Интересная бледность

Источник: Радонеж

Вампиры в современной развлекательной культуре укоренились настолько прочно, что, как уверяют путешественники, в Голливуде легче встретить вампира, чем человека. Варварские, интолерантные времена, когда вампиров то осиновым колом кололи, то серебряной пулей стреляли, то чесноком всячески огорчали, остались в прошлом. Вампиры, как правило, изображаются персонажами очаровательными и таинственно влекущими. Правда еще выходят романы (например, "В час, когда взойдет луна") которые изображают вампиров достаточно традиционно - как людей, извративших свою природу и вступивших в союз с силами духовного зла, чтобы получить неуязвимость и власть — вместе с погибелью души и физиологической необходимостью убивать и пить кровь. Однако в целом индустрия развлечений - и на Западе, и у нас - успешно преодолела вампирофобские предрассудки, и упоенно расписывает интересную бледность и возвышенную душу кровопийц. Впрочем, слова "кровопийцы" мы в дальнейшем будем избегать, чтобы не подвергнуться осуждению за экстремизм. Один из проектов, развивающих вампирскую тему, и попался автору на глаза.

"Он может пообещать ей любовь до гроба, и он не обманет, он знает, о чем говорит, ведь он ВАМПИР. Но его любовь не просто ВЛЕЧЕНИЕ, она сильнее зова природы, им движет нежность и страсть, он познал другие грани бытия и теперь готов убить даже своих сородичей, защищая любимую!" - уверяет реклама, размещенная на Портале для Родителей г. Москвы. Не очень понятно, как она оказалась среди материалов, предназначенных для родителей; но об этой рекламе хочется сказать пару слов.

Сочинители подобных историй, очевидно, люди вовсе не злонамеренные; все, что они хотят - это развлечь публику, не причиняя никому вреда, и заработать немного денег. Однако часто так бывает, что серьезный вред происходит не от обдуманного злого намерения, а как раз от необдуманности. Нет, у нас нет оснований опасаться, что какая-нибудь девочка, начитавшись подобной литературы, влюбится в вампира, а тот оставит ее обескровленное тело лежать на лестничной клетке. В реальности вампиров не существует. В конце концов, вампир - это всего лишь мифологический персонаж. Однако мифологические персонажи что-то персонифицируют - какие-то человеческие качества, вложенные в них теми, кто их придумал и о них рассказывает. Какие-то качества, которые затрагивают определенные струны в авторе (и читателях), пробуждают какие-то мечты, вызывают какие-то желания. Эльфов, описанных английским писателем Джоном Толкиным, не существует - но зато существует древняя красота и мудрость, которая завораживает нас в эльфах; не существует и хоббитов - но существуют те человеческие качества, которые автор выводит в их лице - уютная домовитость и смиренная простота, которая оборачивается мужеством в час испытания. Не существует и "гнусных орков" но существует человеческая жестокость и тяга к разрушению, которую автор обличил в их отталкивающем образе.

Какие же человеческие качества персонифицируются в вампире? Первое, что характеризует вампира - это употребление человеческой крови. Он живет, лишая жизни других; таков сам его образ существования, и он не может быть другим. Второе - его предельный индивидуализм, доведенный до полной вне-человечности, исключенности из человеческого рода. Люди для вампира являются пищею, мясным стадом, добычей - но никак не равными и подобными ему существами, с которыми его могут связывать человеческие отношения.

Клиническая картина выглядит знакомой - такой тип человека существует в реальном мире, и за ним закрепился термин "социопат". Эти люди тоже обычны в голливудских триллерах, только, в отличие от вампиров, они совершенно реальны и мелькают не только в художественных фильмах, но и во вполне документальной криминальной хронике.

Социопатов не следует путать с душевнобольными; они, напротив, превосходно ориентируются в реальности и часто очень умны. В отличие от душевнобольного, который обычно переживает свое состояние как тяжкое страдание и ищет помощи, социопат не видит в себе ничего неправильного. Как правило, такие люди оказываются в поле зрения психиатров не по своей воле - их обследуют в тюрьме, куда они попадают за совершенные ими преступления. Что отличает социопата - так это отсутствие нравственного чувства и эмоциональной солидарности с другими людьми. На интеллектуальном уровне он отлично понимает, что насилие и убийство - тяжкое преступление, за которое его будут преследовать, и таким образом, юридически он полностью вменяем. Но он не испытывает ни угрызений совести, ни жалости к жертвам, ни дурноты при виде человеческой крови и внутренностей. Как правило, такие люди не употребляют своих ближних в пищу непосредственно, как вампиры (каннибализм среди них встречается, но не слишком часто). Однако последствия встречи с ними ничем не отличаются от последствий встречи с вампиром. Многие из них не доходят до убийств - но их отношение к ближним отличается холодной манипулятивностью, и они оставляют за собой шлейф разбитых сердец, сломанных судеб, и, в лучшем случае, огромных долгов. Беда еще в том, что такие люди отличаются так называемым "психопатическим очарованием", и способны первоначально производить на своих жертв самое благоприятное впечатление. Социопат "лишен лояльности по отношению к обществу и окружающим, включая самых близких", вместе с тем, он "зачастую обладает способностью завоевывать уважение и любовь у людей определенных психотипов и добиваться их повиновения".

Психиатры спорят о том, что приводит к формированию такого характера - предрасположенность, дефекты воспитания, или то и другое вместе. Факт тот, что если у Вас есть дочь-подросток, Вы никогда, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не хотели бы, чтобы она встретилась с таким человеком - а уж тем более поверила его обещаниям и воспылала к нему страстью.

Вампир есть литературное воплощение именно такого характера - только все перечисленные черты в нем в большинстве современных сочинений подернуты романтическим флером и покрыты интересной бледностью. Будет ли разумно со стороны родителей предлагать своим подрастающим детям книжку, в которой такой тип подается в самом соблазнительном виде? Ответственно ли со стороны портала, предназначенного для родителей, эту книгу рекламировать? Это серьезные вопросы, над которыми стоит подумать.

Сергей Белозерский

Источник: Радонеж

3 мая 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×