Тогда Иисус, быв спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
Фарисеи спрашивают Господа, когда придет Царствие Божие. Может быть, им было известно, что Христос учил Своих учеников молиться о его пришествии, и ученики проповедовали, что оно приблизилось. «Так когда же, — говорят фарисеи, — откроется слава его?» Господь отвечает вначале фарисеям, а потом обращается к Своим ученикам, и то, что Он говорит тем и другим, — Он говорит нам.
Прежде всего, Царство Мессии — духовное Царство. Они спрашивают, когда оно придет. «Вы не знаете, о чем вы спрашиваете», — говорит Христос. — Оно может придти, а вы не будете знать об этом». Потому что у него нет внешней пышности, как у земных царств, о достижениях которых трубят повсюду. «Нет, — говорит Христос, — его явление будет тихим, оно не придет приметным образом». Они желали удовлетворить свое любопытство относительно времени его наступления. Христос хочет показать непонимание ими его природы. Когда Мессия, Царь мира, придет установить Свое Царство, нельзя будет сказать: «Вот, оно здесь, или вот, оно там», как если бы речь шла о земном царе, обходящем свои владения. Так делают те, кто заботится более всего о «внешней видимости» Церкви, говорит святитель Феофан Затворник. Царство Божие оказывает на людей духовное воздействие. «Царство Божие внутрь вас есть». Оно — не от мира сего. Его слава не поражает человеческое воображение, но движет дух, и власть его распространяется на души и на совесть. Царство Божие не изменит внешнее положение людей, но их сердца и жизнь. Оно тогда придет, когда тщеславных и гордых соделает смиренными, глубокими, небесными. Царство Божие совершается в перемене сердец. А все внешние революции — только переворачивание гробов покрашенных.
В некоторых древних рукописях Евангелия Христос говорит: «Царство Божие — посреди вас». «Вы спрашиваете, когда оно придет, и не знаете, что оно уже начало утверждаться посреди вас. Оно уже действует в вашем народе, но, увы, не в ваших сердцах». Нам хорошо знакомо безумие многих слишком усердных исследователей относительно времени наступления того, что впереди их, и не замечающих, что оно уже — посреди их.
Господь говорит, что установление этого Царства встретится со многим противостоянием и противодействием. Ученики думали, что теперь вся их жизнь будет исполнена славы и благодати, но Христос говорит им, что все будет иначе. «Придут дни, когда пожелаете видеть хоть один день из дней Сына Человеческого, и не увидите. Вначале вам будет действительно сопутствовать чудесный успех (и так было, когда тысячи прилагались ежедневно к Церкви). Но не думайте, что так будет всегда. Придет время, когда из-за умножения беззаконий охладеет во многих любовь». Господь смотрит далеко вперед, на тех Своих учеников, которые будут у Него в последующие века. Придет такое отступничество, и наступят такие гонения, что христиане будут желать увидеть хоть один из тех прежних дней — то победоносное торжество Церкви, которое они когда-то видели. Мы не должны думать, что дело Христово побеждено, оттого что оно не всегда видимо и не всегда преобладает в мире.
Придет время, когда Христос и Царство Его не надо будет искать в том или ином месте, но Его явление будет во всех местах сразу. «Когда скажут вам: Он здесь или Он там, — не ходите и не гоняйтесь. Ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой».
«Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим». И если Господу это предстоит, ученики Его не должны ожидать ничего другого. Путь Церкви к славе вечной Пасхи не может не быть крестным.
Сказал Господь: как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.
Сегодняшнее Евангелие — о бедствиях, грядущих на вселенную. Как это было, например, с жителями Содома, которые были злы и сильно согрешили против Господа? Обратите внимание, что эти люди были многократно предупреждены. Ной был проповедником правды допотопному миру, а Лот — содомлянам. Они слушали предупреждение Божие, они внимали ему. Они любили повеселиться и при этом были весьма деловыми людьми. Если бы, как жители Ниневии, они покаялись в молитве и посте, то могли бы в безопасности есть и пить, потому что в одном этом нет греха для человека. Но они продолжали грешить, наслаждаясь миром и безопасностью, пока не совершился над ними суд. И мы видим, как Бог заботится о сохранении Своих. Ной вошел в ковчег, и был спасен. Лот вышел из Содома и избавился от смерти. Гибель, которой они нисколько не страшились, наступила внезапно. Пришел Потоп, и погубил всех грешников земли. Огонь и сера пролились с неба и погубили всех грешников Содома. Господь показывает, сколь неожиданной будет гибель тех, кто сегодня бесстыдно грешит и смеется над покаянием.
«Так будет и в тот день, — говорит Христос, — когда Сын Человеческий явится». Человечество предупреждено Самим Христом. Апостолы, мученики, святые, преподобные и праведные повторяли это во всех веках после Него. Неужели все напрасно? Казалось бы, слово Спасителя, сказанное Им при всех, разбудит многих, если не всех. Но что мы видим?
Накануне последнего Божия посещения ученики Христовы и их последователи должны отделить себя от неверующих иудеев и идти туда, куда укажет им Господь. Это их бегство из Иерусалима должно быть быстрым. Не должно быть никакого промедления из-за заботы о мирских делах. «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их». Лучше будет им оставить все имение свое, чем стеречь его и погибнуть с неверующими в Господа. Их заботой будет — поступить как Лот и его семейство. «Спасайтесь от рода сего развращенного». И когда будет исход, они не должны думать о возвращении. «Вспоминайте жену Лотову» и не оглядывайтесь назад, как она. Не жалейте оставить место, предназначенное к гибели.
Не надо оглядываться назад, чтобы не возникло искушение вернуться назад. Господь говорит, что не будет другой возможности спастись. «Кто станет оберегать душу свою (жизнь свою), тот погубит ее». Но кто будет рисковать своей жизнью, тот сохранит ее, потому что ему дано будет узнать вечную жизнь.
Все, кто старается жить по правде Божией, несомненно, спасутся, но многие из них — с трудом. Когда Божии суды открываются все попаляющим пламенем, Господь хранит Своих: «В ту ночь двое будут на постели: один возьмется, а другой оставится». Рано или поздно обнаружится, что Господь знает, кто Его, а кто — нет. Это разделение совершится во всех местах, всюду, где распространится Царство Божие. «Где, Господи?» — сказали они. Ответ Спасителя — звучит как пословица: «Где труп, там соберутся и орлы». Святые отцы дают двойное толкование этих слов. Где бы ни скрывались нечестивые, суды Божии найдут их. Как орлы устремляются на добычу, так правда Божия настигнет всякое зло.
Где бы ни находились верные, хранимые Господом, они радостно встретят Христа лицом к лицу. Где Христос, там соберутся верующие в Него — у Креста, который просияет вечной славой Его. Все, запечатленные именем Христовым, встанут рядом с Ним и примут от Него благословение бесконечной любви.