В начале был Христос
Я воспитывался в семье коптов. Слово «копт» происходит от греческого «Эгиптос» (Египет) и изначально означало «египетский». После мусульманского завоевания в VII веке и последующего превращения Египта в преимущественно мусульманскую страну, коптами стали называть немногочисленных египтян, сохранивших христианство. Моя семья не принимала активного участия в религиозной жизни Коптской Церкви в основном потому, что мы тогда жили не в Египте, а в одной из стран Арабского Залива. После смерти отца мы вернулись в Египет, где оказались в новой для нас религиозной атмосфере, в окружении коптских храмов. Больше всего меня интересовал Христос, но я так и не находил ответа на свой вопрос. В историческом и богословском контексте вопрос «Кто такой Христос?» имеет в Египте уникальный оттенок и эффект. Именно в Египте возник самый противоречивый спор о Христе, в результате которого созывались три Вселенских Собора. По сути, сегодня мы можем без преувеличения сказать, что раскол, произошедший среди христиан Александрийской Церкви после Халкидонского Собора, навеки изменил всю карту мира.
В то время мне не попадался арабский перевод «Томоса», но я читал о нем в некоторых книгах. Одна из этих книг была написана Патриархом Коптской Церкви Шенудой III. Он писал: «Две природы были настолько очевидны, что было сказано, что Христос – это два лица, Бог и человек; одно из них творит чудеса, другое приемлет оскорбления и унижения» [1]. Как я выяснил позднее, когда мне впервые удалось раздобыть «Томос» на английском языке, этот перевод был неверным. Папа Лев разъясняет, что природы Христа различаются, а лицо Его остается единым.
Затем я заинтересовался, почему Коптская Церковь придерживается этого учения. Я обнаружил, что вызванная политическим конфликтом между Патриархом и Византийской Империей изоляция Коптской Церкви привела к появлению новых богословских сочинений, далеко отклонившихся от общего течения мирового православия. Этим объясняются социологические, политические и богословские обстоятельства, которые привели к появлению учения, названного впоследствии монофизитской христологией, и которого придерживаются большинство коптов с пятого века.
Монофизитство – это учение, утверждающее, что Христос имеет только одну природу, божественную. Это название не в ходу у самих монофизитов. Однако Папа Шенуда его использует, говоря: «Термин «монофизиты», употребляющийся для обозначения верующих в Одну Природу, намеренно или нет, на протяжении некоторых периодов истории толкуется неверно» [2]. В той же книге Шенуда пишет: «Дева не родила человека и Бога» [3].
Я все так же искал ответ на свой изначальный вопрос и чувствовал, что монофизитское учение Коптской Церкви неверно толкует истину о Христе, который есть воистину Бог и человек. Напротив, мне стало казаться, что творения святых отцов и деяния Всемирных Соборов могут точнее выразить истину о том, как сам Бог стал человеком.
Дорога в Халкидон
Хотя большинство коптов не признали решение Халкидонского Собора, основав собственный патриархат во главе с изгнанным патриархом Диоскуром, я был другого мнения. Я стал изучать православные сочинения по христологии, главным образом книги по патрологии выдающегося русского ученого Георгия Флоровского.
Приняв христологическое учение Святой Соборной и Апостольской Церкви, я с радостью понял и познал христианского Бога, как Бога истинного, который имеет связь с миром. Он не миф и не дошедший до нас из глубины веков набор описаний. Он пришел и говорил с нами, и стал человеком, чтобы мы смогли понять Его. Он стал человеком, чтобы человек смог стать богом, как сказал св. Антоний Великий[4]. Спасение целиком опирается на эту истину, человечность Христа так же велика, как Его истинная Божественность. Если человек и смертен, то он становиться бессмертным, приобщаясь Его божественной природе (2 Петр 1:4) и мы можем присоединиться к словам св. Григория Нисского: «тех, кого Он не принял, Он не исцелил; а кто приобщен Его Божеству, тот также спасен» [5].
Специально для портала
«Православие и мир»,
перевод с английского Марины
Леонтьевой
[1] Патриарх Шенуда III , The Nature of Christ (Природа Христа), изд.1, Оттава, 1985
[2] Там же, стр.9
[3] Там же, стр.4
[4] Афанасий Александрийский, Трактат о воплощении, 53.
[5] Григорий Нисский, Послание 51