятся мощи священномученника Фаддея (Успенского). Храм – в пяти минутах ходьбы от моей школы. Очень часто прихожу к мощам просить его молитв – Владыка тоже был учителем. В его «Записках по дидактике» читаю:
«Уважать следует, конечно, всякого человека, но нельзя думать, будто бы только так называемые общечеловеческие свойства должны быть развиваемы в воспитаннике, что, например, не следует поэтому особенно заботиться о развитии в нём любви к своей Церкви и отечеству. Воспитывать дитя так, как будто бы оно было какой-то гражданин всего мира, не обращая внимания на то, что оно есть сын именно русского, например, отечества, сын православной Церкви, значило бы то же, что посадить дерево вообще, между тем как в действительности растут только определённые деревья: яблони, берёзы, липы, дуб, клён и т.п.».
Всегда привожу на занятиях со взрослыми этот отрывок в пример защиты воспитания у наших детей именно православного мировоззрения.
У о. Павла Флоренского в «Иконостасе» есть мудрая фраза: «Нравственность чужда морали». Об этом постоянно напоминал ныне покойный о. Борис Ничипоров.
Чему учить – становилось понятно. Вопрос в том, как учить? В один из приездов на круглый стол по духовно-нравственному воспитанию, организованному о.Борисом Нечипоровым, я подошла к нему с вопросами. А он вдруг предложил мне выступить и рассказать о своей работе. Я, удивлённая, – «какой у меня опыт, никакой – одни сказочки да игрушки», не решилась ответить отказом. А после выступления ко мне вдруг подошёл один из известных педагогов г. Санкт-Петербурга и предложил приехать в свою школу. Я стала показывать журналы с публикациям по декоративно-прикладному творчеству. Евгений Ефимович отодвинул их в сторону и сказал: «Что ты делаешь – не так важно, мы уже поняли, как ты это делаешь». Его слова запали в душу, а спустя некоторое время о. Борис, приехав на мою выставку в г.Тверь, увидел работы детей, моих учеников, благословил меня и сказал: « Вот только этим и занимайся». Покойный о. Борис понимал мои сомнения – тем ли я занимаюсь, может быть стоит заняться чем-то более серьёзным, чем сказки, игрушки и поделки.
Лишь спустя время, не только умом, но и сердцем поняла важность и нужность в христианском воспитании детей как рукоделия и изготовления игрушек, несущих радостное и обучающее начало, так и сказок – мудрых и добрых. И чем заниматься, дело второстепенное. Главное – всё делать с любовью к Богу и людям, с благодарностью Богу за всё: за знания, за радость творчества, за людей – детей и взрослых, которые рядом.
Размышления педагога по окончании учебного года
Вот и закончился еще один учебный год. Конечно же, как и все предыдущие, он складывался из обязательной программы, которая отрабатывалась и шлифовалась много лет: что сказать, что и как показать детям, какие приемы и операции показать несколько раз, а о чем достаточно лишь упомянуть. Педагогических и профессиональных «секретов» и методик много у всех педагогов – прикладников.
Но для меня и детей этот год был особенным, переломным. Что же такое произошло, что девиз нашего кружка: «Радость» – вдруг приобрел реальную силу?
Много лет назад занятия в кружке были веселые, радостные как для детей, родителей, так и для меня без каких-то видимых усилий с обеих сторон. Мы были единомышленниками : подарить радость – маме, папе, себе, учителю – всем, кто в ней нуждается. Исключения были, и те дети, которые приходили с жизненной позицией «мне» или уходили очень быстро из коллектива, ну а чаще проникались стремлением подарить радость другим.
