Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Семья Пестовых

«Милость Божия и залоги спасения распространяются не только на праведника, но и на весь дом – его семью и детей», - писал в одной из глав многотомного труда «Пути к совершенной радости» известный ученый и духовный писатель Николай Евграфович Пестов. Эти слова, во многом, оказались правдивы и для него самого. Его семья – и в годы репрессий, и в Великую Отечественную, и при послевоенном строе – жила насыщенной духовной жизнью, не потерпев значительных притеснений от гонителей Православия. Господь сохранил ее как нетронутый островок среди социалистической действительности – и из этого семени впоследствии выросло целое древо. Дочь, зять и внуки Николая Евграфовича всецело посвятили себя Церкви – основа этого служения была заложена в старой московской квартире Пестовых горячими молитвами их деда и отца. Его долгая земная жизнь тем более примечательна, что содержит в себе опыт неудачного первого брака, долгой нравственной смуты, последующего раскаяния и изменения своей жизни ради Христа. Это изменение было подлинным, и Господь благословил рабу Своему такой же подлинный семейный союз, просуществовавший на земле более пятидесяти лет и, несомненно, перешедший в Вечность.

Николай Пестов был последним, десятым ребенком у своего отца и вырос в большой, типичной в отношении уклада и нравов дореволюционной семье. Его колыбелью была среда нижегородских мещан: в ней ценилась домовитость и соблюдались религиозные обряды, но вникать в их суть и молиться по-настоящему детей, зачастую никто не учил. О религиозных вопросах Николай задумался всерьез только в юности и, прочитав популярную в те годы книгу Ренана «Жизнь Иисуса», решил, что будет атеистом. Эти убеждения не изменились ни в армии – когда он в качестве офицера участвовал в Первой мировой войне, – ни в последующие годы его «комиссарства» - сотрудничества с властью большевиков. В этот же период он связывает свою судьбу с дочерью присяжного поверенного Руфиной Дьячковой, типичной эмансипированной женщиной того времени. Молодых объединяли весьма «свободные» взгляды и склонность к лидерству: в гостиной Дьячковых читалась и обсуждалась запрещенная литература и строились планы относительно светлого будущего России. Во время гражданской войны Руфина, охваченная идеей, отправилась с Николаем на фронт, где, научившись управлять автомобилем и орудовать шашкой, сражалась наравне с мужчинами. Однако победа Красной Армии соединилась в ее судьбе с драмой в личной, семейной жизни: в 1921 году супруги расстались. О причинах этого Николай Евграфович никогда и никому не говорил. И более никогда в жизни не встречался со своей первой женой.

Нравственная жизнь молодого офицера оставляла желать лучшего: для описания ее он употребляет в дневнике выражение «карамазовская грязь». Однако душа его все равно оставалась живой. И Господь обратил ее к себе через духовное потрясение, в один миг преобразившее человеческую жизнь: в ночь на первое марта 1921 года комиссар Пестов увидел во сне Христа - и неожиданно для себя поклонился Ему до земли. «Полное смятение всех чувств… - написал он об этом в своем дневнике. – И сжигающая сознание огненная мысль – "ведь я грешник, нераскаянный грешник, и кругом меня грязь, порок и кровь…" <…> В ту ночь Господь вошел в мое сердце…»

Николай оставляет службу в армии и переезжает в Москву, где становится членом еще разрешенного тогда Христианского студенческого кружка. Участие в нем помогает ему осмыслить столь неожиданно возникшую веру, привести в соответствие с ней все свое существование. Исполнение евангельских заповедей становится для Пестова-христианина началом и основой жизни.

Сообщество единомышленников было для Николая Евграфовича большой поддержкой среди окружающей смуты. Ничем не примечательные на первый взгляд, но духовно близкие отношения связывали его тогда с девушкой Зоей – «душой» этой общности, отдававшей все свободное время организации христианских бесед и встреч. Они оба учились в МВТУ (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), и Николай помогал Зое в учебе и деятельности в кружке. Основой их отношений была общая жизненная цель – служение Христу, и «объяснение», столь сложное порой для молодых людей, свершилось просто. Оно было воплощено всего в одной фразе, которую Пестов прочел на самодельной закладке, подаренной ему в день именин: «Пойдем за Ним».

