В нынешнем году знаменитой Марфо-Мариинской обители в Москве исполнилось 100 лет. А 1 ноября нынче новые её насельницы праздновали день рождения основательницы обители – Великой княгини Елизаветы Романовой, прославленной в сонме новомучеников Российских. Приехав в Москву, наш автор, режиссёр Владимир КРИВЦУН, собирался снять фильм об этом монастыре и не ожидал, что фильм его «Великая княгиня Елизавета» разрастётся до повествования сразу о двух Елисаветинских обителях – в России и Германии. О том, как это получилось, мы попросили его рассказать читателям «Веры».
Матушка Марфа |
Год назад мы работали в Марфо-Мариинской обители над съёмками фильма о жизни Великой княгини. Нам посчастливилось побывать на празднике Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском храме, построенном Елизаветой, нам разрешили присутствовать на вечернем правиле сестёр и даже разрешили снимать, чего не дозволялось раньше никому. Время останавливается – и при огоньке свечи звучат те же молитвы, что и сто лет назад, когда Великая княгиня Елизавета с сёстрами возносили великое славословие Богу...
Здесь, в обители, мы и познакомились с инокиней Марфой, настоятельницей обители РПЦЗ, построенной в честь преподобномученицы Елисаветы на её родине – в Германии. В беседе инокиня поведала нам вроде бы и немного, но достаточно, чтобы представить, как тесен и в то же время безграничен мир и как много можно сделать, если ревнуешь о славе Божией.
– Скажите, что вас связывает с Великой княгиней Елизаветой? Что побудило создать обитель на чужбине?
– Чтобы это понять, вспомним стихи, которые Великий князь Константин Константинович Романов посвятил принцессе Гессен-Дармштадтской Елизавете, впоследствии ставшей русской княгиней Елизаветой Фёдоровной.
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
Примечательно, что будущая основательница православной обители воспитывалась в большой семье, ведь у великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV было семеро детей. Мама Алиса стремилась вложить в их сердца любовь к ближним, особенно к страждущим. Жизнь в этой аристократической немецкой семье проходила по строгому распорядку, одежда и еда были простыми. Герцогиня Алиса поражала своих современников нетипичным поведением – вместо удовольствий светской жизни всё свободное время старалась посвящать помощи нуждающимся. Значительную часть состояния родители тратили на благотворительные нужды, всей семьёй ездили в госпитали, приюты, дома для инвалидов, привозили большие букеты цветов и разносили по палатам больных. В 1876 году в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети в семье герцога, кроме Елизаветы. Вскоре умерла четырёхлетняя Мария, а вслед за ней – и герцогиня Алиса, в возрасте тридцати пяти лет. В тот год для Эллы (так звали Елизавету до принятия православия) закончилась пора детства. Всеми силами она старалась облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим сёстрам и брату заменила мать... Как видите, с самого начала, ещё в Германии, преподобномученице Елисавете была определена тернистая судьба. Вот это меня в своё время очень поразило.
Случайно ли немецкая принцесса оказалась в православной России? На её руку претендовал будущий немецкий кайзер Вильгельм, который был влюблён в прекрасную Эллу с детства. Но своё сердце она отдала русскому князю Сергею Александровичу Романову, сыну императора Александра. В 1884 году она уехала в Россию, где вскоре обвенчалась, приняв православие.
Крестный ход в Бухендорфе в Елисаветинской обители |
– Расскажите об устройстве обители, о распорядке, о сёстрах и о тех, кто приходит к вам.
Проект храма-скита Преподобномученицы Елисаветы в г.Бухендорф на ул. Форштенридер-парк |
– Чувствуется ли, что дух мира сего на Западе всё более преобладает?
– Да, это чувствуется. Тем не менее Бавария – часть Германии католического вероисповедания, здесь большая часть – люди верующие, католики. И нас, православных, принимают очень хорошо. Поначалу им было любопытно: кто мы такие, почему ходим в чёрном? У многих впечатление о русских складывалось, в основном, из фильмов, но, приходя к нам, они видят всё как есть. Наш монастырь – первый женский православный в Германии, поэтому многие едут к нам, чтобы утолить жажду, насладиться красотой православия.
– Сейчас, наверное, на Западе людям трудно прийти к Богу?
– Даже наоборот. Те русские, которые приехали за границу, – они зачастую попадают в сложные условия, эта атмосфера так давит на них и глушит, что они ищут, где бы им напитаться чем-то живым, тёплым, как умирающий от жажды ищет родник. Некоторые приходят в Церковь, чтобы на первых порах только пообщаться друг с другом, но так, общаясь, они обретают веру в Бога. Многие приходят только ради знакомых, но Господь знает время, когда коснуться сердца, чтобы зажглась искорка веры и любви. Я считаю, что многие из живущих за границей, живя на Руси, не так быстро бы пришли к Богу.
После воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью мы первый раз с тех пор, как эмигрировали за границу, ощущаем возрождение православной веры, монастырей. Это так радует и так впечатляет! Но, конечно, мы будем приезжать в Россию. Это наша Мать. Была и остаётся.
* * *
Как только мы закончили монтаж фильма, я выслал копию сёстрам в Германию, а сам фильм «Великая княгиня Елизавета» был представлен на кинофестивале «Семья России» и на Международном фестивале православного кино «Покров», где удостоился наград. Всё время меня не оставляло ощущение, что фильм делается с молитвенной помощью преподобномученицы Елисаветы и что та встреча с инокиней Марфой, вдруг приехавшей из Германии, была совсем не случайной.
Фото с кадров фильма «Великая княгиня Елизавета» и с сайта «Вестника» Германской епархии РПЦЗ