Прошли годы и ситуация стала меняться. Детей-»мне» стало все больше. И если раньше не они устанавливали правила игры в ребячьем мире, то теперь… Нежелание трудиться, творить, думать; неумение слушать и слышать, концентрация внимания на многочисленных «видиках», электронных играх и компьютере… Бедные наши дети, сколько «мусора» в их головах!…
Как же помочь им устоять в этом мире, разобраться и понять себя, ощутить личностью, научиться отвечать за свои поступки, мысли, за свои творения, за игрушку, которую сделал сам – добрая она или не очень, принесла она мир и радость в чье-то сердце или ее захотелось выкинуть в мусорное ведро? А завтра это проявиться в чувстве ответственности. За любое дело, которое они понесут в своей жизни, за людей, которые будут рядом – семья, коллеги, за свой город, страну. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».
Великое служение – учитель! Сколько сказано и написано об этом. Но когда, в какой момент происходит взлет или падение человеческой души, пусть еще маленького, но человека? Понимаем ли мы ответственность за каждый день, час, когда рядом наши ученики.
Сентябрь 1997 года. Начало учебного года. Новый набор – 12 девочек и мальчиков 1-3 классов. И «старенькие» 2-3-классники. Со «старенькими» проще – они уже сдружились, «притерлись», привыкли к моим требованиям разумной дисциплины. Но какой-то ощутимой доброты и теплоты в отношении друг к другу, к работе у них не было. Как и что сделать, чтобы и эти «новички» не пошли по пути «стареньких»: «Кружок – классный, игрушки делаем, в музеи ходим». И все?..
Станут ли мои малыши чище, внимательнее, будет ли у них больше любви, добра, радости к окружающему миру? Или они уйдут только с ощущением «Я сам сделал эту игрушку». Наверное, такие тревожные мысли испытывал каждый учитель. Мои многолетние поиски и размышления вылились в ясное осознание, что засилью «мыльной» и электронной культуры, обрушившейся на головы наших детей необходимо противопоставить то богатство нашей русской культуры и истории, которое воспитает и укрепит в них духовность и нравственность, создаст «стержень личности».
Каждый человек должен пройти путь познания добра и зла. А можно ли облегчить его, сделать этот путь более светлым и понятным? «Да, можно и нужно», – как бы слышала я, читая труды архиепископа Фаддея (Успенского), Ушинского, Макаренко, Зеньковского и других педагогов.
И вот мы стали вместе размышлять. Научились шить игрушки, вернее, шарики из которых они состоят (трикотаж – внешнее, синтепон – внутреннее). Детишки очень быстро замечают, что у одних шарики складываются в добрую и любимую игрушку, с которой и расставаться не хочется, которая и настроение поднимет, и в болезни утешит. А у других… Настроение плохое, и игрушка грустная или недобрая, а иногда и злая. «Почему?»,– спрашивают дети. Для них это пока тайна… Для меня эта тайна чуть приоткрыта.
Читаем сказку о двух волшебных палочках – одна при прикосновении к предмету превращает его в золотой, а вторая дает возможность обладателю видеть то, что не видят другие, слышать то, что не слышат другие, понимать то, что не понимают другие. Брат, обладавший первой палочкой, стал злой и нелюдимый, а второй был счастлив, делился радостью и хотел стать художником.
«Кто какую палочку хотел бы иметь?» Через несколько секунд: «Деревянную». Злым быть никому не хочется. Ксюша молчит. Потом нехотя говорит: «Деревянную». На перемене по секрету: «Золотую тоже». И вдруг Вика: «А мои мама и бабушка захотели бы только золотую». Как объяснить этой девочке, что мама и бабушка – прекрасные люди, любят ее и просто все их силы уходят на то, чтобы прокормить и одеть ее и всю семью в это непростое время. Поняла ли она?
– Читайте, читайте еще, – просят дети.
Читаем сказку о принце Фредерике, о том, как мудрец научил его хорошим манерам всего за полчаса. И снова слышу: – «Почитайте ещё нравоучительные сказки. Они нам так нравятся…»
Предновогодний базар. Слышу разговор в магазине. Девочки лет 9-10 спрашивают продавца: «Есть ли у вас Санта – дед?» Не дед Мороз, не Санта – Клаус, а именно – Санта – дед.