Спустя полгода молодые обвенчались – уже тогда хорошо представляя себе цель и трудности своей последующей жизни. На свадьбе подвыпивший отец невесты стал громко кричать молодоженам: «Горько!». У христиан-кружковцев это было не принято, и жених с невестой попросту не ответили на призыв. «Что же вы, дочка, не целуетесь? – спросила мать. – Видно, не веселой будет ваша жизнь». «А я, мама, не для веселья вышла замуж», - ответила девушка. И вряд ли кто-то, кроме мужа, мог понять тогда, отчего же она так счастлива…

Через несколько лет после свадьбы супруги получили квартиру, которая в годы повсеместно закрытых храмов стала в прямом смысле слова

Коля, Сережа и Наташа Пестовы
Коля, Сережа и Наташа Пестовы
Церковью»: там появлялись священники, совершались тайные богослужения, находили утешение в исповеди осиротевшие без духовных отцов прихожане. Такие собрания были очень опасны, и Зоя Вениаминовна жила в постоянной тревоге за мужа: уведут, заберут. Но Господь хранил. С этой обстановкой, потаенной, но насыщенной христианской жизни связаны самые ранние, яркие воспоминания детей Пестовых – Николая, Сережи и Наташи.

«Как мать, так и отец боролись за наши души, угождая Богу: мама делала необычайно много добра несчастным, бедным людям, а отец не разгибал колен и усердно клал поклоны, вымаливая у Бога спасение не только своей душе, но и спасение детских душ, вверенных ему Господом, - вспоминала много лет спустя дочь Николая Евграфовича, Наталья Николаевна Соколова. - <…> Мама научила нас молиться от души и своими словами. Когда папа болел или задерживался на работе, мама вставала с нами и горячо выпрашивала у Бога благополучие нашему семейству. Для меня это был пример настоящей искренней молитвы. Мы повторяли за матерью простые, понятные слова, обращенные к Богу: "Господи, дай папе нашему здоровье!". Поклон. "Господи, сохрани нашу семью от беды!". Поклон. Или: "Господи, прости нас, прими за все наше благодарение».

Кратковременным, но нелегким потрясением для супругов, испытанием их твердости в выборе пути стал арест Зои Вениаминовны. За ней пришли ночью – и забрали по подозрению в незаконной переписке. Это было недоразумением, но могло означать все что угодно: лагеря, тюрьму, расстрел. Собрав вещи в дорогу, супруги сняли со стены икону, и мать благословила ей спящих детей. Прощаясь, муж и жена поклонились друг другу в ноги – в этом мгновенном поступке, не требующем слов, отразилось и их отношение друг к другу, и христианское смирение, и упование на встречу в жизни вечной. Однако увидеться им предстояло совсем скоро – в жизни земной. Спустя некоторое время женщина была освобождена. О месяцах в тюрьме она рассказывала детям как о важном испытании, за которое стоит горячо благодарить Творца. В серьезных, опасных ситуациях нередко оказывался и глава семьи. И тоже благодарил Бога, говоря: «Считаю, что только по молитвам моих детей, жены и духовного отца я в то время не был арестован и остался жив».

Несмотря на большую научную работу и духовную потребность в уединенных часах молитвы, Николай Евграфович уделял воспитанию дочери и сыновей значительное время. Он читал и объяснял ребятам евангельские притчи, играл с ними на даче в волейбол и теннис, учил плавать, водил на каток, сам сочинял детские игры. Коля, Наташа и Сережа были его постоянными собеседниками, они всегда имели доступ в кабинет отца и засыпали порой на его коленях. Эти часы, в которые ничто не отвлекало их друг от друга, оказывали неоценимое влияние на развитие детской души. «Через ласку отца я познала Божественную Любовь – бесконечную, терпеливую, нежную, заботливую, - пишет его дочь Наталья. - Мои чувства к отцу с годами перешли в чувства к Богу: чувство полного доверия, чувство счастья – быть вместе с Любимым; чувство надежды, что все уладится, все будет хорошо; чувство покоя и умиротворения души, находящейся в сильных и могучих руках Любимого».

