Тоска по Святой Руси

Источник: Русский дом

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Пора всем нам от слов, про объединяющую роль Православия, которое может превратить наше общество в дееспособную нацию, перейти к делу — воспитанию граждан в духе христианской морали и нравственности. Тем более что Русская Православная Церковь как организация в последнее время демонстрирует активность, которой могут позавидовать другие общественные институты российского государства.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 500 px. Размер файла 259017 b.
 М.В. Нестеров. Святая Русь
М.В. Нестеров. Святая Русь

В недавней поездке из Москвы в Санкт-Петербург довелось мне разговориться с образованным молодым человеком. Вид, манера поведения свидетельствовали о его успешности. Да он и не скрывал этого: «Мне 25 лет, а я уже многого добился. И всё потому, что понял: главное в жизни — уметь зарабатывать деньги. Будут деньги — остальное приложится. И духовность, и мораль. Вот мы, русские, жалуемся на инородцев, на мiровой заговор, мол, все беды от них, а на самом деле народ наш сам является источником собственных бед. Если бы меньше пили, а больше работали, то скорее бы освободились от своего варварства и приобщились к ценностям западной цивилизации, прониклись духом предпринимательства».

Говорил он уверенно, не сомневаясь в своей правоте: «Все ваши рассуждения о том, что для русского человека важно не материальное преуспеяние, не карьера, а жизнь по правде и справедливости, что русский человек стремится делать добро не только для себя, а для всего человечества, — не более, чем красивые слова. Вот вы говорите, что Православие спасёт мiр. А я утверждаю, что форма веры не столь важна. Поезд давно ушёл. И никогда уже мы не вернёмся к патриархальному образу жизни, земледелию, многодетным семьям, православной духовности и соборности. Для этих ценностей места в России нет. Она уже бесповоротно порвала со своими традициями и историей. А Церковь должна заниматься только своими прихожанами, не вмешиваясь в политику и повседневную жизнь общества. Для большинства моих сверстников единой правды вообще не существует, у каждого она своя».

«Сапсан» — поезд быстрый, вот уже и Санкт-Петербург. Прощаясь, молодой человек немного помедлил и сказал: «А всё-таки тоска по Святой Руси есть» и, резко повернувшись, зашагал по перрону.

Эта встреча вспомнилась мне, когда я прочитал последние социологические исследования. По данным ВЦИОМа, в 2008 году представление о себе у русских остаётся прежним. Среди положительных качеств, присущих русскому народу, отмечают доброту, честность — 40,6% опрошенных; душевность, благородство, порядочность — 26,1%; взаимовыручку, товарищество — 13,1%; терпимость, безотказность — 12,4 %; трудолюбие — 12,1 %; гостеприимство — 10,2%. Среди отрицательных — пристрастие к алкоголю, наркотикам — 43,2 %; надежда на «авось», лень, безынициативность, вялость — 23,2%; безкультурье-10,9%.

Однако, как пишет известный социолог Леонтий Бызин, исследование реальных ценностей, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, даёт совсем другую картину. Ни коллективизма, ни духовности, ни бескорыстия на этой картине нет. Более того, на первом плане там оказываются противоположные качества: «Опрошенные отмечают доминирование в окружающих их людях таких качеств, как чёрствость, жадность, хамство и цинизм, готовность ради денег перешагнуть через нормы морали. Те, кто занимаются сравнительными социологическими исследованиями России и стран Европы, говорят, что более индивидуалистического общества, чем современная Россия, в Европе просто не существует, — пишет социолог. — Сегодня наше общество продолжает находиться в фазе трансформации, и куда она приведёт нас, остаётся непонятным. Возможно, ценности «идеальной России», духовной России, России великих писателей и философов продолжают существовать как некий недостижимый идеал. В практической жизни люди руководствуются совершенно иным моральным кодексом. Можно предположить, что такое рассогласование ведёт к тяжёлым моральным и культурным травмам. «Русский мiр» разрушен если не до основания, то настолько сильно, что от него остались одни фрагменты».

Социологи отмечают, что сегодня «духовное» воспринимается не как альтернатива высоким жизненным стандартам, а как их следствие. «Духовность» перестала быть монополией народа как целостной общности, а стала исключительным правом личности. Произошла девальвация таких ценностей, как долготерпение и непритязательность, они стали восприниматься современным обществом со знаком минус. Образ воина как собирательный образ народа заменился образом работника и в ещё большей степени — частного потребителя.

Изменилось отношение русских и к государству. По мнению большинства, «государство существует ради своих граждан; оно должно быть сильным, чтобы эффективно защищать их интересы» (68%), а с традиционным взглядом на государство («государство олицетворяет высший смысл деятельности отдельных граждан; жить ради государства, самозабвенно служить ему — нравственный идеал русского человека») соглашаются только 9,5 % опрошенных.

Несмотря на общую социально-политическую стабильность в стране, по данным ВЦИОМа, в 2008 году только 17,1%, т. е. меньшинство, признавали справедливость и эффективность нынешнего социального строя.

В опросах, связанных с поисками новой национальной идеи, на первое место выходит идея возрождения России как великой державы. Но в своей реальной жизни гражданин, воспитанный либерально-демократической властью, ничем не готов поступиться — не то что проливать кровь за «великую Россию», но даже самым малым.

Социолог Леонтий Зыбин считает, что современное российское общество (как и общество 90-х) антимобилизационно, оно поддерживает власть ровно до того момента, пока та лишь рассуждает о величии, но не требует от граждан никаких активных действий. Мы сами по себе — вы сами по себе.

В то же время стремление общества к национальному единству, запрос на формирование дееспособной нации, безусловно, существует. Это некий идеал, который пока только греет, но ни на что не мотивирует. Идёт попытка формирования современной нации в России, поиск её базового смысла, но попытка эта сопряжена с большими сложностями и проблемами.

Однако сами социологи признают, что сохранились какие-то таинственные «основы русской цивилизации», и это не может не радовать. Если есть основы, то почему же многие так боятся за судьбу русской цивилизации и русского народа? Важно понять, что это за основы. А это и есть те духовные ценности, на которых созидались русское государство, русский народ, русская культура -Православная вера. Именно Православие становилось ключевым ядром возрождения в трагические моменты русской истории.

Пора всем нам от слов, про объединяющую роль Православия, которое может превратить наше общество в дееспособную нацию, перейти к делу — воспитанию граждан в духе христианской морали и нравственности. Тем более что Русская Православная Церковь как организация в последнее время демонстрирует активность, которой могут позавидовать другие общественные институты российского государства.

Как руководство к действию звучат слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Есть только одно исцеление для человеческих душ — и многие из нас знают, как оно совершалось даже в жизни людей тяжко заблудившихся. Воры становились честными людьми, разбойники — законопослушными гражданами; люди, страдавшие от пьянства, освобождались от своего порока; блудники становились верными и заботливыми отцами семейств. Это исцеление приносилось в их жизнь покаянием, верой и силой благодати Божией.

Господь являет Своё живое, действенное, спасительное присутствие в мiре. И ныне звучат Его слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). И ныне мы молимся словами ветхозаветного пророка: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6,16).

Я уверен, что пока у русского человека есть тоска по Святой Руси, у нашего народа великое будущее.

Александр Крутов

Источник: Русский дом

2 февраля 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×