Читаем детское изложение жития Николая Чудотворца. Больше всего ребятам запомнилось, как он помогал тайно людям.
Идем в музей. Они уже сами различают и понимают: эти игрушки очень добрые, хотя и не совсем аккуратно сшиты, а эти – высший профессионализм, но от них хочется убежать, такие у них злые глаза.
А вот витрина – все игрушки сделаны с такой любовью, тщательностью и уходить от них не хочется. Обязательно напишем свое признание мастеру, их сделавшему. А вот огромный кот и клоун. С кем вы хотели бы дружить? Мнения сначала разделились, но, обсудив, пришли к одному – этот кот, пожалуй, никогда ничем не поделится да еще и чужое заберет, а вот клоун – радостный, веселый, а самое главное – добрый и мудрый.
Приближается Рождество. Дети сами просят – расскажите. Рассказываю о младенце Иисусе, Деве Марии, Иосифе, о волхвах, приносящих дары. Они все это уже слышали по телевизору. Но зачем Он пришел в мир? Тема бесконечна. Думают и рассуждают. Своего мнения им не навязываю. Пусть выбор делают сами.
Приближается Крещение. Много работы (дошиваем игрушки к выставке). А разговор о празднике Крещения заводят сами ребята. Я молчу и слушаю их детские ощущения приближающегося праздника.
Расскажу им о мамочке – как она нас любит, как мы должны ее любить, беречь, ценить, стараться не огорчать.
К 8 марта готовимся заранее – рисуем большие открытки в мазковой технике – буйство цветов и красок.
Ксюшина мама очень расстроена: девочка рассеяна, не ладится с учебой, да и в кружке самая отстающая – и вдруг самые красивые открытки для мамочки. Вся ее нежная душа была переполнена любовью к маме и вылилась в творческом порыве на бумагу. Мама плачет от счастья: «И это Ксюша сама? Без Вашей помощи?» Ксюша сияет. Кто из нас троих больше счастлив в эту минуту от радости и любви, переполняющей душу? Мама еще ни один раз придет поговорить после занятий, как понять дочь, как помочь ей разобраться в себе. Дай Бог им этого понимания друг друга на долгие годы.
ТЕМА: Роспись. Народные игрушки. Рассказываю о
матрешках. Думают, почему японская игрушка обрела истинную
жизнь именно на Руси, где ее расписывали иконописцы после
основной работы. Стали внимательней прорисовывать лица,
сосредотачиваются, стараются понять и полюбить свои
игрушки, пусть пока в эскизе.
Наметили поездку в Сергиев Посад и готовимся: читаем о музее игрушек, «бирюльках» и богородицких медведе и мужике, барышнях и куклах из золы, «стадах» из папье-маше. Удивлены, что их предки играли вовсе не в «тамагочи». Сравнивают, думают, чьи игрушки добрее.
Показываю репродукции Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Заинтересовались. И вот пока они обклеивали формы папье-маше, читаю им житие Сергея Радонежского для детей. Неописуемая радость, когда узнают, что преподобный Сергий очень любил вырезать из дерева игрушки для братии и детей из соседних деревень.
«Русалочка»
Конечно же, земная любовь к человеку – сильное чувство, способное сподвигнуть на любую жертву для любимого, но недоговорённость в том сокращённом издании чувствовалась где-то на уровне подсознания. И лишь ,прочитав сказку в полном варианте, поняла, что жертва русалочкой была принесена ради обретения бессмертной души, т. е. того, что мы люди имеем даром, от рождения. Ценим ли мы то, ради чего русалочка готова была отдать всё. И стало понятно, почему именно ей, а не Герде или другой героине Андерсена, был поставлен памятник в Копенгагене – как символ стремления к вечности.
В наше основное чтение входят сказки, истории и рассказы из хрестоматии, составленной великим русским педагогом К.Д Ушинским. Такие рассказы как «Персики», «Верный конь», «Слепой пес», «Исторические рассказы» становятся любимыми, и ребята сожалеют, что время в кружке летит быстро.