Аскетическое, покаянное настроение Николая Евграфовича накладывало отпечаток на все, что происходило в доме. Взрослые беседовали в основном на религиозные темы, практически не ходили в гости, за столом никогда не бывало вина и не существовало таких понятий как тост или рюмка. Зоя Вениаминовна сочувствовала мужу во всем, но тяготилась порой этим «вечным постом», в некоторых случаях доходило и до обиды. Разногласия переживались непросто, но именно они позволяли еще яснее ощутить силу душевного и духовного родства – неотъемлемого утешения семьи, где все молятся друг за друга. «Мы с Сережей очень остро чувствовали, когда дух мира покидал семью, - вспоминает Наталья Пестова. - <…> Скандалов при нас не было, но папа замыкался в себе, был грустный, просил у мамы без конца прощения, а она отмахивалась и плакала. Что происходило между ними — мы не понимали. С возрастом мы стали догадываться, что отец стремился к святости, а его аскетическая жизнь была не под силу его супруге. Но тогда причина ссор не доходила до нашего разума, мы плакали и требовали мира. Это горе было причиной, научившей меня молиться о мире в семье жарко, настойчиво и неотступно. И до чего же было радостно, когда я видела, что Господь услышал мою молитву».

Супруги Пестовы прожили долгий век и отпраздновали в 1973 году золотую свадьбу – пятьдесят лет совместной жизни. Не дожил до этой даты их старший сын Николай, погибший в Отечественную войну. Душевные силы слабеющей здоровьем четы были почти целиком отданы воспитанию внуков – у дочери, матушки Наталии, родилось в счастливом браке пятеро детей. «Они утерли с наших глаз последние слезы», - говорила Зоя Вениаминовна. В последние годы жизни, на пенсии, и она, и ее муж особенно ярко, отчетливо жили духом апостольства: Николай Евграфович копировал и распространял духовную литературу, писал собственные богословские труды, с особой тщательностью вел духовный дневник. Зоя Вениаминовна подводила итог своей жизни немного иначе: совесть постоянно побуждала ее проповедовать слово Божие, что она и делала, не жалея себя. Супруга, мать и бабушка словно вернулась в юность, в годы существования Христианск

ческого кружка, и посвящала все свободное время христианскому просвещению. Нередко ей приходилось пояснять пришедшим на службу людям содержание богослужения, смысл того, что читают или поют. Эти разговоры со случайными встречными продолжались порой и за стенами храма. Так случилось и за несколько дней до ее кончины. После службы, прямо на улице, в Сокольниках, она долго рассказывала что-то заинтересовавшимся студенткам. Простудилась, получила воспаление легких и умерла.

Николай Евграфович провожал супругу в вечную жизнь горячей слезной молитвой. Больше года он практически непрерывно читал каноны и акафисты о упокоении ее души – отрешившись от жизни и не замечая времени. Господь давал ему силы через Святое Причастие, которое он принимал каждое воскресенье. В отличие от жены, отошедшей в мир иной без мук, писатель и ученый тяжело страдал от предсмертных болезней, но переносил их в терпении и молитве. Он скончался девяностолетним старцем, в ночь на 14 января 1982 года, в праздник святого Василия Великого, которого очень чтил. «Помоги мне одеться и ехать в церковь»,- были его последние, обращенные к дочери, слова.

Над гробом Николая Пестова было немало сказано о его высокой христианской и гражданской жизни, о заслугах ученого, о плодотворном писательском труде. Но самым глубоким доказательством благого Промысла Божия была, пожалуй, его личная судьба – путь веры, пройденный вместе с близкими. Суть этого пути и его «ненапрасность» наиболее ярко характеризуют слова матушки Наталии Соколовой (Пестовой): «О чем молился мой отец – это знает один Бог. Но если я оглянусь на мои прожитые семьдесят лет, то могу сказать одно: они прошли под покровом Всевышнего».

Источник: Православие и современность

16 декабря 2009 г.

Рейтинг: 8.4 Голосов: 82 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×